Ференц ДЬЮРЧАНЬ: «Для наших отношений очень важна экономика, экономика и еще раз экономика»

Поделиться
Ференц ДЬЮРЧАНЬ Премьер-министр Венгерской Республики. Родился 4 июня 1961 года в городе Папе. В 1984 году после окончания учебы на педагогическом факультете Университета им...

Ференц ДЬЮРЧАНЬ

Премьер-министр Венгерской Республики.

Родился 4 июня 1961 года в городе Папе.

В 1984 году после окончания учебы на педагогическом факультете Университета им. Януса Паннониуса в г. Пече получил диплом преподавателя, а в 1990 году, окончив экономический факультет того же университета, — диплом экономиста.

В 1983—1988 гг. был секретарем городского комитета Коммунистического союза молодежи Венгрии (КСМ) в Пече, в 1988—1989 гг. занимал должность председателя университетско-институтского совета ЦК КСМ, в 1989 году был секретарем ЦК КСМ, затем стал заместителем председателя Демократического союза молодежи, сформировавшегося из рядов КСМ.

С 1990 года работал в ООО по финансовому консалтингу «Кредитум», затем стал директором международного финансового АО «Еврокорп». В 1992 году учредил АО по инвестициям «Альтус» и до 2002 года занимал должность генерального директора компании. В 2002—2003 гг. одновременно был председателем ревизионной комиссии АО «Альтус» и главным советником премьер-министра по стратегическим вопросам.

19 мая 2003 года занял пост министра по делам молодежи и спорта.

С 2003 года является членом выборного комитета Венгерской социалистической партии (ВСП), с февраля по сентябрь 2004 года был председателем областной организации партии в области Дёр-Шопрон.

25 августа 2004 года был избран чрезвычайным конгрессом ВСП кандидатом на пост премьер-министра. 27 сентября президент Венгрии Ференц Мадл выдвинул его кандидатуру на должность премьер-министра, которую ранее занимал подавший в отставку Петер Медьеши. 29 сентября парламент избрал Ференца Дьюрчаня премьер-министром страны.

Женат, имеет четверых детей.

Во время рабочего визита премьер-министра Венгерской Республики в нашу страну при дружественном содействии посольства Венгрии в Украине «ЗН» получило возможность взять у господина Ференца Дьюрчаня эксклюзивное интервью.

— Господин премьер-министр, ваш приезд является первым визитом главы правительства зарубежной державы после выборов Президента Украины. В связи с этим, какое значение придаете вы сотрудничеству между нашими государствами?

— Нужно сказать, что Украина важна с точки зрения безопасности всего Европейского региона. Между нами есть взаимоважные экономические вопросы. Мы должны научиться вместе развивать регион. Есть у нас также вопросы, связанные с национальными меньшинствами, и они всегда важны. Актуальны для обеих сторон и вопросы, связанные с наукой и культурой. Для Украины Венгрия — это путь в Европу. Для Венгрии Украина — путь к России и другим постсоветским странам.

— Так уж сложилось, что «адвокатом», «локомотивом» Украины на пути евроинтеграции считается Польша. Не кажется ли вам, что с присоединением к нашему «поезду в Европу» еще и венгерского «локомотива» скорость движения эшелона могла бы ощутимо возрасти?

— Я хотел бы видеть Венгрию как самую главную поддержку присоединения Украины к Европейскому Союзу. Украине нужен не один и не два союзника, а по меньшей мере 25. В этом аспекте нет никакой конкуренции между Польшей и Венгрией. Наоборот, даже лучше, что в этом вопросе Венгрия и Польша могут быть союзниками. В европейской политике нельзя вести себя, как ревнивый муж. Фигурально выражаясь, европейское сотрудничество строится не на моногамии, а на полигамии.

— Не считаете ли вы, что экспорт венгерской продукции, 80% которой ориентирован на страны Евросоюза, нуждается в диверсификации в сторону стран-соседей, в частности Украины?

— Нужно сказать, что общий украинско-венгерский товарооборот периода 2002—2004 годов удвоился. Раньше было значительное активное сальдо Украины, но за первые 11 месяцев 2004 года оно почти нивелировалось. Сейчас уже украинский экспорт составляет 550 млн. евро, тогда как венгерский экспорт — 500 млн. евро. Но я с вами согласен: для наших отношений очень важна экономика, экономика и еще раз экономика. Сейчас в Европе именно это должно стать стержнем отношений наших двух стран.

— Господин премьер, на своем пути в европейское содружество Венгрия сначала стала членом НАТО. Как вы считаете, это необходимый стандарт при вступлении в Евросоюз или же возможно вступление в ЕС без членства в Североатлантическом альянсе?

— Это не общее предписание. Именно в отношении Украины есть резон рассмотреть вариант, чтобы ваша страна стала членом Европейского Союза без предварительного вступления в НАТО.

— Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках. В свое время в Венгрии одно из правительств, как нынче у нас, пришло к власти на волне народного энтузиазма. Но вскоре венгры разочаровались в его действиях. Почему, на ваш взгляд, это произошло?

— Потому что ожидания людей от общественно-политического уклада, режима в общем-то не оправдали себя. И нужно сказать, что по отношению к правящим верхам, правительству была очень сильная оппозиция. Люди думали, что на следующий день после смены власти они станут жить, как французы или британцы. Но этого не получилось, да в придачу еще была очень сильная оппозиция, которая ежедневно бомбардировала правительство. Судьбу оранжевой революции тоже решат вот эти два аспекта: дистанция между возможностями правительства и страны и ожиданиями людей и общества. Если имеется критический разрыв между ними, на политическую арену выступает сила, которая постоянно напоминает правительству об этом, держит на повестке дня то, что не выполняется. То есть будущее в общем-то формируется и решается в душах и правительственных структурах.

— Сейчас у нас обсуждается необходимость ввести европейскую модель правительства. Но известно, что в Европе существуют различные модели. Я, например, обратил внимание, что в вашем правительстве нет вице-премьеров. Это традиция или попытка избежать дублирования работы министров?

— У нас относительно малое количество министерств, как и в большинстве европейских стран. И мы, скорее всего, хотим сокращать их количество. При этом мы исходим из того, что посредники между премьер-министром и его министрами не нужны. В Венгрии заместитель премьер-министра был только однажды, когда к этому вынуждали политические требования партнеров по коалиционному правительству. Если исходить из того, что самым важным приоритетом для Украины является присоединение к ЕС, то эта задача вызывает необходимость сотрудничества многих министерств. Для ее решения, возможно, целесообразно наличие поста вице-премьер-министра, который занимается европейскими делами и интеграцией. Общим же признаком, характеризующим европейскую модель, является отсутствие отраслевого разделения управления. Нет трех различных экономических министерств. Более того, нет отдельных министерств транспорта, туризма, есть крупные агломераты.

— В процессе построения в Украине гражданского общества нам было бы полезно изучить опыт сотрудничества венгерских органов власти и «третьего сектора» — общественных организаций и объединений. Не могли бы вы назвать наиболее характерные примеры результатов таких связей?

— Самая большая ошибка возникает, когда гражданское общество намерено организовать правительство и управлять им. Тогда оно теряет то, от чего считается гражданским, — свою независимость. А если правительство организует общественные организации, то они становятся вспомогательной командой власти и обслуживающим персоналом правящей партии. «Руки прочь от гражданского общества!» — это, по-моему, единственно верная политика.

— Вам удается достичь золотой середины?

— Как по мне, мы в этом пока не дотягиваем и до «тройки».

— Подход Венгрии к связям с венгерской диаспорой — поучительный пример, потому что у нас тоже большая диаспора, но, фактически, историческая родина ей мало помогает. В связи с этим, какие цели таких процессов, которые осуществляет ваше правительство, и формы этого осуществления?

— Во-первых, мы не призываем венгров, которые живут за границей, к переселению в Венгрию. Если они находят возможность для своего проживания там, то пусть там и остаются. Чтобы они сохраняли свою множественную идентичность, будучи, скажем, в случае с Украиной, и украинцами, и венграми. Нужно реализовывать различные программы трансграничного сотрудничества для развития приграничных регионов при помощи упрощения выдачи виз, заграничных паспортов, прохождения границ, поддерживать устремления к культурной автономии и, несомненно, все это выносить на повестку дня переговоров. Я сегодня об этом говорил во время встречи с вашим премьером. И предоставлять конкретную помощь и поддержку общественным организациям для культурного развития.

— Вы уже встречались с госпожой Тимошенко. Нашли ли вы с ней общий язык и каковы ваши впечатления от встречи с ней?

— Я вижу в лице вашего нового премьера очень амбициозного политика. Она внимательно следит за ходом переговоров, очень внимательно слушает, всегда смотрит в глаза партнеру. Очень хорошо подготовлена и отлично знает, чего хочет. По взаимному согласию, мы не пользовались языком дипломатов, а говорили открыто, честно. Мы болеем за нее.

— Видят ли четверо детей папу Ференца?

— Да, но очень редко. Я стараюсь, чтобы у меня каждую неделю в уик-энд был один день, который я провел бы с ними. Утром я их бужу, а дальнейшее ежедневное общение ограничивается совместным завтраком. К сожалению...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме