ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ЛИВАН: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

10 февраля, 1995, 00:00 Распечатать

С января 1995 года в течение полутора лет три средиземноморские страны: Франция, Испания и Италия бу...

С января 1995 года в течение полутора лет три средиземноморские страны: Франция, Испания и Италия будут, каждая по шесть месяцев, председательствовать в Европейском союзе, что несомненно скажется на политике этого межгосударственного объединения в отношении его традиционных партнеров в бассейне «Маре нострум» (Наше море), как древние называли Средиземноморье.

Особое внимание ЕС в 1995 — 96 годах будет уделяться Ливану — стране в 10.452 кв.м с населением 3 млн. человек, экономика которой после 17 лет войны только начинает возрождаться.

16 января с.г. во французском культурном центре в Бейруте посол Франции в Ливане г-н Жан-Пьер Лафон и руководитель миссии Европейской комиссии в Ливане г-н Харольд Кул провели пресс-конференцию, посвященную основным аспектам политики Франции и ЕС в отношении средиземноморских стран вообще и Ливана в частности.

Начиная с 1 января 1995 г. Европейский союз включает в себя 15 государств с населением более 375 млн. человек. Некоторые из них — Франция, Испания, Италия и Греция — омываются водами Средиземного моря. Этот блок является наиболее экономически мощным в мире, опережая даже Соединенные Штаты и Японию.

Председательство Франции в ЕС наступило вслед за немецким, предшествуя двум другим средиземноморским государствам — Испании и Италии.

С первых дней своего лидерства в ЕС французы, считая, что внимание политических и экономических кругов Ливана и Ближнего Востока к Европе ослабевает (намечается постепенное заполнение американцами возникшего вакуума. — Прим. Н.П.), подчеркивают, что судьба Ливана никогда не была безразлична Европе.

Во время войны многие европейские государства остались на стороне Ливана и держали его под защитой ЕС, заключив с ним в 1977 году торговый и финансовый договоры.

С первых дней мира и восстановления экономики Европа первой начала финансировать и оказывать практическую помощь, инвестировав в ливанскую экономику за последние три года более 300 млн. долларов и обеспечивая ливанским промышленным товарам бестаможенный доступ в страны Европейского союза.

Ливан осознает то, что в значительной степени его судьба зависит от продолжения отношений с Европой и от заинтересованности последней в его будущем. Одновременно, все 15 государств ЕС должны проникнуться важностью геополитического положения Ливана на Ближнем Востоке, и Франция должна сыграть в этом оркестре первую скрипку.

Лидеры ЕС любят подчеркивать, что их альянс — не крепость, живущая в пределах своих границ, однако, он должен расширяться за счет партнеров, а не стран-статистов.

За последние годы ЕС уделял много внимания странам Центральной и Восточной Европы. Но у континента есть южная граница — Средиземное море, и абсолютно нормально, если ЕС под председательством средиземноморской страны повернет свой взор к проблемам этого региона. До 2000 года Европа должна определить объем и номенклатуру помощи государствам Средиземноморья, будучи заинтересованной соседствовать с настоящими партнерами, а не с постоянно нуждающимися в безвозмездной помощи нахлебниками.

Сотрудничество, ориентированное на партнерство и диалог, должно проходить и в сфере политики, и, в первую очередь, в плане демократии и соблюдения прав человека. Эти проекты должны интересовать обе стороны. Например, защита окружающей среды и загрязнение бассейна Средиземного моря являются первостепенными и для Европы, и для Ливана.

Средиземноморье займет в европейской политике одно из ключевых мест, экономическая помощь будет оказываться ему в тех же пределах, что странам Центральной и Восточной Европы. В этих условиях Ливан должен продемонстрировать свой потенциал и представить такие проекты, которые, с одной стороны, привлекли бы европейский капитал и, с другой, поощрили бы региональное сотрудничество.

По инициативе Франции, впервые за всю историю ЕС, в середине марта 1995 г. состоится заседание Совета по сотрудничеству между ЕС и Ливаном .

В политическом плане Совет будет стремиться к принятию многостороннего соглашения о суверенитете, независимости и территориальной целостности Ливана, демонстрируя солидарность и единство европейской политики в отношении этого специфического государства.

В экономическом плане задача Совета состоит в определении видения Ливаном этого евро-средиземноморского партнерства и в обозначении основных направлений экономической и финансовой помощи в будущем.

Европу очень интересует подготовка экономического сотрудничества с Ближним Востоком в постконфронтационный период. Но евро-средиземноморские отношения выходят за рамки мирного процесса, так как они красной строкой вписаны в историю и географию. Очевидно, что стабильный мир на этих землях будет способствовать сближению Европы и Средиземноморья, реализации новых региональных взаимовыгодных экономических проектов, усилению связей с Ливаном.

Наблюдая активный интерес Европы и США (инвестиции последних в ливанский рынок составили около 20 миллиардов долларов), возникает вопрос — каковы торгово-экономическо-политические отношения между Бейрутом и Киевом. Безусловно, украинские бизнесмены давно уже вышли на рынок Ливана, экспортируя металл и цемент. Вполне можно предположить, что отечественные бизнесмены активно используют и банки Ливана — финансовый центр Ближнего Востока, ничем не уступающий, а по части сохранения тайны вкладов превосходящий Швейцарский...

Контакты же на государственном уровне развиваются весьма слабо. По непонятным причинам Украина до сих пор не открыла своего диппредставительства в Ливане, что, без сомнений, тормозит развитие двусторонних отношений. Не опоздать бы...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно