Компроматом по конкурентам, или Универсальные избирательные технологии для развитой и начинающей демократии

2 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 2 июня-9 июня

Президентские выборы во Франции запланированы на следующий год. Однако фаза жестоких подножек и многоходовых компрометирующих операций уже в разгаре...

Доминик Де Вильпен
Доминик Де Вильпен

Президентские выборы во Франции запланированы на следующий год. Однако фаза жестоких подножек и многоходовых компрометирующих операций уже в разгаре. Французские избирательные технологии по форме выглядят элегантнее отечественных, но по сути отражают то же стремление политиков добиться власти любой ценой. Цена эта — и в устоявшихся, и в формирующихся демократиях — нередко определяется критериями, далекими от государственного интереса.

На этой неделе исполнился ровно год пребывания у власти премьер-министра Доминика Де Вильпена. До президентских выборов также остался всего год. Тождественность двух временных отрезков позволяет как подвести итоги управления страной, так и спрогнозировать самые яркие тенденции начавшейся избирательной кампании.

Сначала об итогах. Практически все опросы общественного мнения свидетельствуют: за последние 10 лет во Франции не было столь мало популярного премьера и столь мало любимого президента. При том, что безработица по капле сокращается, соответственно — усилиями правительства — создаются дополнительные рабочие места и в целом экономика страны развивается немного лучше, чем, к примеру, год или два назад.

Казалось бы, неплохие результаты команды Де Вильпена позволяют правым надеяться на поддержку избирателей. Но политологи не обещают лидерам правящей партии «Союз за народное движение» гарантированного сохранения позиций хотя бы потому, что партия предложит на выборы не одного, а как минимум двух кандидатов. В то же время раскол в рядах правых не создает условия победы кандидатам от традиционных левых партий: нет у последних ни яркого харизматического кандидата, ни внятной программы, действительно направленной на разрешение накопившихся в обществе проблем.

Остаются ультраправые и ультралевые. Как показали предыдущие президентские выборы, за них все больше голосуют те, кто разочаровался в привычных и привыкших к рулю политических партиях, которые сменяют друг друга у власти, не решая острых общественных проблем. Осенние беспорядки в бедных кварталах, весенние затяжные акции протеста против контракта по первому найму показали, что протестные настроения в обществе накапливаются и множатся. Однако и у радикалов нет по-настоящему популярных лидеров.

Анархисты, коммунисты, троцкисты и иже с ними опираются на свой, четко очерченный сегмент избирательного поля, но практически не способны преодолеть границы этого поля и завоевать симпатии «соседского» электората. То же самое происходит в лагере ультраправых. Одиозный, но широко известный Жан-Мари Ле Пен стареет и, уходя от дел, пытается оставить во главе Национального фронта свою дочь Марину. Но у его соратников собственные амбиции...

Единственное, что можно утверждать с уверенностью, — то, что президент Ширак не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Преемником команды президента долгое время считали нынешнего премьера Доминика Де Вильпена — давнего личного друга и соратника Ширака, посвященного во все деликатные аспекты неформальной политической практики нынешней власти. Отходя от дел, Ширак и его ближайшее окружение хотели бы оставить у руля своего проверенного человека. Так было бы надежнее, учитывая несколько коррупционных скандалов с участием крупных фигур из партии нынешнего президента.

Однако те, кто был бы по душе сегодняшнему президенту (к примеру, Де Вильпен), не соответствуют общественным симпатиям. «За год Де Вильпен превратился из спасителя правых после провала референдума по Конституции ЕС в премьер-министра, которого тотально не приемлет общественное мнение», написала «Либерасьон». Сухой, негибкий, неуступчивый и несколько высокомерный премьер значительно потерял в имидже после провала проекта реформы трудового права, от которой правительству пришлось отказаться из-за несогласия улицы. Во все более сжимающимся как кусочек шагреневой кожи близком кругу Ширака других кандидатур на президента страны не просматривается: верные из верных мелковаты по масштабам страны.

А Николя Саркози, в былые времена тоже приближенного к нынешнему президенту, Жака Ширака не устраивает намного больше, чем любой идеологически несозвучный социалист. Тогда как на сегодняшний день именно он, министр внутренних дел и лидер партии «Союз за народное движение», выглядит наиболее проходной фигурой. Амбициозный, ловкий, энергичный, он умудрился быть как в оппозиции к лидерам государства и правительства Шираку и Де Вильпену, публично критикуя их решения, так и одновременно состоять вторым по степени ответственности членом нынешнего правительства, отказываясь идти в отставку.

Уставшая от безработицы и затяжных уличных беспорядков страна, в том числе традиционный левый электорат, соглашается, что настоящей войны идей между социалистами и партией Ширака давно не происходит, а вся борьба вокруг парламентских и президентских выборов — скорее, конкуренция отдельных личностей, чем продолжение конфликта экономических и политических концепций. Стало быть, уж если исходить из личностного критерия, то почему бы нет? — на фоне блеклых конкурентов Николя Саркози выглядит не худшим образом.

Правый электорат тоже, как свидетельствуют опросы, большей частью склоняется к поддержке Саркози, и даже непосредственно в правящей партии большинство группируется вокруг министра внутренних дел и лидера партии, а не вокруг премьер-министра, как того требовала бы, в идеале, логика французского политического стандарта.

Раскол французских правых отчасти перекликается с противостоянием в украинском лагере оранжевых. Такое же личное недоверие и соперничество на уровне лидеров, такое же непонимание и разочарование со стороны электорального ядра — той части избирателей, которая рассчитывает на определенную политическую последовательность, на соблюдение конкретной системы взглядов и ориентиров, за которые они голосовали. Такое же отсутствие политического большинства в поддержку президента страны... Разницу составляет общий политический контекст, принципиально отличный в Украине и Франции. Но в основных чертах тенденция сопоставима, как не слишком отличаются по сути и методы конкурентной избирательной борьбы.

То, что в украинских реалиях именуется «черным пиаром», во французской транскрипции находит свое воплощение в скандале государственного масштаба, — так называемом «деле Клерстрим». Суть в том, что система находящихся в Люксембурге посреднических банков, которые производят международные взаимозачеты по промышленным платежам и контрактам, с недавнего времени создала под своей крышей систему личных счетов. В последние несколько лет многие журналисты и следователи во Франции высказывали подозрения, что крупные политики и государственные чиновники вполне могут иметь такие счета в привлекательной своей непрозрачностью системе Клерстрим и получать на эти счета комиссионные от крупных международных сделок — в благодарность за удачное лоббирование контракта.

Не так давно в прессу попали, с подачи следователя, ведущего дело о счетах по системе Клерстрим, свидетельские показания одного из генералов спецслужбы. Последний, среди прочего, сообщал о том, что нынешний премьер и потенциальный преемник от Ширака (в то время в должности министра иностранных дел) заангажировал его для сбора информации по возможным счетам Николя Саркози, которого уже тогда в своем же лагере, в близком кругу Ширака, воспринимали как опасного политического конкурента. Позже пресса обнародовала также неизвестно как «просочившийся» из следственных документов список политических деятелей, в котором фигурировал и Саркози, и многие другие известные политики, те, кто якобы получал большие взятки на люксембургские счета в Клерстрим. Как позже оказалось, перечень был фальшивым, и нынче следствие пытается понять, кто и зачем его сфабриковал.

Но дело сделано. Потенциальный кандидат Саркози публично обвинил потенциального кандидата Де Вильпена в сознательной компрометации и недозволенных методах сбора информации о себе. Обмен любезностями не прибавил зрительских симпатий обоим оппонентам. Едва выходя на старт, президентская кампания погрязла в нелицеприятных обличениях.

Общество и пресса задаются вопросами политической, судебной, следственной и прочей этики, которые, очевидно, возникают и по утечке документов из судебного досье, и по вопросу полномочий для министра иностранных дел рекрутировать высокопоставленных спецслужащих для слежки за политиками в своих личных, далеко не государственных целях... Иные пропорции, иной формат, но все это мы уже где-то видели...

Параллельно с толкотней по коридорам власти, в совершенно отслоившемся режиме общество накапливает проблемы, на которые сегодняшние кандидаты на заглавную роль не предлагают эффективных решений. Пятая республика, или же система нынешней организации государственной власти, которая работает во Франции со времен генерала де Голля, без сомнения, устарела и не отвечает ни экономической, ни политической, ни демографической ситуации в стране. Замахнуться на системную государственную реформу не решается ни одна из ведущих политических сил, замыкаясь на личной конкуренции вождей. Это позволяет политологам прогнозировать вероятный прорыв неизвестной ныне «темной лошадки», которая может привлечь избирателя одним только фактом новизны. За год до выборов сложно описать подробнее, каким критериям должен был бы соответствовать подобный кандидат. Порой предполагают, что вполне могла бы пригодиться женщина с приятной наружностью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно