ЕНЁХАШИМИКА, НАШИ БУДУЩИЕ ПАРТНЕРЫ! К ИТОГАМ ВИЗИТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ АЛЕКСАНДРА МОРОЗА В РЕСПУБЛИКУ КОРЕЯ

7 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 7 апреля-14 апреля

Страна утренней росы Во всем мире Республику Корея называют страной «экономического чуда на реке Ханган»...

Страна утренней росы

Во всем мире Республику Корея называют страной «экономического чуда на реке Ханган». Кто интересовался историей Кореи последнего столетия, знает, что на протяжении сорока лет страна была колониальным придатком Японии, ее народ пережил две опустошительные войны 1945 и 1950 — 53 годов, раздел страны на два противостоящих государства. Но после того, как аграрная страна в 1962 году вступила на путь радикальных экономических реформ, темпы ее роста стали одними из самых высоких в мире, доход на душу населения за последние три десятилетия увеличился более чем в сто раз, страна превратилась в одну из ведущих во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе с самыми современными технологиями, городами-мегаполисами, товарами, известными всему миру. Перемены становятся еще более впечатляющими, если учесть, что природные ресурсы Южной Кореи крайне ограничены, высокая степень зависимости от поставок сырья из других стран, в частности энергоресурсов. До настоящего времени Южная Корея ежегодно импортирует энергоресурсов на 15 миллиардов долларов.

Не было и значительных финансовых инвестиций со стороны ведущих западных стран, поэтому успех экономических преобразований зависел прежде всего от правильности выбранной стратегии развития страны и трудолюбия ее населения. В основу стратегии индустриализации, ввиду ограниченности внутреннего рынка, была положена ориентация на внешние рынки и развитие экспорта, доходы от которого реинвестировались в дальнейшее расширение производства, постепенную его переориентацию с экспорта товаров легкой промышленности на тяжелую, химическую, самолетостроение, производство автомобилей, радиоэлектроники, компьютерной техники. Учитывая сходство по многим параметрам между Республикой Корея два-три десятилетия назад и нынешним положением Украины, у этой страны есть чему поучиться и нашим политикам, и экономистам, и представителям деловых кругов.

Первая ласточка

Именно таким и был состав первой официальной делегации Украины во главе с Председателем Верховного Совета Александром Морозом, которая посетила с визитом Республику Корея с 27 по 31 марта. В составе делегации были председатели постоянных комиссий ВС по вопросам науки и образования и по вопросам финансов и банковской деятельности Владимир Сторижко и Виктор Суслов, председатель Одесского областного Совета народных депутатов Руслан Боделан, заместители министров иностранных дел и внешних экономических связей Константин Грищенко и Анатолий Щербатюк, многочисленная группа банкиров, промышленников, предпринимателей. Такой, несколько нетрадиционный состав делегации, обусловливался тем, что визит должен был стать фактически презентацией Украины в Южной Корее. Одной из главных задач, стоявших перед членами делегации, было не только установление межпарламентских контактов, визит должен был послужить толчком к развитию делового сотрудничества между двумя странами. А этот факт неоднозначно был воспринят в Украине. На пресс-конференции по итогам визита в Японию Леонид Кучма выразил недовольство тем, что в ходе подобных поездок парламентарии пытаются подменять исполнительную власть. Наряду с изучением опыта цивилизованного парламентаризма они ведут переговоры и подписывают (парафируют) межгосударственные соглашения. Но если в ходе настоящего визита кто и выполнял подобные функции, то это как раз представители исполнительной власти. А народу Украины вообще-то все равно, кто будет налаживать межгосударственное деловое сотрудничество с перспективными партнерами, главное, чтобы были конкретные результаты. Тем более, что по ряду причин, прежде всего экономических, Украина до сих пор не имеет в Республике Корея своего посольства, что в свою очередь негативно сказывается на становлении межгосударственных отношений, в том числе и в экономической области. Поэтому не случайно деловая часть визита украинской делегации началась с семинара, организованного при содействии Ассоциации по экономическим связям между Республикой Корея и Российской Федерацией и странами СНГ, созданной еще в 1989 году. До настоящего времени Россия в сознании многих корейцев, отчасти и руководства страны, ассоциируется со всем СНГ. Много крупных корейских корпораций имеют свои официальные представительства в Российской Федерации, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах от Владивостока до Липецка. В Украине же их можно перечесть по пальцам одной руки. Да и может ли быть иначе, если визит министра иностранных дел Республики Корея Ли Сан-Ока, состоявшийся в июле 1992 года, до сих пор остался без ответа с украинской стороны, а в активе украино-корейских отношений всего два документа: коммюнике об установлении дипломатических отношений и соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Поэтому открытие в ходе визита официального представительства Торгово-промышленной палаты Украины в Сеуле стало первой ласточкой в деле становления экономических контактов между Украиной и Южной Кореей.

Большой интерес был проявлен к визиту украинской официальной делегации со стороны руководства Республики Корея. Визит вежливости члены делегации нанесли президенту страны Ким Ен Саму, украинских парламентариев принял спикер Национальной ассамблеи Хван Нак Джу. Во время беседы он подчеркнул, что именно парламентарии несут большую ответственность за установление межгосударственных отношений на политическом уровне, отметил личный вклад Председателя ВС Украины в дело становления независимого государства. В корейском парламенте создана и действует ассоциация украино-корейской дружбы, создание подобной структуры планируется и в Верховном Совете Украины.

Члены делегации встретились с представителями исполнительной власти Кореи — вице-премьер-министром, министром финансов и экономики, министром по науке и технике и министром торговли и промышленности. В ходе встреч рассматривались, прежде всего, возможности расширения и активизации торгово-экономических и научно-технических отношений. Уже на нынешнем этапе Корея готова вложить свои финансовые инвестиции и ноу-хау в реализацию конкретных программ в области конверсии предприятий ВПК, переработку сырья на компенсационной основе, туристическую индустрию, судостроение, автомобиле- и тракторостроение. В ходе визита Александр Мороз предложил создать совместную комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству, и эта идея нашла поддержку с корейской стороны. Расширилась и договорно-правовая база двусторонних отношений за счет парафирования Протокола о консультациях между министерствами иностранных дел и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. В последнем, естественно, заинтересована и корейская сторона, так как Украина представляет новый перспективный рынок сбыта продукции и открывает коридор корейским товарам на рынки западных стран. В поиске новых рынков сбыта сегодня Корея очень заинтересована, ведь в последнее время темпы роста корейского экспорта на традиционных рынках стали снижаться, растет конкуренция.

Мы готовы сказать: «Енёхашимика», что по-корейски — «Здравствуйте»!

В развитии экономического сотрудничества Украину интересует не столько расширение торговых отношений, хотя и это важно, сколько инвестирование капиталов и научных технологий в современное автомобилестроение, радиоэлектронную промышленность, производство товаров легкой и перерабатывающей промышленности, сельское хозяйство. Но практическая реализация этих планов зависит в большей мере не от договоренностей на межгосударственном уровне, а от интереса и активности предпринимательских структур обеих стран. В этом контексте переговоры украинских банкиров и предпринимателей с представителями крупнейших китов корейского бизнеса — корпораций «Лаки-Голдстар», «Хундай», «Деу» представляли значительный интерес. Каждая из названных корпораций является крупнейшим не только по корейским меркам, но и по мировым финансово-промышленным объединением, включающим в себя широкий спектр производства — от товаров легкой промышленности до военной техники, химии, энергетики, финансовых и инвестиционных фирм, — о создании которых у нас только идет речь. У каждого своя деловая философия, четкие планы экономического и научно-технического развития на перспективу. Удалось ли заинтересовать молодому и недостаточно опытному украинскому предпринимательству корейских партнеров — покажет время. Ведь корейцы, как люди дела, ничего не делают, не просчитав на семь ходов вперед выгодность ожидаемых результатов. Они не смогут понять нашей необязательности и неисполнительности. И все же можно говорить о том, что в ходе визита первые деловые контакты наметились. Известно, что бизнесмены не любят преждевременно афишировать свои планы, но, тем не менее, можно говорить о достижении принципиальной договоренности об открытии украино-корейского банка или филиала одного из корейских банков в Украине, о возможности создания ряда СП. Но о серьезном присутствии корейского капитала на украинском рынке говорить, очевидно, пока рановато. Требуется упорный труд и истинно восточное терпение, чтобы в нашу экономику пошли инвестиции. А нам, похоже, остается только надеяться и верить, что Украина станет перспективным партнером Кореи в обозримом будущем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно