До и после тридцатого

Поделиться
Юбилей — это повод не только окинуть взглядом прошлое и взглянуть на настоящее, но также и посмотреть в будущее...

Юбилей — это повод не только окинуть взглядом прошлое и взглянуть на настоящее, но также и посмотреть в будущее. Десять лет назад Украина и НАТО подписали Хартию об особом партнерстве. Тогда ни в Киеве, ни в Брюсселе многие еще не слишком задумывались над тем, что будет дальше. Но за эти десять лет Киев и Брюссель пришли к тому, что сейчас на повестке дня — вопрос о вступлении нашей страны в Организацию Североатлантического договора.

Впрочем, хотя Киев и ведет с альянсом с 2005-го Интенсифицированный диалог, а с 2003-го выполняет ежегодные Целевые планы, осенью прошлого года мы остановились за шаг до присоединения к Плану действий относительно членства в НАТО. Это при том, что принятый недавно ЦП-2007 по своей структуре и содержанию соответствует ПДЧ. Будет ли сделан последний шаг — неизвестно. Как в 2004-м и в 2006-м, сегодня политика евроатлантической интеграции — заложник внутриполитической ситуации в целом и предстоящих досрочных парламентских выборов в частности. При этом перспектива вступления Украины в НАТО зависит не только от того, будут ли выборы честными, справедливыми и прозрачными. Ключевым является позиция украинских политиков, их готовность прийти к согласию относительно членства в альянсе в поствыборный период.

В нынешней предвыборной ситуации украинские политики предпочли дистанцироваться от участия в мероприятиях, посвященных евроатлантической интеграции. Примечательно, что само празднование юбилея прошло в Украине тихо, без традиционных для подобных случаев торжеств с участием высшего политического руководства страны и альянса. Что резко контрастировало с той помпезностью, с которой отмечали пятилетие подписания Хартии во времена администрации Леонида Кучмы.

В этот раз традиционное заседание комиссии Украина—НАТО на уровне послов прошло в Брюсселе. Что же касается заседания Североатлантического совета, которое должно было пройти в Киеве, то страны-члены альянса еще месяц назад решили перенести его на более поздний срок, как и визит в украинскую столицу генсека организации Яапа де Хоопа Схеффера. Причиной этих решений было то, что наша страна вступает в период избирательной кампании. В альянсе хорошо знают реакцию в предвыборный период населения и политической элиты на украинско-натовские отношения. Даже той части политиков, которые позиционируют себя сторонниками членства нашей страны в альянсе.

Вот и министр иностранных дел Арсений Яценюк не пришел на два видеомоста, посвященных отношениям Украины и НАТО, отправив туда своих заместителей. «Странно, что министр отсутствовал на этих видеомостах. Ведь он был в Киеве, а не с визитом, к примеру, в Индонезии», — такое мнение пришлось услышать от одного из представителей западноевропейских дипломатических кругов. Конечно, хорошо, что министр обсуждает вопросы евроатлантической интеграции с экспертами, входящими в общественный совет при МИД Украины. Но представителей NGO в массе своей не следует убеждать в необходимости присоединения Украины к Организации Североатлантического договора. В то время как игнорирование конференций, в которых принимают участие послы натовских стран, руководство альянса и госдепа, в глазах дипломатов — моветон, который вредит не только имиджу Яценюка, но и стране. Ведь отсутствие главы украинского МИДа на подобных встречах формирует среди западных дипломатов мнение, что официальный Киев только на словах остается приверженцем политики членства в НАТО. Хотя в столицах стран–членов альянса и понимают, что Украина вступила в избирательную кампанию, тем не менее из уст дипломатов уже можно услышать, что если сегодня в Киеве есть партнеры, с которыми можно говорить о европейской интеграции, то таковых нет по обсуждению практических шагов по реализации политики евроатлантической интеграции. И это тревожные сигналы.

Более того, в странах–членах альянса, по мнению наших собеседников, достиг предела скепсис относительно Украины и готовности ее политической элиты реализовывать политику евроатлантической интеграции. Речь идет, в частности, об отсутствии в нашей стране системных реформ, без которых немыслимо приобщение к тем ценностям и стандартам, на которых базируется эта трансатлантическая организация.

Ведь, по большому счету, кроме системных реформ в армии, пока еще существующей свободы слова и проведения в соответствии с требованиями ОБСЕ парламентских выборов в 2006-м, Украина ничем более не может похвастаться. А проблем хватает: в реформировании экономики и сектора безопасности, в развитии демократии, борьбе с коррупцией, проведении информационной кампании среди населения и т.д.

Неудивительно, что наши западные партнеры говорят: украинская политическая элита не совсем хорошо понимает, что же означает членство в НАТО, что у украинских политиков много слов, но мало действий по внутренней трансформации страны. И вот уже друзьям нашей страны в НАТО, активно отстаивающим право Украины на членство в этой организации, становится все труднее говорить с представителями тех стран (а речь идет, прежде всего, о Франции, Германии, Италии, а также пиренейских государствах — Испании и Португалии), которые негативно относятся к вступлению Киева в альянс. Сложно убеждать оппонентов в своей правоте, когда сами украинцы практически ничего не делают для этого…

В апреле 2008-го в Бухаресте состоится очередной саммит альянса. Посол Соединенных Штатов в Украине Уильям Тейлор во время недавнего телемоста Киев—Вашингтон «НАТО — сообщество с общими ценностями» заметил, что «и НАТО, и Украине уже сегодня следует думать о том, какую роль будет играть Украина в этом саммите». Комментируя слова американского дипломата, представители стран–членов альянса говорят: главное, чтобы Бухарестский саммит по своему содержанию для Украины отличался от рижской встречи, где вместо ожидаемого присоединения нашей страны к ПДЧ в итоговом документе в адрес Киева прозвучали лишь общие слова.

Очевидно, что в Киеве политики, придерживающиеся президентского взгляда на внешнеполитический курс, равно как и некоторые представители премьерского окружения, хотели бы, чтобы Бухарестский саммит был куда результативнее Рижского и позволил Украине перейти к выполнению ПДЧ. Но, как справедливо заметил заместитель помощника госсекретаря Соединенных Штатов по вопросам Европы и Евразии Дэвид Кремер, «роль Украины в саммите будет определяться самой Украиной». Сегодня же отношения Киева и Брюсселя замерли, поскольку ключевым элементом в их дальнейших отношениях будет 30 сентября и последующее за выборами формирование нового коалиционного правительства.

Если судить по данным соц­опросов, то наибольшие шансы попасть в парламент имеют четыре партии и блока — Партия регионов, «Наша Украина» — «Народная самооборона», БЮТ и КПУ. Результаты социологического опроса двух тысяч респондентов, проведенного Фондом «Демократические инициативы» совместно с фирмой Ukrainian Sociology Service с 19 июня по 2 июля (погрешность выборки не превышает 2,2%), показывают, что за Партию регионов готовы проголосовать 33,3% опрошенных, выразивших желание принимать участие в выборах. По 16,9% голосов получили бы БЮТ и мегаблок «Наша Украина — Народная самооборона» (вместе с «Правицей»). Еще 5,7% украинских граждан поддерживают Компартию.

Из четырех гипотетических вариантов формирования коалиции — «Наша Украина» — «Народная самооборона» + БЮТ, «Наша Украина» — «Народная самооборона» + Партия регионов, «Наша Украина» — «Народная самооборона» + Партия регионов + БЮТ, а также Партия регионов + КПУ — при первых трех отношения Украины и НАТО могут иметь достаточно многообещающее будущее. И дипломаты, представляющие страны трансатлантического сообщества, предполагают, что на Бухарестском саммите вновь может встать вопрос о присоединении нашей страны к ПДЧ. Ну а если будет создана коалиция «Партия регионов + КПУ», то, как заметил один из наших собеседников, в Бухаресте говорить будет не о чем.

Впрочем, даже при самом благоприятном развитии событий приблизиться к присоединению к ПДЧ уже в первом полугодии 2008 года Украине будет очень непросто. Глядя на перманентный внутриполитический кризис в нашей стране, отсутствие согласия среди политиков по стратегическим вопросам развития страны, низкий уровень поддержки курса евроатлантической интеграции населением, среди политической элиты стран–членов Североатлантического альянса растет убежденность, что правильным было решение не давать Украине ПДЧ на Рижском саммите. Поскольку внутренние проблемы делают Киев непредсказуемым и ненадежным партнером.

Очевидно, что такие настроения не исчезнут даже в случае проведения честных, свободных и прозрачных выборов 30 сентября, а также скорого формирования в новом парламенте коалиционного большинства, а вместе с ним и коалиционного правительства. Возможно, поспособствуют поднятию шансов Киева присоединиться к ПДЧ уже в Бухаресте предполагаемое заседание в Украине Североатлантического совета и визит в нашу страну генсека НАТО. И если в нашей стране внутриполитическая ситуация стабилизируется, а президент и премьер выступят с единой позицией, то тому же Вашингтону, являющемуся активным сторонником вступления Украины в альянс, будет легче разговаривать с оппонентами нашего членства в этой политико-военной организации.

Но если даже Украина и не присоединится к Плану действий относительно членства в НАТО на саммите в Румынии, это еще не означает, что на отношениях Украины и НАТО будет поставлена жирная точка. Ведь натовская сторона постоянно повторяет о своей приверженности политике открытых дверей. И к ПДЧ можно присоединиться и во время проведения заседания КУН. Или в 2009 году в Вашингтоне, во время юбилейного саммита НАТО. В таком случае украинская дипломатия должна сделать все возможное, чтобы в итоговом документе Бухарестского саммита Украина получила четкий сигнал с указанием конкретной даты, как это произошло на Рижском саммите в случае с «балканской троицей» — Албанией, Хорватией и Македонией.

В любом случае, чтобы отношения Украины и НАТО имели будущее, требуется выработка основными политическими силами консенсуса относительно альянса и проведение в стране необходимых реформ. Нельзя исключать, что руководство Партии регионов со временем трансформирует свои взгляды на Организацию Североатлантического договора и членство в ней Украины. Но также важно, чтобы украинские политики понимали: никто не примет страну в НАТО только потому, что она занимает стратегическое положение. Для получения приглашения в альянс необходимо провести реформы в сфере политики и экономики. Ведь НАТО — это, прежде всего, сообщество стран, придерживающихся общих ценностей, базирующихся на принципах демократии, свободы личности и верховенства права. А уж после — организация, с военной составляющей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме