Эксперты «ЗН» определили, какие нормы закона о Кабмине не имеют ничего общего с приведением его в соответствие с Конституцией

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Новая редакция Закона о Кабмине, а также принятые с нею уточнения в ряд других законов, которые были призваны привести законодательство в соответствие с Конституцией 1996 года, в реальности содержат большое количество норм, никак не обусловленных возвращением к предыдущей редакции Основного закона.
Новая редакция Закона о Кабмине, а также принятые с нею уточнения в ряд других законов, которые были призваны привести законодательство в соответствие с Конституцией 1996 года, в реальности содержат большое количество норм, никак не обусловленных возвращением к предыдущей редакции Основного закона.В частности, в новой редакции закона о местных госадминистрациях, изменения в который принимались «в пакете» с законом о Кабмине записано: «председатели местных государственных администраций назначаются на должность президентом Украины по представлению премьера». В то же время статья 118 Конституции Украины предусматривает: «Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и увольняются с должности президентом Украины по представлению Кабинета министров». И в Конституции-96, и в Конституции-04 данная статья сформулирована совершенно одинаково. Ни в одной из редакций украинской Конституции нет оснований и для статьи 11 нового  закона о правительстве, которая гласит: «Программа деятельности Кабинета министров Украины базируется на предвыборной программе президента Украины». В новом законе о Кабмине, в отличие от старого, отсутствует срок подачи президентом представления кандидатуры на должность премьера. Это может затянуть процесс на неопределенный срок, тем более что нередки случаи, когда гарант может быть прямо заинтересован в подобном сценарии. Конституционные нормы, как-либо ограничивающие срок подачи подобного представления, отсутствуют. Согласно новой редакции закона, премьер-министр в обход Кабмина перебирает на себя вопрос подготовки представления о создании центральных органов власти, а президент единолично, без учета мнения главы КМ, может уволить члена правительства. При этом сам член правительства подать в отставку не может – подобная возможность законом не предусмотрена. Подобные нормы никак не связаны с действующей редакцией Конституции. Отсутствует в Основном Законе и наделение главы государства правом назначать заместителей министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Напомним, Конституционный суд не раз отмечал, что в Основном Законе содержится исчерпывающий перечень полномочий президента. Упоминания о подобных полномочиях президента отсутствуют в обеих редакциях Конституции. Согласно новому закону, первый вице-премьер вправе руководить Кабинетом министров только в случае смерти премьера. Кто будет руководить правительством в случае отставки главы Кабинета, остается неясным. Не является следствием согласования законодательства с Конституцией и новела, вносимая в закон «О прокуратуре». Отныне первое лицо страны вправе отстранять главу ГПУ не только в случаях, обусловленных Конституцией и законодательством, но и «на других основаниях». Напомним, народный депутат от НУ-НС Анатолий Гриценко заявлял, что предложенный министром юстиции Александром Лавриновичем и впоследствии принятый парламентом проект изменений в Закон о Кабмине не являлся простым приведением документа в соответствие с текстом Конституции 1996 года. Помимо этого, в проект были включены десятки других положений, которые не следуют из текста Основного закона и ведут к концентрации власти в руках президента, а также потере парламентом контроля над силовыми структурами и бюджетным процессом. Подробнее читайте в статье Сергея Рахманина «Аппетит приходит во время еды» в свежем номере «ЗН».
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме