КИЕВСКИЙ ПАСЬЯНС - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

КИЕВСКИЙ ПАСЬЯНС

7 апреля, 2000, 00:00 Распечатать

ПАСЬЯНС ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ Полтора года назад парламент принял закон «О столице». Тем самым Киев согласно закону стал духовным центром Украины и, что более важно, получил право избирать своего голову...

ПАСЬЯНС ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ

Полтора года назад парламент принял закон «О столице». Тем самым Киев согласно закону стал духовным центром Украины и, что более важно, получил право избирать своего голову. Еще перед первым чтением существовало несколько вариантов законов, но депутаты-киевляне пришли к логическому выводу, что, запустив в зал больше одного закона, в результате не получат ни одного. Можно вспомнить, как Владимир Бондаренко вышел на трибуну перед первым чтением и заявил, что к проекту закона он подал восемнадцать листов поправок, и несмотря на это он призывает всех проголосовать «за». Депутаты тогда посмеялись, поправок особо не учли, но приняли закон без лишних промедлений. Понятное дело: столице нужен был мэр, дабы укрепить городскую власть и прекратить серию дворцовых городских переворотов. Правда, каждой группе нужен был свой мэр.

Президент тоже не задержался с подписанием закона. В нем были сохранены районные и городская администрации, а значит — право снимать и назначать глав администраций.

Изначально закон о столице планировался не как экономический документ, а как механизм организации публичной власти в трехмиллионном и таком привлекательном для разных политических сил мегаполисе. Но с организацией власти как раз не все и сложилось. Во-первых, несколько статей закона не разделяют полномочий совета и администрации. Так, в статье четвертой закона сказано, что «органы местного самоуправления и исполнительной власти в Киеве обеспечивают следующие функции...». Благодаря царящей в законе неразберихи до сих пор реально нельзя сказать, так за что же отвечает совет, а за что — исполнительная власть. С исполнительной властью дело обстоит еще хуже: по закону существует и исполком, и администрация. Их функции практически не разграничены. Более того базовые законы «О местных администрациях» и «О местном самоуправлении» тоже не дают четкого ответа на этот вопрос. В Киеве выбрали третий вариант, который по большому счету не удовлетворил почти никого. В столице просто не было создано горисполкома.

Сразу после выборов создавать исполком не было выгодно никому. Создание такого органа без четко выписанных полномочий могло ухудшить отношения Александра Омельченко с Президентом, тем более что Леонид Данилович фактически поддержал киевского главу в послевыборных судебных тяжбах. Горсовет, тогда почти единогласно поддерживающий Александра Александровича, не настаивал на создании исполкома. Позже, когда отношения мэра и Президента несколько охладели, создавать горисполком означало пойти на открытый конфликт. И хотя горсовет, по идее, поддержал бы сегодня создание исполкома, Омельченко не спешит выносить соответствующее предложение. Для него очень важно не ухудшить отношений с Президентом. И ничего в этом не было бы интересного, но согласно закону киевский всенародно избранный голова не являлся председателем Киевсовета и Киевисполкома. С этих должностей его может уволить только совет и только двумя третями голосов. А главу администрации назначает и снимает Президент лично. Омельченко играет в своеобразные кошки-мышки: вы меня не трогайте, а я буду лояльным, не буду создавать исполком и буду просто главой администрации, откуда вы всегда меня сможете снять. Если захотите.

ПАСЬЯНС ГОРСОВЕТОВСКИЙ

Киевский горсовет, как это ни странно, до сих пор не структурирован политически. Изначально в нем было всего две фракции — коммунисты в количестве семи человек и тринадцать руховцев. После разделения партии руховцы распались на две группы — шесть и семь депутатов соответственно. Позже они опять объединились в одну фракцию, но не из-за объединительного процесса, а, как считают многие, только потому, что боялись потерять свои портфели. Четыре их представителя были назначены руководителями управлений: имущества, валютно-экспертного, молодежи и аппаратом горсовета.

Говорить о других политических партиях в горсовете довольно сложно, так как создание политических фракций особо не приветствуется. Неплохо в горсовете представлены народные демократы, которые в последнее время (после назначения Анатолия Толстоухова) стали подтягивать силы. На сегодня их представители руководят управлением предпринимателей и комиссиями по вопросам бюджета и по вопросам собственности. Народные демократы стали инициаторами создания политического объединения «Києве мій», которое по идее создателей должно было на городском уровне продолжить начинания предвыборного блока «Наш Президент — Леонид Кучма». С той только разницей, что новый блок не поддержали городские организации Демсоюза и СДПУ(о). Между прочим в горсовете нет ни одного депутата — члена вышеназванных партий. В то же время народные демократы начали понемногу конфликтовать со своими бывшими союзниками — руховцами. Попытка назначить новым начальником управления по делам молодежи председателя женской организации НДП Матико-Бубнову вместо руховца Кулика вызвала сразу же пикетирование горсовета, а виновным немедленно назвали руководителя киевской НДП Анатолия Толстоухова (нового зама Омельченко по гуманитарным вопросам).

Определенное влияние в горсовете имеет и ПРП, в первую очередь благодаря народному депутату Владимиру Бондаренко и новоназначенному руководителю информационного отдела Николаю Томенко. Кроме этого ПРП имеет неплохие позиции в комитете по самоуправлению. Но в целом, говоря о горсовете, можно сказать, что ни одна политическая сила в нем не имеет бесспорного влияния. Что касается поддержки Александра Омельченко, то горсовет в этом отношении очень инертный. В целом многие депутаты разочарованы, так как их ожидания от депутатства (в первую очередь финансово-экономические) во многом не оправдались. Кроме этого в горсовете не так уж много богатых людей, и любое реальное предложение со стороны может быть поддержано депутатами. А это не всегда будет на руку Александру Омельченко. Мэр города во многом проиграл борьбу за свой горсовет. Его желание быть отцом всего города не нравится одним из-за ревности, а другим из-за желания играть в собственные игры.

ПАСЬЯНС АДМИНРЕФОРМОВСКИЙ

Когда месяц назад началась админреформа в городе сразу же поползли слухи о том, что после референдума в Киеве все будет по-другому. Главой горадминистрации назначат Пустовойтенко, а его замами (их будет не 11, как сейчас, а всего три) станут недавно назначенные Толстоухов, Шовкун и, возможно, Сташевский. Как подтверждение, говорилось о том, что Омельченко вот уже месяц, как не может с глазу на глаз встретиться с Президентом. Но вот на прошедшей неделе наконец-то Президент показался вместе с градоначальником. Вначале они смотрели новостройки, потом спустились в метро, где открыли новую станцию и тут же дали небольшую прес-конференцию. На вопрос о том, какое у вас отношение к Александру Омельченко, Президент ответил немного расплывчато, но и утверждающе: «Він будівничий». Сразу же после этого многие заговорили о том, что призрак отставки уже не маячит непосредственно за спиной Омельченко. Правда, окончательно избавиться от угрозы оставки городскому голове так и не удалось.

Но остался нерешенным главный вопрос: какая же будет новая структура администрации. Согласно проекту Кабмина в Киеве должно остаться три зама. По логике — это первый зам и еще два по гуманитарным и экономическим вопросам соответственно. Понятно, что желающих занять кресло первого — больше чем один. Кабинет министров как-будто уже начал соглашаться с тем, что такая структура, может, и не нужна в Киеве. А в некоторых кабинетах горадминистрации есть предложение, к которому могут и прислушаться, сделать немного иную структуру. Так предлагается назначить двух первых замов (по гуманитарным и по экономическим вопросам), а также несколько простых замов в их подчинении. В любом случае влияния в Киеве будут достаточно круто изменены. Вместо одиннадцати замов останутся два-три. Мало кто сегодня сомневается, что среди кандидатур наиболее проходными будут Анатолий Толстоухов (по гуманитарным вопросом, а это почти половина бюджета города) и Игорь Шовкун (по экономике). Последний пришел в горадминистрацию с Подольской райадминистрации, и многие считают, что этому назначению способствовал Александр Волков.

Таким образом, в Киеве в ближайшее время может начаться новое перераспределение власти. Мэра пока никто не тронет, хотя над ним всегда будет висеть угроза отставки с должности главы горадминистрации. Главными отраслями жизни города имеют все шансы руководить люди совсем не Омельченко. Не имея особой поддержки горсовета да и не будучи особо в фаворе у Президента, Омельченко как городской голова во многом ослабеет. А на следующих выборах придется куда сложнее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно