ДОЛЖНА ЛИ УКРАИНСКАЯ АРМИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ?

28 января, 2000, 00:00 Распечатать

Вопрос непростой, вокруг него немало спекуляций, которые базируются на недостаточном понимании проблемы и ее чрезмерной политизации...

Вопрос непростой, вокруг него немало спекуляций, которые базируются на недостаточном понимании проблемы и ее чрезмерной политизации. Понятное стремление исключить карательные функции Вооруженных сил (ВС) привело к тому, что правового определения не имеют и полезные для общества функции армии. Украина недостаточно учитывает опыт государств региона, в которых ВС все чаще локализуют внутренние угрозы военного характера. Вопрос требует широкого обсуждения и должен найти свое отображение в новой Военной доктрине Украины, в законах «О Вооруженных силах Украины», «О применении силы при исполнении служебных обязанностей», в планах подготовки ВС совместно с другими воинскими формированиями.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ АРМИЯ УЖЕ ВЫПОЛНЯЕТ

Внутренние функции можно условно разделить на «силовые» и «несиловые». Последние не вызывают особых вопросов, более того — ВС Украины их уже давно и успешно выполняют. Приведем несколько примеров.

Армия помогает органам власти и населению при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф — это эвакуация людей, оказание медицинской помощи, восстановление инфраструктуры, оперативное снабжение водой и электроэнергией. ВС проводят поисково-спасательные операции в труднодоступных районах, в горах и на море. Военные летчики осуществляют экологический мониторинг. Армия выполняет работы по утилизации военной техники, боеприпасов и ракетного топлива. Личный состав ВС оказывает помощь МВД по охране общественного порядка. ВС разрабатывают технологии двойного назначения, готовят специалистов для народного хозяйства, проводят военно-патриотическую работу среди населения. Военные регулярно выезжают на разминирование. Так, в 1998 г. саперы ВС обезвредили 9539 боеприпасов, провели обследование 3050 га территории, израсходовав 124 тонны горючего и 1500 кг взрывчатки. Кстати, работы выполняются без возмещения Минобороны дополнительных затрат (на Западе ликвидация одной мины стоит порядка 0).

Таким образом, армия постоянно выполняет широкий перечень внутренних функций, оказывает помощь государству и населению. И граждане Украины воспринимают это с пониманием и благодарностью.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ ОПАСЕНИЕ

Более сложным является вопрос о «силовых» внутренних функциях ВС. Но отвечать на него нужно: из теоретической плоскости для многих государств СНГ этот вопрос уже перешел в категорию первоочередных.

«Силовые» функции связаны с выполнением задач, когда не исключается применение оружия. Речь идет о поддержании режима чрезвычайного положения; принудительном установлении карантина на случай опасных эпидемий, эпизоотий о защите стратегически важных и потенциально опасных объектов; противодействии сепаратизму; об уничтожении незаконных вооруженных формирований; блокировании района возможного внутреннего конфликта и разъединении сторон; о борьбе с терроризмом и наркобизнесом.

Анализ угроз национальной безопасности Украины дает основания утверждать, что органы власти должны быть готовы к подобным действиям. Безусловно, указанные функции не являются основными для ВС, их выполняют другие силовые структуры. Но во многих случаях без помощи армии не обойтись.

Мировой опыт свидетельствует, что для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований, проявлений сепаратизма и терроризма армию применяют во всех государствах. Однако делают это в разных странах по-разному. Чтобы минимизировать отрицательные последствия, в Англии, Италии, Канаде, США и Франции закон предусматривает особые процедуры и противовесы. В Ираке, Китае, России и Турции эти механизмы еще не отработаны. Известны примеры, когда армейские подразделения применялись без ограничений, имели место многочисленные жертвы среди военных и гражданского населения. Украине нужно ориентироваться на опыт Англии, Канады и США — в этих странах вопрос о внутренних функциях ВС решен более основательно.

НЕКОТОРЫЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ

Сегодня у всех на слуху операция российских военных на Кавказе, регулярные рейды турецкой армии против КРП. Для полноты картины приведем два примера другого рода.

19 октября 1998 г. воинская часть вышла из-под контроля руководства Минобороны Грузии и танковая колонна бунтовщиков выступила на Тбилиси. Перед президентом Э.Шеварднадзе возникли непростые вопросы: как восстановить контроль над военными, как избежать жертв среди мирного населения, как обеспечить дееспособность властных структур, охрану важных и опасных объектов? Президент обратился за помощью к армии, и ситуацию удалось нормализовать. Легитимная власть была защищена, были сохранены ростки молодой грузинской демократии. Справедливо ли ставить в укор Э.Шеварднадзе то, что он применил ВС для решения внутренних задач? На наш взгляд, президент Грузии действовал адекватно ситуации. Его поддержали парламент, население страны и международное сообщество. Однако проблема остается нерешенной: в других условиях решения могут быть и ошибочными.

Следующий пример относится к категории фантастических (на первый взгляд), но от того — не менее вероятных. Нашим зрителям известны американские фильмы «Эпидемия» и «Патриот», в которых оценивается готовность США локализовать последствия применения биологического оружия. Эти вопросы актуальны и для Украины. В случае эпидемии опасной болезни (оспы, тифа и т.п.) армия, конечно же, придет на помощь населению. Но военным придется проводить не только вакцинацию. Нужно будет быстро установить и жесткими (внешне жестокими) действиями поддерживать карантин в пораженных районах. Чтобы защитить миллионы людей, ограничивают передвижение десятков тысяч инфицированных, их контакты с жителями соседних районов. Ограничивают стационарными и мобильными блок-постами, шлагбаумами и колючей проволокой, даже угрозой применения оружия. Действия военных будут жесткими, но иного пути локализации эпидемии не существует.

К подобным действиям армию надо готовить, нужно налаживать взаимодействие с органами власти, с другими воинскими формированиями. Кстати, правительство США признало, что государство не готово надежно защитить американцев от биологического оружия и сейчас делает все, чтобы поправить ситуацию. Украина может учесть чужой опыт, а может продолжать политизированные дискуссии в ожидании, что как-нибудь пронесет. Но Бог ведь бережет лишь береженого…

Проведенный нами анализ свидетельствует о наличии предпосылок для внутренних конфликтов, по крайней мере в трех регионах Украины. В случае их возникновения Президент будет вынужден принять все меры для защиты интересов государства и жизни граждан, вплоть до применения армии. Так было в Азербайджане, Грузии, Киргизии, Молдове, России, Таджикистане, Узбекистане, Англии, Индонезии, Ираке, Турции и на Филиппинах. Так будет и в Украине, если (не дай Бог) конфликты распространятся на ее территорию.

КАКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАСПОЛАГАЕТ АРМИЯ?

В развитие ВС усилиями нескольких поколений вложены миллиардные средства. Государство и сегодня выделяет немалые ресурсы на содержание армии. Было бы ошибкой не использовать уникальные возможности ВС для обеспечения стабильности в интересах народа Украины. О чем конкретно идет речь?

Армия имеет защищенную систему управления и связи; она может осуществлять быстрый маневр по воздуху и морю. ВС способны к продолжительным действиям без дополнительной подготовки — за счет запасов, автономных источников питания и собственной ремонтной базы. Лишь армия имеет всю номенклатуру тяжелого вооружения. Оно потребуется, если сил и средств Внутренних войск окажется недостаточно, например, для борьбы с незаконными вооруженными формированиями или террористами. Кстати, тяжелое вооружение Национальной гвардии (она выполняла внутренние функции) передается не Внутренним войскам МВД, а ВС Украины.

Не имея права вмешиваться во внутренние конфликты в собственном государстве, подразделения ВС Украины уже выполняют внутренние «силовые» функции в других странах — в Боснии, Герцеговине (SFOR) и в Югославии (KFOR). Опыт миротворчества уже получили более 10 тысяч военных — это почти дивизия профессионалов, подготовленных не на компьютерных учениях, а в зонах реальных конфликтов. Было бы ошибкой не использовать их ценный опыт.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Привлечение ВС к выполнению «силовых» функций внутри страны не имеет четкого правового определения. Военная доктрина Украины запрещает применять армию «для решения политических задач на своей территории». Закон «О чрезвычайном положении» дает Президенту право привлекать «воинские части ВС Украины» для решения внутренних задач. Однако в законе говорится лишь о «выполнении аварийно-спасательных и восстановительных работ» после введения чрезвычайного положения.

Концепция национальной безопасности Украины открыла возможность для решения вопроса в полном объеме. Она предусматривает «силовые» внутренние функции ВС для «противодействия внутренним угрозам военного характера, борьбы с организованной преступностью, обеспечения защиты населения в случае опасных социальных конфликтов, эпидемий и т.п.» Однако эти концептуальные положения остались нереализованными. В течение трех лет парламент так и не принял закон, в котором бы функции ВС были очерчены надлежащим образом. В целом же, есть признаки изменения взглядов народных депутатов (от романтизма первых лет независимости — к большему реализму и прагматизму), лучшего понимания ими характера внутренних угроз, готовности воспринимать опыт других стран. И это вселяет надежду.

Важно отметить, что международное право не исключает возможности использования ВС для решения внутренних задач. В то же время «Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности» (принятый на Будапештском саммите ОБСЕ в 1994 г.), акцентирует внимание на ограничениях: «В случае, если задачи в области внутренней безопасности не могут быть выполнены без применения силы, каждое государство-участник будет обеспечивать, чтобы ее применение было соизмеримо с имеющейся потребностью в принудительных действиях». Украина подписала этот документ и должна его придерживаться.

ДЛЯ РЕШЕНИЯ НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Руководство ВС не заинтересовано в выполнении дополнительных задач без соответствующего ресурсного обеспечения. Руководители других воинских формирований будут против «вторжения» Минобороны в сферу своей ответственности. Их тревожит возможное перераспределение функций (а значит, объемов финансирования и численности личного состава). Это тоже понятно, корпоративный и личный интересы нужно учитывать. Но не более того, они не должны сдерживать принятие важных государственных решений. Функции силовых структур — это вопрос сугубо политический. Предложения военных нужно изучить очень внимательно, но подготовка окончательного решения должна осуществляться не на ведомственном (МО, МВД, МЧС, СБУ, ПВ), а на общегосударственном уровне. Само решение принимает высшее политическое руководство страны.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, не является простым и однозначным. Размышления о внутренних функциях ВС, очевидно, вызовут психологическое отторжение. Когда властным структурам не доверяет большинство граждан, когда парализована работа парламента и правительства, другой реакции и быть не может. Но вопрос есть, его нужно решать, и открытое обсуждение возможных вариантов решения уменьшает вероятность ошибочных действий власти.

Мы не хотим превратить Украину в полицейское государство. Мы не предлагаем поставить армию над обществом. Наоборот, следует четко провести ограничительную линию. Но ее обязательно нужно провести, а не надеяться, что все разрешится как бы само собой. Если функции ВС не урегулировать законами, не создать надежных сдерживающих механизмов гражданского общества, то у главы государства может появиться соблазн решать внутренние проблемы с опорой на армию. Этого допустить нельзя, как нельзя и делать вид, что Украина застрахована от внутренних конфликтов.

Анатолий ГРИЦЕНКО
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно