Итоги революции закрепят выборами

20 августа, 2010, 16:49 Распечатать

В постреволюционном Кыргызстане стартует предвыборная кампания. Голосование по выборам депутато...

В постреволюционном Кыргызстане стартует предвыборная кампания. Голосование по выборам депутатов Жогорку Кенеша (парламента) состоится 10 октября (как и было обещано в апреле), и уже более 50 политических партий и объединений официально заявили о намерении побороться за 120 мандатов депутатов нового созыва. Важность выборов для страны, которая в последние месяцы переживает бурные, неоднозначные и трагические события, в том, что голосование станет своеобразной границей, перейдя которую нынешняя власть в Бишкеке получит окончательную легитимизацию — «де-юре». Будет закончена первая в Центрально-Азиатском регионе трансформация государства из президентской в парламентскую республику и, возможно, здесь начнется стабилизация политической, экономической и общественной жизни. Во многом именно по итогам октябрьского голосования станет ясно, каким путем пойдет страна в ближайшие годы, удастся ли понять уроки прошлого и избежать повторения старых ошибок. Но одновременно именно в приближающихся выборах, в политическом противостоянии и борьбе, как правило, сопровождающих кампанию, скрыта угроза, которая может ослабить и без того весьма хилый организм государственного образования. Предвыборная ситуация чревата новыми конфликтами, которые могут вылиться в насилие. Скептики не верят, что новая система организации власти окажется эффективной в тот момент, когда стране нужен сильный лидер и дееспособное правительство. В этих условиях благие намерения властей строить демократию могут оказаться пустым звуком.

После проведенного 27 июня референдума по новой Конституции страны и полномочиям президента переходного периода Розы Отумбаевой для большей части населения страны едва ли стало более понятным, что собой представляет власть их собственной страны и как она функционирует. Дело в том, что новый Основной Закон с момента своего вступления в силу не вписывался в реалии политической жизни современного Кыргызстана, а реалии противоречат положениям Конституции. Так, например, в стране де-факто продолжает действовать Временное правительство (ВП) во главе с Розой Отумбаевой, образованное 7 апреля сразу после революционных событий. Самой горячей темой политических дискуссий в стране в последние недели стало то, насколько правомочно его существование после принятия Основного Закона. Состав ВП никем не утверждался, и на данный момент ряд политиков, вошедших в него в дни революции, уже отказались от участия в его работе и заявляют о желании скорее включиться в политическую борьбу за депутатские мандаты. Тем не менее, ВП действует и продолжает издавать «декреты» и «директивы» (в новой Конституции таких понятий нет), которыми меняются законы страны — ведь парламента в стране не существует, с 7 апреля Временное правительство исполняет его законодательные полномочия и функции. Да и сама Роза Отумбаева до сих пор то издает декреты как председатель Временного правительства, то подписывает Указы и постановления, как президент страны, что более легитимно. Так, например, получилось, что поправки к Кодексу о выборах она подписывала в виде декрета ВП 1 июля, а спустя чуть более месяца отменила их другим декретом ВП, как противоречащие Конституции и мешающие организации выборов. Тем не менее, никто при этом не отменил декрет, которым Центризбирком страны был фактически распущен, но, несмотря на это, его члены продолжали работать все последние месяцы. В то же время дату выборов назначили указом главы государства 9 августа, особо отметив, что Кодекс о выборах, который был принят еще до революции, будет действовать только в тех положениях, которые не противоречат действующей Конституции. Однако противоречия остались, но теперь их считают несущественными.

Ситуацию еще более запутало то, что 14 июля президентом же было сформировано правительство Кыргызской Республики, которое, по замыслу главы государства, должно выполнять технические функции по управлению страной. Его главными задачами определены ликвидация последствий межэтнических столкновений на Юге, восстановление экономики, стабилизация внутренней ситуации и обеспечение безопасности страны вплоть до парламентских выборов и формирования нового кабинета. В этом правительстве сама Роза Отумбаева занимает пост премьер-министра, на различные должности попали и члены Временного правительства, которые таким образом узаконили свой временный статус.

Немудрено, что на этом фоне стали возможны весьма неприятные для нынешних властей инциденты. Так 5 августа группа людей под руководством лидера партии «Мекен Туу» Урмата Барыктабасова попыталась организовать акции протеста в Бишкеке с требованием к президенту назначить этого политика премьер-министром страны. В итоге политика-«выскочку», на которого, кстати, уже имелось уголовное дело, арестовали по причине того, что его сторонники были вооружены, а глава государства назвала эту выходку очередной попыткой силового захвата власти. Другие, более миролюбивые представители гражданского общества и политсил уже месяц ведут против правительства судебные тяжбы и информационные кампании, добиваясь отмены незаконных решений под лозунгом выполнения революционерами положений ими же составленной Конституции. Но эти призывы большей частью остаются без внимания и ответа.

Временное правительство объясняет все свои непопулярные и в целом сомнительные с точки зрения закона действия сложным положением, которое сохраняется в стране и особенно на юге, необходимостью предпринимать срочные меры для стабилизации обстановки. Однако с другой стороны, законы страны четко оговаривают, что в условиях чрезвычайного положения выборы парламента проводить нельзя. Но и из этой коллизии выход был неожиданно найден — благодаря религиозным деятелям. Лидеры мусульманского духовенства в начале августа выступили с призывом отменить чрезвычайное положение на период священного месяца Рамазан, который в стране официально начался с 11 августа. Аргумент таков: в священный месяц приостанавливались все войны и конфликты. Власти воспользовались этим ниспосланным свыше шансом выйти из еще одного правового тупика. (Если бы выборы не были объявлены, их пришлось бы отсрочить.) Правда, чрезвычайное положение в итоге было заменено усиленным режимом несения службы для правоохранительных органов, который, по решению ВП, будет действовать вплоть до выборов.

В то же время правозащитники, а также ряд оппозиционных СМИ и политиков обращают внимание, что в новом законодательстве страны остаются лазейки для узурпации власти главой государства, вдобавок к тому, что она сохраняет за собой чрезвычайные полномочия как глава ВП. При том, что полномочия киргизского президента значительно урезаны, по новой Конституции Роза Отумбаева фактически остается единственным человеком в стране, контролирующим спецслужбы. В этом усматривают параллели с режимом Бакиева, который также опирался на эти структуры. Кроме того, ходят разные слухи о том, что происходит в кулуарах новой власти: аппарат нового правительства формируется из чиновников, которые работали еще при президентах Бакиеве и Акаеве. Поэтому ясно, что не встретили поддержки идеи провести люстрацию и запретить «бывшим» занимать государственные должности. Роза Отумбаева, возможно, пытается за счет этих людей укрепить собственные позиции. Ведь очевидно, что ее революционные соратники, если еще не начали, то очень скоро начнут борьбу за власть, которая после выборов переместится под крышу законодательного органа. Уже сейчас многие весьма неожиданные решения ВП (например, о лишении бывшего президента страны Аскара Акаева статуса неприкосновенности) объясняют давлением на главу государства со стороны различных группировок в революционной элите, которые реально хотели бы занять более выгодные стартовые позиции накануне предвыборной гонки. В таком случае слабому президенту будет уготована участь флюгера, которому следует держать нос по ветру и лавировать между влиятельными политиками и политсилами. Они лишь временно согласились с ее во всех отношениях компромиссной фигурой. Как человеку с огромным дипломатическим опытом, Розе Отумбаевой это, быть может, вполне удалось. Однако ее последние шаги и действия говорят о том, что она, вероятнее всего, не будет пассивно наблюдать за тем, как бывшие революционеры, прикрывшись ее авторитетом, будут вновь перекраивать страну под себя.

В ходе инспекционной поездки на юг глава государства сделала ряд важных и порой достаточно жестких заявлений в адрес силовиков из МВД и региональных лидеров, которые, по ее мнению, весьма выборочно и в целом неудовлетворительно ведут расследование и ликвидацию последствий июньских событий, выявляют и наказывают виновных, затягивают ход восстановительных работ. По ее словам, это мина замедленного действия, которая может привести к новой резне, тем более что, по ее данным, эту ситуацию готовы в любой момент использовать международные террористические структуры, а также враждебные нынешним властям силы как внутри, так и за пределами страны.

В то же время, эксперты отмечают, что усиление позиций президента, желание Розы Отумбаевой играть самостоятельную и активную роль, даже невзирая на начало предвыборной кампании, связано с поддержкой, которую в последние недели ей оказывает международное сообщество — прежде всего США и Евросоюз. Она сообщила, что экономика страны получит подпитку от государств-доноров, которые пообещали выделить в ближайшие месяцы более миллиарда долларов на стабилизацию ситуации в экономике, профинансировать начало восстановительных работ на юге страны. Из американских СМИ стало известно, что США ведут с властями в Бишкеке развертывание в Оше еще одной небольшой военной базы или тренировочного центра, который позволит, с одной стороны, усилить возможности существующего транзитного центра «Манас» для проведения операции в Афганистане, с другой — улучшит координацию с кыргызской стороной антитеррористических мероприятий в таком неспокойном регионе как Ферганская долина. Кроме того, активно обсуждается идея приглашения на юг страны небольшой группы полицейских из стран ОБСЕ, которые бы помогали кыргызским коллегам в наведении порядка. По словам президента Кыргызстана, это могли бы быть представители России, Турции, Украины, а также ряда других государств. Две первые страны уже подтвердили свое участие в этой миссии, об отправке украинцев пока официальных сообщений нет. Однако не далее как 17 августа в Бишкеке состоялась встреча первого вице-премьер-министра республики Амангельды Муралиева с послом Украины в Кыргызстане Владимиром Соловьем. По официальным сообщениям, обсуждались вопросы экономического взаимодействия, предложено провести в Киеве до конца года заседание Межправительственной кыргызско-украинской комиссии по сотрудничеству и экономический форум. Это один из первых контактов официального Киева с представителями новой кыргызской власти, его также следует рассматривать и как акт политического характера — Киев готов работать с новыми руководителями этой азиатской страны.

Судя по всему, в ближайшие месяцы и перед президентом Кыргызстана, и перед ее сторонниками стоит важная задача — сделать все для того, чтобы выстроить исполнительную вертикаль власти, постепенно убрав из нее по сути антиконституционные остатки чрезвычайных органов. Только в таком случае после созыва нового парламента, возможно, удастся обеспечить относительно безболезненный перевод функционирования всей государственной машины на легальные рельсы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно