КАК ВЕРНУТЬ СТРАНЕ ДОБРОЕ ИМЯ

28 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Что оставил уходящий год Украине на международной арене? Чем запомнился больше всего? Чем Украина запомнилась миру?..

Что оставил уходящий год Украине на международной арене? Чем запомнился больше всего? Чем Украина запомнилась миру?

Безусловно, у нас были успехи и достижения — улучшились отношения и появились надежды на дальнейшее сближение с Евросоюзом и НАТО, свершился такой важный и долгожданный визит Папы Римского в нашу страну, начал расти товарооборот с некоторыми странами.

Но, пожалуй, никогда раньше имидж Украины не страдал так серьезно, как в год десятилетия ее независимости. И если раньше для многих в мире наша страна ассоциировалась с Чернобылем, коррупцией и «пиратством», то теперь к этому списку «черных меток» добавились убийства журналистов, «кассетный скандал», сбитый самолет и, главное, беспросветное и беспардонное вранье украинских властей, не желающих ни расследовать эти убийства, ни быстро и честно признавать ошибки своих военных, а лишь огрызающихся на сообщения зарубежных СМИ и стенающих по поводу «беспрецедентной информационной войны против Украины». Этот штамп стал настолько удобен, что у нас теперь едва ли не каждый политик, пойманный на горячем или облитый грязью политическими оппонентами или конкурентами по бизнесу, тут же спешит объявить себя безвинной жертвой «информационной войны против Украины».

Но даже если принять эту терминологию (ведь, действительно, зарубежные СМИ далеко не всегда проникнуты симпатией к нашему государству), то способна ли Украина защищаться в этой «войне», есть ли у нее адекватное «оружие» или она сдает позиции без боя?

Пора позаботиться
об информационной витрине государства

Татьяна СИЛИНА

Пожалуй, аксиомой является утверждение, что имидж государства на внешней арене не может быть лучше положения дел внутри страны. И, возможно, в чем-то прав один уважаемый ветеран советской и украинской дипломатии, который на вопрос автора этих строк «Что же делать с имиджем Украины?» ответил: «Ничего. Нужно просто набраться терпения и ждать, пока наша страна не станет нормальным государством, тогда и имидж у нее будет другим. А пока на европейских улицах стоят украинские проститутки, пока тысячи украинских граждан, готовых вкалывать за гроши, в поисках работы выезжают за рубеж, никакими PR-кампаниями вы этот имидж не улучшите».

Но есть и другое мнение: информационная политика государства должна быть агрессивной (в смысле — активной и наступательной). А в качестве иллюстрации приводится пример Румынии, в которой и дела, вроде бы не намного лучше, чем у нас, а в глазах зарубежных партнеров она выглядит куда привлекательнее Украины. В чем причина такой разницы? Эксперты считают, что главные козыри румын — сильная дипломатия и мощная внешнеполитическая пропаганда.

В Украине же (как, впрочем, и в других бывших советских республиках) после развала Союза слово «пропаганда» по понятным причинам стало считаться неприличным, а бывшие пропагандистские структуры, на создание которых ушли десятилетия, либо тихо почили в бозе, либо влачат жалкое существование. Возьмем хотя бы Всемирную службу «Радио Украина», которая, по идее, могла бы выполнять роль «витрины» страны, как, например, «Голос Америки», Би-би-си, «Дойче Велле» или «Франс Интернасьональ». Пятьдесят один год тому назад прообраз Всемирной службы украиноязычное «Радио Киев» создавалось для убеждения украинцев, оказавшихся за рубежом после Второй мировой войны, возвращаться на родину. Потом были открыты английская, немецкая и румынская редакции, собран цвет отечественной журналистики. Сегодня этот «цвет» трудится в украинских службах Би-би-си, «Дойче Велле», на частных радиостанциях и в информационных агентствах. А на Всемирной службе «Радио Украина» остались, в основном, пенсионеры да студенты, которые, чуть поднабравшись опыта, тут же ищут новую работу. Потому что на украинском иновещании за репортаж платят 80 копеек, за несколько часов работы в прямом эфире — 3—4 гривни, а весь дневной гонорарный бюджет этого радио составляет около 50 гривен. Какой имидж страны можно создавать за эти деньги? И кто его за эти деньги создает?

И по сей день главный внешнеполитический пропагандист страны вещает только на четырех языках (для сравнения: «Голос Америки» — на 50 языках, «Голос России» — на 32). Вот и получается, что об Украине и о том, что в ней происходит, рассказывают, в основном, чужие и далеко не всегда благожелательные «голоса» и информационные агентства.

Вот свежий пример. На днях российское РИА «Новости» опубликовало информацию о страшных притеснениях, которые якобы испытывает русскоязычное население Крыма. Симферопольский корреспондент агентства утверждает, что все судебное производство на полуострове выполняется исключительно на украинском языке, аннотациям на лекарства в аптеках сопутствует только украинский текст, вступительные экзамены в крымские вузы принимают тоже исключительно на украинском. В довершение ко всем этим мукам жители Крыма лишены такой отдушины в своей беспросветной украиноязычной жизни, как возможность смотреть российские телеканалы и читать российскую прессу. Конечно, украинский МИД на своем очередном брифинге предоставил информацию о реальном положении с русским языком на полуострове. Но где уверенность в том, что РИА «Новости» тут же поставит ее в свою ленту, а российские СМИ радостно перепечатают, дабы успокоить россиян, рыдающих над несчастной судьбой крымчан?

А проблемы с демаркацией украино-российской границы? Еще не закончен процесс ее делимитации, но жителей России, да и многих украинцев, уже убедили в том, что недружелюбная Украина хочет отгородиться от северной соседки рядами колючей проволоки, которую намеревается провести не где-нибудь, а прямо «по сердцам двух братских народов». И что сделано нашей страной, чтобы хотя бы нейтрализовать эту пропаганду?

Очень многие эксперты считают колоссальным просчетом Украины, нанесшим и продолжающим наносить урон национальной безопасности страны, отсутствие украинского иновещания на русском языке, рассчитанного, в первую очередь, на слушателей в России и странах СНГ. Ведь сколько раз на самых разных уровнях констатировалось: информационную войну мы проигрываем России по всем фронтам. Достаточно только один день почитать российскую прессу, чтобы убедиться, какой негативный образ нашей страны в ней рисуется. Я не говорю уже о том, что даже спустя десять лет независимости Украины весьма солидные российские издания продолжают ставить этот факт под сомнение.

Но, несмотря на все это, русскую редакцию Всемирной службы «Радио Украина» и по сей день никто создавать не собирается. Говорят, что в свое время было дано поручение Президента организовать вещание на русском, арабском, французском и испанском языках. Но поручение, видимо, провалилось сквозь огромные бреши в скудном финансировании иновещания Украины. Некоторые резервы удалось изыскать только для организации польской редакции, которая, будем надеяться, в скором времени откроется в Луцке (соответствующий договор с Польшей был подписан давным-давно, а польское иновещание открыло украинскую редакцию еще в 1993 году). Может быть, хотя бы в честь проведения года Украины в России и алаверды России — в Украине, у правительства все-таки найдутся средства для начала иновещения на русском языке с целью улучшения имиджа нашей страны хотя бы в России и пробуждения у россиян истинно теплых чувств к нашей стране?

Пока же вместо поиска столь необходимых средств, похоже, ведутся лишь организационные изыскания и поиски новой «крыши» для иновещания. По некоторой информации, «Радио Украина» хотят отдать под крыло Министерству иностранных дел, хотя в этом решении (если оно таки будет принято), на наш взгляд, больше минусов, чем плюсов. Во-первых, МИД является далеко не самым богатым и обеспеченным ведомством страны, и само постоянно страдает от нехватки денег. Дай Бог ему поддерживать на достойном уровне хотя бы издание своего журнала «Політика і час». Во-вторых, содержание радиопередач, призванных пробудить интерес и симпатию к нашей стране, все-таки должно несколько отличаться от сообщений пресс-службы внешнеполитического ведомства и быть намного красочнее мидовских брифингов. И, в-третьих, МИД — это все-таки весьма специфическое ведомство с жесткой субординацией, столь чуждой журналисткой душе, и множеством ненавистных ей грифов «сов.секретно». (Как рассказывали коллеги из украинской редакции польского иновещания, их самой заветной мечтой является освобождение из-под опеки внешнеполитического ведомства Польши.)

Конечно, иновещание — лишь один из инструментов создания имиджа государства за рубежом. Но при умелом обращении и заботе, он может стать весьма действенным. Причем при решении не только имиджевых, но, пожалуй, даже геополитических задач. Ведь, наверное, совсем не случайно с этого года РФ открыла специальную редакцию на «Голосе России» для стран СНГ и Балтии, а некоторые западные радиостанции собираются начать вещание на языках и диалектах кавказских народов.

Главный рецепт — жить по европейским нормам

Борис Тарасюк, директор Института евроатлантического сотрудничества

Главное, снова и снова не допускать ошибок, и имидж Украины начнет постепенно улучшаться, ведь сейчас для этого уже объективно появились основания. К нашим очевидным внешнеполитическим успехам наконец-то добавились экономические. Но, к сожалению, на эти успехи накладывается политическая нестабильность, общественные протесты, мягко говоря, не очень демократические методы общения с оппозицией. В Украине всем субъектам политической жизни все еще очень недостает политической культуры. А ведь каждый из них несет свою долю ответственности за имидж государства. А за рубежом в первую очередь по высказываниям и действиям первых лиц страны делаются выводы о том, что происходит в стране.

Если, например, всего через пару месяцев после начала работы нового правительства его начинают нещадно критиковать, не нужно быть большим аналитиком, чтобы сделать вывод: это правительство долго не продержится. И зарубежный инвестор сто раз подумает, стоит ли ему вкладывать деньги в страну с такой нестабильной ситуацией.

Также, я думаю, не могут безболезненно для имиджа страны представители одной ветви власти подвергать постоянной и уничижительной критике представителей других ветвей. И не нужно все время искать отечественных политиков или иностранных журналистов, которые только и мечтают о том, как навредить Украине.

Необходимо исключить любые проявления недемократического обращения с оппонентами, все попытки недемократических, противоречащих международным стандартам форм осуществления демократии, будь то выборы или референдум. Мы ведь уже привыкли к понятию административного ресурса, за которым фактически стоят массовые фальсификации.

Первый и главный рецепт улучшения имиджа нашей страны — это жить согласно европейским нормам или хотя бы выполнять собственную Конституцию и придерживаться собственного законодательства. Тогда и с международным имиджем у нас будет все в порядке.

Далее. Украина пришла на международную арену совершенно обезоруженной информационно, так как все бывшие советские зарубежные корпункты присвоила Россия. А мы остались без средств и какой-либо возможности организации зарубежной корреспондентской сети (сейчас, правда, ситуация начинает меняться в лучшую сторону). А ведь для того, чтобы достичь успехов на международной арене и позитивно повлиять на имидж, государству необходимо иметь информационный ресурс. А если такового нет, значит, необходимо инициировать создание механизмов, которые бы предоставили возможность без вмешательства в деятельность частных СМИ тем не менее мобилизовать их для выполнения общих задач. Посмотрите, как американцы блестяще провели информационную кампанию перед военной операцией в Афганистане. Она отлично продемонстрировала умение властей использовать информационный потенциал страны. А у нас, к сожалению, все СМИ разобраны по политическим нишам и наше информационное поле — сплошные политические склоки (не остающиеся незамеченными зарубежными наблюдателями). Можно ли в этих условиях вести речь о какой-то единой и скоординированной PR-кампании, направленной на внешний мир?

Необходимо и дальше работать над созданием максимально благоприятных условий для работы зарубежных информационных агентств и журналистов, так как излишней бюрократической тягомотиной можно отбить охоту работать в Украине на много лет.

Очень больно слышать и читать, какой негативный имидж имеют украинцы, а, следовательно, и Украина, в соседний странах, в той же Польше («ЗН» писало об этом в прошлом номере), отношения с которой мы называем стратегическим партнерством. Нам удалось построить межгосударственные отношения на новой основе, но, к сожалению, на бытовом уровне существует все еще очень много негативных стереотипов. Я думаю, над этой проблемой необходимо активней работать и нашим дипломатам, и ученым — организовывать конференции, диспуты. И проводить их не только в Варшаве, а по всей Польше, чтобы поляки все-таки поняли, что украинцы и Украина далеко не такие, какими они их себе представляют.

А западнее Польши о нас вообще мало что знают. Я думаю, что для популяризации нашей страны очень многое могут сделать представители украинской культуры. Дни Украины — наиболее эффективная массовая форма доведения информации о нашей стране до граждан зарубежных стран. Здесь есть очень большой резерв, которым должны воспользоваться и МИД, и Министерство культуры и искусств. Но вы не представляете, как тяжело организовывать подобные мероприятия. Все делается на энтузиазме сотрудников посольств, людей, согласившихся принять участие в днях культуры и местных общественных организациях, финансирующих эти мероприятия. А у государства на такие акции денег, увы, нет.

Самые большие глупости делаются
с серьезным выражением лица

Александр МОСКАЛЕЦ, Михаил ГОНЧАР, Международный фонд «Стратегия-1»

Очевидно, что образ Украины в глазах значимых для нас международных партнеров далек от желаемого. Трудно удержаться от банальной фразы о том, что именно такого отношения к себе мы и заслуживаем. И корни проблемы лежат не только в субъективной, но и в объективной плоскости. В первую очередь хочется поговорить о недостатках конструкции.

Украинская внешняя политика (исключение — отдельные прорывы 97—98-х годов) очень инертна и малоувлекательна. Хотя некоторые ее участники именно элементы застойности называют предсказуемостью.

Прежде всего нужно обратить внимание на отсутствие в Украине какой бы то ни было политической силы, серьезно озабоченной проблемами внешней политики Украины. Трудно себе представить полноценную и объективно адекватную альтернативу либо просто коррекцию существующему внешнеполитическому курсу в качестве партийной программы. Речь даже не идет о возможности или способности ее последующего воплощения.

Примером для учебников политологии может стать ситуация «кассетного скандала», когда, благодаря совокупным усилиям и действиям политических сил правой ориентации, Украина со скоростью несущегося локомотива начала сближение с Россией. Безответственности и политической ограниченности оппозиции может соответствовать разве что слабость и полный непрофессионализм власти по выходу из кризисной ситуации. Это напоминало сюжет о кролике, двигающемся в сторону спокойного и умного удава. А поощрительная морковка была названа годом Украины в России.

Что там с нашим имиджем на Западе? Или у кого-то есть сомнения по поводу того, какой имидж мы имеем в России?

Система построена так, что принятие стратегических решений, прежде всего в сфере внешней политики, сосредоточено в одной точке. В этом есть некоторые плюсы, но необходимо осознавать и то, что система является предельно уязвимой. И это опять-таки в полной мере продемонстрировал «кассетный скандал».

Нет реального допуска экспертов к выработке внешнеполитических решений. Отмечая профессионализм соответствующих сотрудников администрации Президента и украинского МИДа, следует заметить, что полнота их деятельности не может не являться односторонней. По целиком объективным причинам они ограничены жесткими рамками существующих внешнеполитических парадигм. А мало-мальское развитие связано с разрушением или трансформацией обозначенных выше парадигм.

В стране нет центра выработки стратегий в сфере внешней политики. Специалисты из СНБО, МИДа, администрации Президента заняты внешнеполитической текучкой. Работа над стратегиями — это в каком-то смысле иная профессия. Похоже, для этой цели в свое время и планировалось создать президентский совет, идея которого в силу ряда причин так и осталась на бумаге. Уточним, на бумаге с государственной печатью. К слову, мы не сможем достойно общаться с нынешней РФ до тех пор, пока все интеллектуальные ресурсы вкладываем в решение сугубо ситуативных вопросов. Вынесло ли какие-либо уроки руководство Украины из ситуации вспыхнувшей любви России и Соединенных Штатов?

Именно из этой стартовой позиции приходится решать проблему восстановления имиджа. Имидж страны, к сведению оппозиции, непосредственно связан с имиджем ее руководства. И потому первостепенной задачей является преодоление «кассетного скандала», который, во внешнем измерении, продолжается до сих пор.

Восстановление имиджа представляется как открытость руководства к диалогу с внешним миром, прежде всего готовность к общению с западными журналистами. Вряд ли можно назвать открытостью предварительно срежиссированные сцены с уличным телевидением либо встречи с региональной прессой.

Восстановление имиджа — это и сужение влияния на принятие решений со стороны тех лиц, которые ограничены в возможности посещать целый ряд западных столиц.

Мы совершенно не используем возможности лоббирования украинских интересов представителями украинской диаспоры. Разве разумно рассматривать диаспору монопольной собственностью отдельных украинских политиков?

Восстановление имиджа — это концентрация усилий всех без исключения государственных структур на решении единственной проблемы — обеспечении прорыва в отношениях с США. Кто-нибудь задумывался о том, сколько ресурсов было брошено на то, чтобы добиться сворачивания отношений администрации США с руководством Украины? А ведь это непосредственно влияет не только на связи Украины с ЕС, но даже и Украины с РФ.

А еще наш имидж связан с конкретными успехами в экономической сфере, будь то проект Одесса — Гданьск, который может принести не только экономические, но и политические дивиденды, или же принятие нормативных актов по защите интеллектуальной собственности. В свою очередь, элементы позитивного имиджа Украины следует уметь конвертировать в конкретные экономические дивиденды.

Но памятуя о наступающем Новом годе, хочется пожелать руководству Украины поменьше серьезности, которая отрицательно влияет и на здоровье страны в целом. На объявление года Украины в РФ нам следует объявить 2002 год годом РФ, Польши и США в Украине. А еще годом Германии и Франции, отношения с которыми представляются достаточно запущенными.

Нужно начать уважать себя

Валерий ЧАЛЫЙ, директор международных программ Центра Разумкова

У международного имиджа Украины есть два измерения — внутреннее и внешнее. С одной стороны, он отражает внутренние проблемы, многолетняя нерешённость которых сдерживает развитие украинского общества. С другой, мир хотел бы видеть Украину надежным и предсказуемым партнером, стабильным демократическим государством, которое не создает проблем для других, а наоборот, обогащает мировой экономический, культурный, научный и информационный обмен.

В то же время не должно быть двух имиджей — для внутреннего пользования и на продажу.

Мне часто доводилось слышать от некоторых известных политиков и экспертов, употребляющих это словосочетание в своем лексиконе, что вся проблема в том, что в мире об Украине знают очень мало, и эта информация зачастую искажается. Более того, как высказался еще полтора года назад Леонид Кравчук, «кое-кто в Украине специально создает негативный имидж нашей страны».

После «кассетного скандала», убийств журналистов, воровства денег остарбайтеров, ракетных ударов по иностранным самолетам и следовавшим за этим искажением фактов, а иногда и откровенной лжи, начинаешь понимать, где действительно этого кое-кого искать.

Раньше мы сетовали на то, что информация об Украине редко попадает на страницы западной прессы, и утверждали, что размещение любой, даже негативной информации о нашей стране в зарубежных СМИ лучше, чем полное ее отсутствие. Теперь же у нас нет никаких проблем с информационными поводами для публикаций сенсационных материалов в зарубежных изданиях. Но лучше от этого никому не стало.

Конечно, задача организации мощной PR-кампании по продвижению позитивного имиджа Украины остается все такой же актуальной. Но главное понять: сколько бы мы ни развертывали PR-кампаний за рубежом (даже через специальные агентства), сколько бы ни искали причины преимущественно негативного восприятия Украины в мире за пределами страны — главные источники известного к нам отношения находятся гораздо ближе.

Без ускоренного реформирования экономики, проведения административной, правовой, социальной реформ, без повышения эффективности внешних связей Украины, формирования стабильного гражданского общества вряд ли можно надеяться на существенное улучшение имиджа нашей страны в мире.

Нужно найти силы и поменять правила игры, сложившиеся в стране. Конечно критической массы людей, способных на это, к сожалению, на сегодня еще не образовалось. К власти в Украине должна прийти новая генерация политиков и государственных служащих — людей высокой квалификации, со стратегическим мышлением, настроенных на кропотливую работу, которые могли бы восстановить доверие украинцев к власти и одновременно вести цивилизованный диалог с оппонентами. Тестом на возможность такого развития событий станут, в том числе, ближайшие парламентские и президентские выборы.

Формирование позитивного международного имиджа Украины — это важная задача общенационального масштаба. Ее решение требует общих целенаправленных и последовательных усилий официальной власти и оппозиции, государственных органов и общественных организаций, бизнес-структур и СМИ, миллионов граждан Украины и многочисленной украинской диаспоры за рубежом.

Эксперты Центра Разумкова еще полтора года назад предлагали разработать программу формирования имиджа Украины. По своей сути такая программа должна объединять общую стратегию государственного строительства и возрождения экономики страны, стратегию внутренней и внешней политики, основные направления развития социальной сферы, науки и образования, культуры, другие важные составляющие развития общества. Кроме того, такая программа должна содержать стратегию информационной политики государства, направленную на продвижение позитивного имиджа Украины в мировое информационное пространство.

Я уверен, что важная роль Украины в регионе, высокий потенциал ее экономики, науки и культуры, огромный внутренний рынок
(в присутствии на котором, я надеюсь, заинтересованы иностранные партнеры) — все это со временем станет реальностью и материализуется в позитивный имидж Украины. Главное — осознать, что привлечь иностранные инвестиции, кредитные, туристические, товарные потоки в Украину можно, лишь создавая достойные условия жизни, в первую очередь, для своих собственных граждан. Без уважения к самим себе и преодоления комплекса неполноценности вряд ли удастся добиться уважения других.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно