Какой слон займет столичную лавку?

Поделиться
На этот раз посуду во властных апартаментах столичного градоначальника бил сам президент. Точнее, его виртуальный указ о назначении главой Киевской городской государственной администрации Юрия Луценко...

На этот раз посуду во властных апартаментах столичного градоначальника бил сам президент. Точнее, его виртуальный указ о назначении главой Киевской городской государственной администрации Юрия Луценко. Однако не стоит забывать, что на момент пика слухов по этому неприятному для Леонида Михайловича поводу на его шее уже сидел другой политический слон — премьер. С собственной структурой киевской исполнительной власти на руках.

В этой ситуации Черновецкому действительно можно было только посочувствовать. Однако силе его слоновьего духа — позавидовать. Похоже, делиться территорией столичный мэр ни с кем не собирается. А принятие Киеврадой решения о деятельности собственного исполнительного органа, о сути и законности которого вот уже вторую неделю спорят власть, оппозиция, журналисты и политологи, не что иное, как предупредительный сигнал на этот счет. И вот почему.

На сегодняшний день можно констатировать, что каждый из упомянутых нами политических игроков проходит свою дистанцию к реальной власти в Киеве. Банальное желание комфортно обустроить собственный быт в столице всегда ставило вопрос контроля над местной властью вторым в повестке дня любой политической партии. Заметим, что силы и скорость движения игроков к цели действительно не равны. Однако у всех налицо одинаковое отношение к закону, о который, как известно, успела дружно вытереть ноги заигравшаяся в кризис политическая элита Украины. И это уравнивает шансы претендентов на реальную победу в столице. И это позволяет президенту, премьеру и столичному голове рассматривать любые варианты и средства достижения собственной цели. Как благодаря закону. Так и вопреки. Для того же, чтобы понять, в какой точке борьбы пребывает властный триумвират (кандидат Луценко пока не в счет) и во что в итоге может вылиться ситуация в сердце страны, стоит схематично очертить линию поведения каждого политического слона в столице.

Стратегия «простака»

Мэр-сюрприз оказался не таким простаком, каким себя позиционирует. Показная любовь к жителям столицы, подкрепленная на выборах килограммами гречки, не помешала всенародно избранному городскому голове вести, по сути, антинародную политику. Пожалуй, решающими на этот счет аргументами по-прежнему остаются незаконное распределение земли, а также пробизнесовая позиция по отношению к стратегическим коммунальным объектам столицы, которые потихоньку уплывают из рук городской общины. Здесь стоит напомнить хотя бы уже уплывший банк «Хрещатик» и пока еще дрейфующий у берегов города «Киевэнергохолдинг», о чем «ЗН» не раз писало.

Стремление во что бы то ни стало разделить то, что еще можно здесь разделить, диктует и линию поведения мэра, начиная от принципов формирования большинства в Киевраде и заканчивая регулярным игнорированием ее регламента. Раздача должностей, портфелей, преференций и земли позволяет г-ну Черновецкому дер­жать ручное большинство в составе фракции одноименного блока, Партии регионов, социалистов и ряда вновь образованных групп из числа перебежчиков из БЮТ и «НУ». Покусывания же местной оппозиции в лице объединения «Демократический Киев» (БЮТ, «НУ», Блок Кличко) уже ничуть не смущают градоначальника.

Самым удачным ударом объединения оказался тарифный, который младшим братьям помогла раскрутить лидер БЮТ Юлия Тимошенко в конце прошлого года. Однако на этом и закончилось победное шествие оппозиционного Киева, с площадки которого большая политика, отыграв очередной акт, ушла так же неожиданно, как и пришла. Попытка же организовать референдум об отставке мэра, как и предполагалось, увязла в судах. Благодаря «справедливому» украинскому закону о референдуме, «честному» правосудию и старанию юристов Черновецкого. А декларируемое единство целей и задач оппозиции не прошло испытание на прочность посулами тех же земельных участков для своих.

Таким образом, бессилие оппозиции, подкрепленное некой лояльностью высшей власти (и президент, и премьер до сих пор публично игнорируют столичные войны), до недавнего времени создавало иллюзию полной недосягаемости персоны Леонида Михайловича. Но это только на первый взгляд.

Троянский сюрприз от Януковича

Не рейтинговые в столице «Регионы», получившие десять мест в Киевраде, вряд ли могли рассчитывать на особую роль в столичной истории. Если бы не одно «но» — собственный премьер и ручной парламент. Стратегия партии в Киеве была ясна изначально: присоединиться к большинству и делить — портфели, предприятия, землю… А между тем брать Киев тихо, исподволь, можно сказать, ювелирно.

Первым «ювелирным» докумен­том «Регионов» стал закон Украины о госбюджете-2007, где Кабмин предусмотрительно приостановил действие некоторых статей закона о местном самоуправлении, которые касаются вопросов установления численности и штатов аппарата и исполнительных органов советов. Потом даже вышло постановление Кабмина №174 от 8 февраля 2004 года, где эта норма дублировалась и прилагалась типовая структура исполкомов. Через неделю, правда, постановление было отменено тем же Кабмином. Почему? Вопрос другой. Однако закон о бюджете и его норма и по сей день в силе.

К чему ведем? Все просто. Используя в законе такую норму и, запретив без своего ведома формировать местные команды, Кабмин оставил за собой право увеличить контроль за местной властью. В том числе и столичной.

Источники утверждают, что готовилось отдельное постановление Кабинета министров по Киеву (а столица прибывает в специальном статусе, и, согласно закону о столице, ее исполком олицетворяет Киевская городская государственная администрация, к чему мы обязательно вернемся), как и разрабатывалась специальная структура столичной исполнительной власти. Речь шла о количестве замов, которых у Черновецкого стало немеряно, о четком распределении их полномочий, которые после многочисленных политических торгов регулярно пересекаются, об управлениях, штаты которых неоправданно раздуты, а также о персоналиях, которые могли устраивать «Регионы». Об этом напрямую говорили некоторые представители ПР. По-видимому, именно этот документ и тормозил согласование Кабмином, что также предусмотрено законом о столице, ряда замов и руководителей КГГА, которые уже больше года пребывают в статусе и.о.

По свидетельству первого зама городского головы г-на Голубченко, в апреле этот документ был готов. И, уже согласно нашим предположениям, «Регионы» вполне могли рассчитывать на свой троянский сюрприз Леониду Михайловичу. Однако проснулся президент.

Блицкриг гаранта

Публично отказать в своей благосклонности Леониду Михайловичу Ющенко решился лишь однажды, указав на «несколько завышенные» тарифы в Киеве. То был «весомый» вклад гаранта в тарифную войну местной оппозиции и власти. В итоге тарифы снизили. Правда, не на десять процентов, как рекомендовал президент, а почти вдвое — как решила Юлия Владимировна. С тех пор гарант, по-видимому, сильно увлекшись кризисом в верхах, дер­жит прежнюю публичную дистанцию и нейтралитет по отношению к столичному мэру. Не особо задел Виктора Андреевича даже тот факт, что киевский мэр отказался выполнять его указ о подготовке и проведении досрочных выборов. Сейчас речь не о правовой стороне самого указа, а о профессиональном долге государственного чиновника, назначенного самим президентом.

Теперь можно только догадываться, откуда поползли слухи о готовящемся указе Ющенко о назначении на должность главы КГГА Луценко. То ли сам гарант действительно проснулся. То ли его секретариат. А может, пиарщики Юрия Витальевича?.. Версий много. Но суть в другом. Киевская власть почувствовала реальную угрозу разделения полномочий и двоевластия. Несмотря на то что от этого она застрахована решением Конституционного суда от 2003 года, где черным по белому написано, что главой Киевской городской государственной администрации президент обязан назначить всенародно избранного городского голову. Точка.

Тогда свое право на мэрское кресло с широчайшими полномочиями отвоевал у Кучмы г-н Омельченко. Казалось бы, такая категоричная формулировка нивелирует всякие выпады в адрес нынешнего обладателя царских полномочий. Однако в сегодняшней ситуации, когда страна практически вышла из правового поля, в мэрии прекрасно понимают, что такой указ таки может появиться. И что многие политики уже примеряют на себя его одежды. Президент же по недавно заведенной традиции может мотивировать свою высшую волю отказом Черновецкого выполнять указы гаранта Конституции.

Кстати, у Виктора Андреевича появился и еще один вполне правовой мотив подвинуть Черновецкого. О котором мы собирались сказать отдельно. Его автором опять-таки стал сам Леонид Михайлович, неожиданно решивший рассмотреть и утвердить на последней сессии Киеврады вопрос о деятельности собственного исполнительного органа (КГГА). С приложением его структуры. И здесь два основных аспекта.

Первый, а он и стал причиной сыр-бора в СМИ, — обвинение мэра в попытке властного переворота. Оппозиция заявила о расчищенном поле для создания в случае необходимости дубля КГГА. По мнению «нашеукраинца» Дмитрия Андриевского, ничего не помешает Черновецкому завтра, также с нарушением регламента, переименовать этот собственный исполнительный орган, который сегодня назвали КГГА, в управу и не подчиниться ни гипотетическому новому главе КГГА, ни президенту, мотивируя свою позицию наличием собственного исполнительного органа Киеврады.

Все это, конечно, выглядит довольно сомнительно, исходя из закона о столице и регламента Киеврады. Хотя чем черт не шутит!.. В том же законе о столице, к примеру, в 10-й статье речь идет о праве совета создавать собственный исполнительный орган. О том, что этим органом является только КГГА, говорится лишь в заключительных положениях. Тоже, знаете ли, можно при желании в судах поспорить. Лет, эдак, несколько…

И второй момент. Даже если согласиться с аргументом ряда представителей провластного большинства, что это решение — всего лишь упорядочение и констатация той структуры администрации, которая сегодня действует в Киеве. И что никакого двойного дна она не предполагает и предполагать не может. Все равно получается, что Черновецкий самим фактом официального утверждения структуры исполкома нарушил закон Украины о государственном бюджете-2007, где самостоятельное создание и утверждение радами исполнительных структур на местах в этом году приостановлено. Здесь, конечно, можно вспомнить и об абсурдности подобных норм, и о личной заинтересованности Кабмина, о чем мы успели вам рассказать. Однако спрашивается, почему Киевраде нельзя было утвердить структуру КГГА еще в 2006 году, по горячим поствыборным следам? Мы попытались выяснить, а может, в основу этой структуры все-таки положены разработки Кабмина? Но первый зам Черновецкого Анатолий Голубченко, опроверг наши догадки и сообщил, что в связи с политическим кризисом всякое общение с Кабмином на этот счет было прекращено.

Как бы там ни было, но подобное правовое непослушание г-на Черновецкого с легкой руки Кабмина добавляет еще один пункт в длинный перечень нарушений украинского законодательства мэром, за которые президент, согласно закону о государственных администрациях, может снять главу администрации с поста. Рассуждая о возможных сценариях развития событий в столице, люди из президентского лагеря вполне допускают подобное решение главы державы и оправдывают его. Правда, как тактический ход по устранению Черновецкого, а не перспективу для столицы. Невзирая на существование решения КС.

На поверхности политической возни есть еще один вариант реализации «президентского» сценария по смещению Черновецкого с поста главы КГГА. Речь идет о возможной работе специальной комиссии по проверке деятельности этой структуры. Якобы для того, чтобы ее глава не смог повлиять на ее ход и результаты, может быть назначен и.о. На 60 дней. «А вы можете себе представить, что произойдет с промэрским большинством Киеврады, если этим и.о. станет г-н Луценко?» — логично спрашивает один из фантазеров-реалистов «НУ». — Закрутится совсем другой сценарий. Здесь и референдум пройдет большинством голосов, и отставка».

Среди возможных вариантов на пост главы КГГА звучит фамилия народного депутата Борисова. Говорят, что она всплыла только потому, что Ющенко не совсем интересно держать на виду все усиливающегося Луценко: его рейтинг в столице уже почти сравнялся с рейтингом Тимошенко.

«Регионам» же, теряющим контроль над ситуацией как в стране, так и в столице (а утверждение своей собственной структуры исполкома без Кабмина, в каких бы целях это ни происходило — плевок в сторону последнего) придется все равно оставаться в большинстве Черновецкого. Делая хорошую мину при неважной игре. Дожидаясь возможности начать все сначала. Правда, сначала теперь может начать кто угодно и когда угодно. Потому как сегодня в этой стране речь о соблюдении закона не идет. И в столичной лавке, похоже, будет заправлять тот слон, который перебьет больше посуды.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме