ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

18 января, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 18 января-25 января

Так уж исторически сложилось, что на предыдущих парламентских выборах мне довелось работать руко...

Так уж исторически сложилось, что на предыдущих парламентских выборах мне довелось работать руководителем пресс-службы партии «Реформы и порядок», а во время президентской избирательной кампании-99 — трудиться руководителем одного из подразделений группы медиа-планирования в т.н «штабе московских имиджмейкеров» Леонида Кучмы. Опыт этой работы дает мне сейчас возможность составлять у себя в голове двойственное восприятие всех событий, инициируемых моими коллегами — как с точки зрения украинского, так и с точки зрения росийского пиарщика.

Если применить эту технологию размышлений к самой актуальной нынче теме — о моральности нынешей избирательной кампании, или, конкретнее, об акции, предпринятой Дмитром Понамарчуком, то получится довольно любопытная картина...

На днях обзор прессы «Национальной электронной библиотеки» (Россия) поместил краткое изложение статьи из газеты «Известия», посвященной российскому пиару. Мнение автора публикации о том, к чему в итоге в своей работе пришли русские технологи, выражается в заголовке — «Страна Пиария. Политтехнологи уничтожают гражданское общество» — и эпиграфе: «Чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй». По утверждению издания, одна из важнейших отличительных черт связей с общественностью по-русски — это неразборчивость в применяемых средствах (одна война компроматов чего стоит, отмечает автор статьи).

Для России цинизм технологий политического пиара — уже объективная реальность. Даже люди, далекие от политики, могли это почувствовать, смотря передачи Доренко. А ведь с тех пор «русские имиджмейкеры» не стояли на месте, развивались, придумывали все новые и новые идеи... На войне как на войне — ты или победитель, или тебя просто больше не будет. Такой подход к политической борьбе, как борьбе не на жизнь, а на смерть (политическую), и поясняет девиз «все средства хороши».

По словам одного из представителей когорты российских имиджмейкеров, работающих сейчас в Украине, выборы — это холодная форма гражданской войны. Не больше, но и не меньше.

В этом свете акция, инициированная силами, стоящими за Понамарчуком, выглядит вполне объяснимо. Речь о морали не идет, и не может идти — на войне как на войне.

Однако — и в этом парадокс нынешнего скандала — в ответ на нападение солдат-наемников противника, политики, по которым пришелся удар, не организовали контратаки «своей армии», а заявили, что они не участвуют в войне и армии у них нет. Да, они в это же время и в этом же месте борются за одну и ту же цель. Но эта борьба и не война вовсе, а что-то вроде чемпионата по гольфу. То есть картина получается следующая: пока одни политические силы ведут с помощью войск артподготовку по позициям противника, противник в это время, один и без охраны, в поте лица бьет клюшкой по мячу.

Солдаты, вышедшие на поле для игры в гольф и напавшие по заданию одной из команд на мирных игроков противоборствующей стороны, — явные преступники. Игроки в гольф, которые вышли на поле боя как воюющая сторона и наступают с помощью перекатывания мяча на командную высоту, — напротив, жертвы, обреченные с самого начала. И одна, и другая ситуации стопроцентно абсурдны.

То есть акция с обнародованием разговоров выводит вовсе не на дискуссию о правильности поведения той или иной стороны. Речь о необходимости, во-первых, вынести концептуальное определение того, чем же являются выборы — спортивным соревнованием, так сказать, по бесконтакным видам спорта или холодной войной, и во-вторых, четко разграничить наемников и их нанимателей.

Первая дискуссия носит, пожалуй, философский характер, и об этом ниже.

Что касается второй темы, то здесь украинские специалисты в области политических технологий, с которыми мне довелось обсудить тему «кассетных разборок», практически в один голос указывали на несопоставимость сил, вовлеченных, как сейчас это пытаются представить, в конфликт. Если с одной стороны, мы имеем дело с политиками (пострадавшая сторона), то с другой — политиков нет вовсе. Даже Дмитро Понамарчук, который нынче фигурирует как один представитель блока «Народный рух Украины», всю свою наиболее активную политическую жизнь проработал в качестве пресс-секретаря, то есть специалиста по связям с общественностью при политике Вячеславе Чорновиле. А за ним и вовсе, по утверждению представителей блока «НРУ», стоит московский Фонд эффективной политики Глеба Павловского и Марата Гельмана. Обратите внимание — конфликт незаметно перерос в противостояние имиджмейкеров и ведущих украинских политиков! Если продолжить искать образные аналогии, то, резюмируя сказанное коллегами, можно представить так: вместо трех мушкетеров на гвардейцев кардинала (в масках) наскакивает... сам король.

С одной стороны, как считает известный украинский пиарщик, именно такая диспозиция крайне невыгодна пострадавшим и без того политикам. Политики не могут выиграть у политтехнологов — они беспомощны, как дети, в плане применения технологий. С другой — исчезла суть политического, в общем-то, конфликта. «Какая разница, чьими руками была осуществлена акция. Главное, кто заказал, — заметила по этому поводу известная в кругах политтехнологов Украины эксперт. — Лопата, лом и финка — это всего лишь орудия производства». Мельниченко «наняло ЦРУ», Понамарчука — русские имиджмейкеры, следующими «заказчиками», по ее словам, будут инопланетяне.

На самом деле мы, конечно же, знаем, что на наших глазах происходит противостояние совсем не по линии плохие технологи — хорошие политики. За плохими технологами тоже стоят политики. Имиджмейкеры по собственной иницативе и за свои деньги никогда еще не производили каких-либо акций. Заказчики, конечно же, могут не знать деталей операции, но основное направление работы согласовывается на начальном этапе. Более того, оно по умолчанию принимается еще при выборе конторы, которая будет заниматься выборами.

О неразборчивости методов и откровенном цинизме именно российских имиджмейкеров и именно в Украине ходят легенды. И о требованиях к неограниченности финансового размера фонда, и о любых методах достижения цели… Ясно, что те, кто приглашал именно таких консультантов, были уверены в эффективности именно ТАКОЙ работы на выборах в украинский парламент.

Те, кто не пригласил никаких профессиональных технологов, в том числе и из Украины, рассчитывали, что именно ОТСУТСТВИЕ ТАКОЙ работы поможет им получить наибольшее число голосов.

Кто окажется прав? Один украинский специалист в области политического пиара приводит в связи с этим два исторических примера. Первый — как 177 конкистадоров, но в железных латах и с огнестрельным оружием во главе с Франсиско Песарро, уничтожили империю инков с 40-тысячным войском, воспользовавшись, в первую очередь, отсутствием сопротивления противника. Второй — как средневековая Япония сумела не дать себя в обиду, вовремя переняв у более развитых стран новые технологии, в первую очередь, в сфере вооружений.

Впрочем, есть еще третий пример — историко-христианский: если тебя ударили по одной щеке — подставь другую. По всей видимости, в этом постулате есть скрытый иезуитский смысл, ведь таким образом оскорбляемый не дает возможности агрессору насладиться чинимым унижением. Правда, для выборов подобный подход тонок. Слишком тонок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно