Договорная цена договора

23 октября, 2009, 15:53 Распечатать

Какова цена межгосударственного договора? Зачастую он является гарантией мирных, добрососедских отношений между странами...

Какова цена межгосударственного договора? Зачастую он является гарантией мирных, добрососедских отношений между странами. Иногда направлен против третьих стран. Временами стоит репутации политика. Бывает, вызывает в стране социальные потрясения. А случается и так, что ко всему имеет еще и вполне конкретную стоимость. Как вот договор об украинско-белорусской госгранице, цена которого для Киева —
50—130 млн. долл. Их нужно заплатить Минску, чтобы тот наконец выполнил свои обязательства и ратифицировал документ.

«ЗН» уже писало о том, что одной из первоочередных задач, поставленных главой государства перед министром иностранных дел Петром Порошенко, — до конца года решить проблему с украинско-белорусским договором о госгранице. Ради ее достижения новый министр совершил один из своих первых зарубежных визитов в Минск. Но задача, поставленная президентом, не из легких. Официальный Минск увязывает ратификацию этого документа белорусским парламентом с долгами украинских субъектов хозяйственной деятельности перед Беларусью, которые образовались еще в
1992 году, когда страны выходили из рублевой зоны. Белорусы утверждают: тогда, после распада СССР, белорусские предприятия перечислили украинским деньги за выпущенную, но не поставленную продукцию. В середине девяностых Минск начал добиваться от Киева, чтобы тот признал этот долг государственным и начал его выплачивать. Украинская власть, опасаясь создания прецедента, долгое время отказывалась это делать.

В результате Киев никак не может завершить юридическую процедуру оформления белорусского участка украинской границы и провести ее демаркацию. А ведь это одна из основных внешнеполитических задач. Но, похоже, Виктор Ющенко настроен весьма решительно и намерен довести дело до конца. Одно время президент даже был готов признать долг украинских предприятий государственным и предусмотреть средства для его покрытия в госбюджете. Но по здравом размышлении отказался от этой идеи. Зато предоставил Петру Порошенко карт-бланш на поиск и принятие той формулы, которая позволит окончательно решить вопрос ратификации документа белорусским парламентом.

Помнится, еще несколько лет назад украинской стороной был разработан такой вариант выхода из ситуации, который дал бы возможность Украине, не признавая самого факта долга, предоставить Беларуси ресурсы для развития торгово-экономических связей и позволил бы увеличить украинско-белорусский товарооборот. Еще в 2003 году, например, подписанный двусторонний протокол определял объем финансовых обязательств Украины на уровне около 130 млн. долл. Киев предлагал Минску на 80% погасить задолженность путем обустройства границ и строительства пограничных переходов. Но тогда дело не заладилось.

В ходе спешно подготовленного на минувшей неделе визита в Минск Петр Порошенко помимо того, что уточнял сумму долга, также предлагал всевозможные варианты решения проблемы. В том числе и за счет обустройства границы со строительством погранпереходов, и за счет поставок из Украины в Беларусь электроэнергии. Не исключаются и другие варианты. Вопрос в том, на какой формуле остановится Александр Лукашенко: в Минске-то хотят живых денег, которые сегодня крайне нужны белорусской экономике, переживающей непростые времена в условиях кризиса. Как заметил один западный дипломат, комментируя переговоры Порошенко в белорусской столице, «таких прагматиков, как белорусы, еще стоит поискать».

Киев, может, и готов был бы заплатить наличными, да только в Украине сегодня проблемы с финансами. 50—130 млн. долл. — не является заоблачной суммой для государства, серьезно настроенного обустроить свои границы. На рекламные билборды политиков уходят иногда куда большие средства. Но это серьезные деньги в условиях экономического кризиса, когда зачастую в казне не могут найти средств для самого необходимого. Поэтому сомнительно, что Юлия Тимошенко согласится выделить такую сумму. Так что Киев будет все же настаивать на опосредованной плате за ратификацию договора белорусским парламентом. Тем более что Беларусь заинтересована и в поставках электроэнергии из Украины, и в импорте белорусской продукции в нашу страну — тракторов, холодильников, трикотажа, сахара и т.д. Во всяком случае, во время заседания на минувшей неделе в Минске украинско-белорусской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества была достигнута договоренность о поставках электроэнергии на 2010 год на «взаимовыгодных ценовых условиях» в ориентировочном объеме 2 млрд. кВт/ч.

У Киева имеется еще один рычаг воздействия — проведение официального визита: у Александра Лукашенко есть большое желание приехать в украинскую столицу. До недавнего времени белорусский президент был невъездным в европейские столицы. Много лет он уже не был и в Киеве. Но после либерализации режима, охлаждения отношений между Минском и Москвой и присоединения Беларуси к «Восточному партнерству» все изменилось. Лукашенко уже побывал в Ватикане и Вильнюсе. Теперь он готовится к поездке в украинскую столицу: после переговоров в Минске Порошенко сообщил о том, что белорусский президент приедет в Киев в начале ноября. Это будет уже четвертая встреча Лукашенко с Ющенко в нынешнем году.

Двум президентам есть о чем поговорить. Тем более что в последний год у них установились более чем тесные отношения, за которыми стоит прагматичный расчет: каждый ведет свою тактическую игру, добиваясь поставленных целей. Лукашенко сегодня озабочен признанием со стороны Европы и инвестициями в белорусскую экономику. И, конечно же, хочет сбалансировать свои отношения с Москвой. В том числе и за счет Киева. Чего стоит хотя бы его благожелательная оценка выступления украинского президента на заседании глав государств на кишиневском саммите СНГ, который критиковал бездеятельность Содружества в условиях кризиса! Ющенко же хочет не только решить проблему юридического оформления украинско-белорусской границы, но и попытаться сыграть роль посредника в отношениях Беларуси и Запада. (На этой неделе, например, в Варшаве состоялась встреча представителей Совета безопасности Украины, Польши и Беларуси, где рассматривалась политика «Восточного партнерства».) Конечно же, не последнее место занимают и планы сформировать союз Киева и Минска для совместного противостояния российскому энергетическому шантажу.

И все же, с точки зрения украинских интересов, если в Киеве окончательно не решится вопрос о ратификации договора о госгранице, то поездка белорусского батьки в украинскую столицу будет выглядеть бессодержательно. Украинская дипломатия в очередной раз сделает безрезультатную для себя уступку неоднозначному партнеру, который воспользуется случаем, чтобы пропиариться в еще одной европейской столице. А ведь визит Александра Лукашенко в Киев замышляется не ради того, чтобы он устроил в украинской столице очередное PR-шоу, на что он большой мастер.

Чтобы достичь поставленной цели, официальный Киев должен приложить все усилия и выступить с единой позицией. Как показывает история пребывания Александра Лукашенко при власти, он дока в искусстве игры на противоречиях: в среде лидеров белорусской оппозиции, между Европейским Союзом и Соединенными Штатами — с одной стороны и Россией — с другой. Жесткое противостояние между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко дают Лукашенко возможность разыгрывать свои комбинации. Пока маловероятно, что проблему с договором о госгранице удастся решить до конца года. Лукашенко, в отличие от украинского президента, никуда не торопится.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно