Активисты движения "ЧЕСНО" зафиксировали несоответствие расходов на рекламу, указанных в декларации президента Украины Петра Порошенко, тем, которые должны были быть на самом деле в период рекламной кампании, предшествовавшей первому туру выборов главы государства 31 марта.
Так, за 2018 год гарант задекларировал 122 миллиона гривень расходов на рекламу, однако по подсчетам активистов движения, только телереклама должна была стоить 175 миллионов гривень.
"В декларации не конкретизировано, за какую именно рекламу Порошенко платил - за телерекламу, наружную или рекламу в соцсетях", - говорится в сообщении.
Рекламная кампания Петра Порошенко на телевидении активизировалась весной прошлого года. В ней достижениями Порошенко назывались внешнеполитические успехи и реформы, которые были проведены в стране в последние годы.
"В конце марта транслировали ролики об изменениях в образовании, культуре и армии. В них не вспоминали о Порошенко, но лозунги об укреплении армии и содействии утверждению украинского языка позже стали частью его президентской кампании", - добавляется в нем.
В августе на телевидении появился лозунг "Армія! Мова! Віра", который внедрялся через рейтинговые и лояльные к президенту каналы, например, "Прямой". Лозунги "Армія! Мова! Віра" также популяризировали через социальную рекламу и соцсети.
При этом часть наружной рекламы Порошенко в первой половине 2018 года, как выяснило движение, размещали местные органы власти, следовательно, финансировали налогоплательщики.
"К сожалению, декларация Порошенко не позволяет определить, кому именно он платил за рекламу, сколько и за что. В Администрации Президента еще в августе 2018 пообещали, что Порошенко отобразит в своей декларации расходы на рекламу. Движение" ЧЕСНО" 8 апреля отправило в Администрацию Президента запрос с просьбой конкретизировать эти расходы ", - резюмируется в сообщении.
По данным "Комитета избирателей Украины", 44 кандидата в президенты, из которых позже осталось 39, официально потратили на рекламу во время предвыборной кампании более 1,2 миллиарда гривень.
Лидерами по количеству расходов на рекламу являются Петр Порошенко (251 млн грн), Юлия Тимошенко (118 млн), Александр Вилкул (97 млн), Сергей Тарута (80 млн), Владимир Зеленский (64 млн), Олег Ляшко (59 млн), Анатолий Гриценко (52 млн), Юрий Бойко (39 млн), Александр Шевченко (34 млн), Руслан Кошулинский (11 млн), Евгений Мураев (11 млн) и Андрей Садовый (10 млн).
В то же время управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций PlusOne Максим Саваневский акцентирует внимание на том, что на рекламу в YouTube за три месяца кандидаты в президенты могли потратить около 3-6 млн долларов.
По его наблюдениям, Юлия Тимошенко потратилась на эту рекламу больше других кандидатов. У лидера "Батькивщины" наиболее широкий рекламный охват аудитории с сентября по март - 28%. За ней следует Андрей Садовый с показателем охвата 19%. Третье место - реклама Петра Порошенко - 9%. На четвертом месте с показателем 6% находится Руслан Кошулинский.
Как сообщалось, 7 апреля Центральная избирательная комиссия объявила официальные результаты первого тура выборов президента Украины и назначила второй тур выборов главы государства на 21 апреля.
Ни один из кандидатов не смог заручиться поддержкой абсолютного большинства избирателей. Шоумен Владимир Зеленский получил 30,24% голосов (более 5,7 млн избирателей), действующий глава государства Петр Порошенко - 15,95% (более 3 млн).
31 марта, состоялся первый тур выборов президента Украины. Для голосования на 199 территориальных округах в Украине и 1 зарубежном были открыты почти 30 тысяч избирательных участков. Явка избирателей составила 63,48%, в выборах приняли участие более 18,5 миллионов украинцев. На пост главы государства претендовали 39 кандидатов.
Подробнее об отношении западных партнеров к выборам и кандидатам в президенты читайте в статье Татьяны Силиной "Анализ кандидатов - версия Запада" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".