КИЕВ-СИМФЕРОПОЛЬ: СТО ПЕРВОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

18 ноября, 1994, 00:00 Распечатать

Если попытаться обобщить сказанное народными депутатами Украины во время очередного обсуждения ...

Если попытаться обобщить сказанное народными депутатами Украины во время очередного обсуждения украинским парламентом политико-правовой ситуации в Крыму, то можно утверждать, что главный лейтмотив сводился к следующему: не подчинитесь - станете областью. Другими словами, украинские депутаты очередной раз напомнили крымским властям, что тем не стоит игнорировать волю Киева, ибо его терпение вне зависимости от политического цвета носителей не беспредельно.

17 ноября было принято очередное постановление Верховного Совета Украины, которым объявляются недействительными несколько десятков крымских законов, актов, постановлений и отдельных статей отдельных законов, которые не соответствуют украинскому законодательству. Генпрокуратуре Украины поручено также разобраться и на том же основании отменить все решения органов исполнительной власти. Все другие крымские акты действительны только в тех положениях, где они соответствуют Конституции и законам Украины.

Впервые за всю историю нервного полуистерического диалога Киева и Симферополя были сделаны попытки придать принятому реальные механизмы исполнения, а именно, украинским Минфину и Нацбанку запрещено финансировать те крымские учреждения и организации, которые в своей деятельности руководствуются отмененными актами. То есть Киев ударил карбованцем: хочешь иметь «деревянные» - подчинись.

Оставлен и «надзиратель» - временная депутатская группа Верховного Совета Украины, которая под руководством члена президиума парламента Владимира Стретовича изучала и дальше обязана изучать ситуацию в Крыму.

И все же по-прежнему трудно ответить на вопрос, что это было - последний шанс крымским верхам самим выйти из глухого угла и не доводить до открытого противостояния, основанный на здравом смысле, или только выступление, по образному замечанию одного из депутатов, в жанре бесплодного сто первого последнего предупреждения. Ситуация, учтенная Киевом и пока не учтенная Симферополем, - по меньшей мере, двояка.

С одной стороны, все, что делается на полуострове, зиждется на двух основных «китах». Во-первых, на таком очень трудно оспоримом аргументе, как волеизъявление самих крымчан. В своем докладе на сессии В.Стретович справедливо и откровенно отметил: за автономию в Крыму, за расширение рамок и полномочий полуостровной государственности на различных референдумах и во время разных голосований всегда выступало до и более 90% крымчан. Задуманный коммунистами крымский «коммунистический заповедник» с одной целью - не дать захватить демократам немалое имущество КПУ- КПСС на теплых берегах - неожиданно совпал с чаяниями людей обособиться и попытаться самим улучшить жизнь. И если первое частично удалось и даже потешило самолюбие дорвавшихся до власти, то с улучшением жизни пока туго, но надежда, оказывается, не только юношей, а и всех питает.

Во-вторых, крымский правовой произвол пророс через прорехи и недосмотр украинских законодателей и надзирателей за собственными законами. Во многом крымские парламентарии действовали не вопреки украинским законам, а на, что называется, свободном правовом поле. Они создавали свои законы, а уже затем в Киеве ломали голову и устанавливали несоответствие украинскому законодательству, которое срочно трактовалось и даже подправлялось по-новому. Взять хотя бы историю с крымским президентством, отмены которого требуют некоторые рьяные депутаты из Киева. Это невозможно хотя бы потому, что Киев сам разрешил Симферополю самому решать вопросы организации исполнительной власти и называть ее главу хоть президентом, хоть лордом-протектором, хоть набобом. Не были четко оговорены и его полномочия, поэтому Юрий Мешков и тщится быть главой государства. И такая ситуация со многими крымскими актами, которые сегодня «не соответствуют», ибо, повторяю, сначала была восстановлена автономия, а потом разграничивались властные полномочия.

Однако, с другой стороны, многое говорит о том, что Симферополю стоит серьезно задуматься над сложившимся положением. Хотя бы потому, что практически не осталось материальной базы под полуостровным патриотизмом и люди элементарно устали от материальных ухудшений, усугубляемых политической грызней расколовшихся вождей. Сегодня нет единства в крымских верхах, а это усиливает естественное влияние Киева, к которому поочередно апеллируют то «цековцы», то «мешковцы».

Существенны и внешние факторы. Россия накануне украино-российского саммита вряд ли пойдет дальше скрытого влияния на крымские события, ограничившись открытием лазейки с предоставлением крымчанам возможности беспрепятственно, по их желанию, получить российское гражданство. В Москве элементарно пока будут обращать внимание на мнение мирового сообщества, которое морщится при одном упоминании о возможности передела границ или о возникновении новых карабахов или босний с герцоговинами.

Существенен в условиях крымско-украино-российского раздора и усиливающийся фактор турецкого присутствия в регионе, который основывается на растущем реальном политико-экономическом гегемонизме Турции и на возрастании внутреннего крымско-татарского влияния. Мировое сообщество, не признающее крымскую государственность на основе территориального принципа образования, ничего не сможет иметь против восстановления крымско-татарского государства на полуострове, основанного на этническом принципе, на праве нации на самоопределение и государственность. Осталось только подождать естественного увеличения численности крымских татар в Крыму, что не за горами, учитывая демографический взрыв в их семьях. Сейчас крымские татары поддерживают Украину, но кто может поручиться, что в дальних планах их вождей нет того соображения, что вырваться из Украины будет намного легче, чем из России, которая все-таки может оставаться в будущем супердержавой.

Но до этого пока далеко, и сегодня все в ожидании реакции Симферополя. Чрезвычайную актуальность приобретает в этих условиях, что Крым должен учитывать, усиление желания украинских как «левых», так и «правых», их готовность разобраться с Крымом, как заявил депутат из УНСО Ярослав Ильясевич, при помощи двух мотострелковых дивизий. Это будет уже не пинг-понг постановлениями, в шариках будут человеческие жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно