ИТАЛИЯ НА ПУТИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ

7 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 7 марта-16 марта

В Европейском союзе Италия занимает промежуточную позицию между дуумвиратом Германия — Франция, доминирующим в нем, с одной стороны, и Великобританией, с другой стороны...

В Европейском союзе Италия занимает промежуточную позицию между дуумвиратом Германия — Франция, доминирующим в нем, с одной стороны, и Великобританией, с другой стороны. Эта тенденция получила наглядное проявление на декабрьском саммите глав государств ЕС в Ницце. При решении краеугольных проблем будущего функционирования Союза Берлин и Париж старались навязать свою точку зрения остальным западноевропейцам, не обращая практически никакого внимания на их мнения. С экономическим весом «государств-тяжеловесов» приходится считаться всем, в том числе и Риму.

 

Для государства на Апеннинах характерна политическая неустойчивость на правительственном уровне. После падения Кабинета министров социалиста Б. Кракси (он установил рекорд по продолжительности пребывания на посту премьер-министра — четыре года) правительство, начиная с 1987 года, возглавляло 11 премьеров (а с 1945 года — аж 56).

Из резиденции премьер-министра «Апеннинским сапожком» руководили христианские демократы (около пяти лет), дважды — социалисты и технократы, и по одному разу представители «Forza Italia» и «Tree Olive», а также левый демократ, сумевший назло своим конкурентам продержаться у власти в течение значительного периода времени и был инициатором переговоров по проведению в стране политической реформы (как известно, затеянный в апреле 1998 года премьером Р.Проди референдум по модернизации политической системы провалился). Зато, как грибы после дождя, начали «размножаться» политические партии (в 1993 году их насчитывалось всего 13, в 1994 г. — 28, а в 1998 г. — 45).

В целом для политического истеблишмента Италии приход к власти бывшего социалиста Джулиано Амато, сменившего весной 2000 года левого демократа Массимо д’Алема, который проработал на премьерском посту почти полтора года, не было неожиданностью. Вопрос заключается в том, насколько высокий кредит доверия получил премьер от разношерстной коалиции из десяти партий и на какое время?

По утверждению политических экспертов, не надолго. Поскольку премьеру с трудом удается «протащить» через парламент нужные законопроекты, в первую очередь в сфере экономики. А они нужны для проведения структурных хозяйственных реформ, чтобы обеспечить стабильный ежегодный рост в пределах 2,5—3% в течение 2001—2004 гг., повысить конкурентоспособность отдельных отраслей экономики (делать акцент на развитии туризма, футбольной, легкой и автоиндустрии — бесперспективно), поддержать устойчивость курса национальной валюты по отношению к доллару (имеет место постепенное падение лиры), сократить уровень безработицы с 11% в 2000 г. до 7,8% в 2004 г. (для юга страны характерна, как и в предыдущие годы, низкая занятость). Правительство наметило меры, направленные на снижение дефицита госбюджета до 1% от ВВП согласно требованиям ЕС. Повышение конкурентоспособности итальянских товаров требует уменьшения издержек производства. Планируется сократить уровень налогов, выплачиваемых предпринимателями в пенсионные фонды. Расходы на содержание граждан преклонного возраста в Италии, как и в Германии, стали слишком тяжелым бременем для экономики. Выполнение поставленных целей зависит от устойчивости парламентской системы в целом и функционирования коалиционных правительств, в частности от умения премьер-министра установить взаимопонимание с профсоюзами.

Политическая элита Италии в конце XX столетия поставила четкую задачу: усовершенствовать избирательную систему, чтобы избавиться от пороков парламентской пропорциональной как источника нестабильности в стране и перейти к образованию устойчивой двухпартийной (биполярной) коалиции, как в Великобритании. Тем более, что Италия после завершения Второй мировой войны, политически разделена на два лагеря — правых и левых. Примечательно, что правый фланг, возглавляемый С.Берлускони, быстро сориентировался. Лидер «Forza Italia» намерен усилить свои позиции в коалиции правых партий как эффективный механизм противодействия левым.

Амбициозный Берлускони поставил перед собой несколько целей: уменьшить налоги с целью ускорения роста экономики, сократить безработицу до 5—6%, реформировать непосильную для государства пенсионную систему. По расчетам политических экспертов, на парламентских выборах, намеченных на апрель 2001 г. (последние проходили в мае 1996 года), победит С.Берлускони. После отставки в 1994 году ему удалось восстановить свои позиции на политическом Олимпе. На выборах в Европейский парламент два года назад его партия получила 25% голосов итальянского электората — больше, нежели социалисты и демохристиане.

На сегодня С.Берлускони считается на Апеннинах политиком номер один, способным в случае прихода к власти установить прочный контроль над коалицией правых партий в высшем законодательном органе, а также начать серьезные политические и экономические реформы.

 

Экономические сложности

 

В 2000 году рост экономики Италии составил примерно 2,7% в сравнении с 1,4% — в 1999 году. По расчетам английского журнала «Economist», в нынешнем году темпы роста должны увеличиться — до 2,9%. Но по этому показателю государство на Апеннинах значительно уступит не только Ирландии (7,1%), а также Финляндии (4,3%), Португалии и Нидерландам (по 4,0%), Испании и Швеции (по 3,5%), Греции (3,4%), Франции (3,2%), но опередит Великобританию, Австрию, Бельгию, Данию и Норвегию. По объему ВВП Италия, как и прежде, будет занимать в ЕС четвертое место (,26 трлн.) после Германии, Великобритании и Франции (ВВП этих стран в пределах ,2—1,5 трлн.). По уровню ВВП на душу населения отставание «итальянского сапожка» от других членов Евросоюза слишком заметно. По этому параметру Италия с годовым доходом на одного человека в ,8 тыс. опережает только Испанию, Грецию и Португалию — государства, у которых уровень один из самых низких в ЕС.

Однако несколько существенных факторов препятствуют ускоренному развитию итальянской экономики. По свидетельству Л.Кодогно, ведущего экономиста Банка Америки в Лондоне, во-первых, дальнейший рост экономики Италии тормозится недостаточно высоким уровнем потребления в стране. Во-вторых, урезание государственных расходов привело к уменьшению общего объема инвестиций в экономику. В-третьих, правительству Дж. д’Алема пока не удалось провести законопроект о снижении налогового бремени на субъекты предпринимательства (этому противодействуют левые партии). В-четвертых, либерализация внутреннего энергетического и газового рынков продвигается медленными темпами (как известно, на этом настаивает руководство ЕС). В-пятых, осуществление плана приватизации государственных предприятий с общими активами 5 мрд. пока сдерживается рядом экономических факторов. К тому же, для Италии характерна высокая степень тенизации экономики (так наз. «sommerso»). По данным Конфиндустрии она составляет 27%.

Итальянские эксперты считают, что новое правительство, которое придет к власти после весенних выборов, столкнется с многими экономическими проблемами, которые не были разрешены середине 90-х годов.

 

По материалам
«Financial Times»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно