Contra spem spero

4 июня, 2010, 19:45 Распечатать

После презентации Виктором Януковичем «Программы экономических реформ на 2010—2014 гг.» и ознакомле...

После презентации Виктором Януковичем «Программы экономических реформ на 2010–2014 гг.» и ознакомления с двумя вариантами ее текста — по состоянию на 21 мая и на 1 июня — стало ясно, что:

— Президент и его команда пришли к власти голыми и босыми, с точки зрения понимания и реализации нового курса страны. Наступив на права, свободы и Конституцию, Янукович создал механизм укоренения собственной власти. Ради чего? Об этом (с точки зрения державных интересов) на Банковой задумались после того, как повесили портреты нового президента.

— Результат коллективного труда ученых от экономики, бизнесменов от власти и МакКинзи от Ахметова стал компромиссом, чтобы не сказать — паллиативом. По-другому, наверное, и быть не могло. Ибо над группой авторов довлело четыре наиболее значимых фактора. Во-первых, либеральный радикализм МВФ. Для услады взора которого отчасти и писалась программа. Во-вторых, консерватизм Николая Азарова и значительной части Кабмина, которым, с одной стороны, президент отказал в статусе интеллектуального знаменосца реформ, а с другой — отвел роль их имплементатора. В-третьих, интересы крупного бело-голубого и триколорного бизнеса, а также интересы самого президента нешуточно вознамерившегося дозировать и перераспределять будущие трофеи олигархов. И, наконец, главный фактор: зависимость президентского рейтинга от реализации предлагаемых реформ. Запущенная страна нуждается не только в ароматерапии, но и в хирургии. Без непопулярных реформ не обойтись. Президент и его команда это понимают. Но страшно. С учетом этих четырех факторов каждый из разделов программы получил сильную констатирующую часть, компромиссную постановляющую и, в большинстве случаев, размытую практическую — в части выполнения и проверки результатов.

— Документ, представленный Виктором Януковичем, не является программой. Ибо программа предполагает четкую фиксацию исполнителей, сроков реализации, расчеты ресурсных потребностей, перечень конкретных измеряемых и проверяемых результатов, проекты необходимых документов (законов, указов, постановлений Кабмина), показателей эффективности внедрения. Чиновнику будет достаточно легко отчитаться о ее «выполнении», ибо перечисленного набора четких требований у документа, который, скорее, является концепцией, — нет. Для реализации даже этой программы-концепции необходимы колоссальная воля, давление и самопожертвование лично президента. Ибо местами консервативный, местами интеллектуально-неадекватный, местами лично не мотивированный Кабинет министров при реализации сможет до неузнаваемости изменить из без того расплывчатые черты портрета обновленной страны, нарисованного в кабинете Акимовой.

— Авторы программы явно обладают туннельным зрением: из перечня сфер, подпадающих под реформирование, выпал целый ряд важнейших секторов экономики и правил ее жизнедеятельности. Ну, например: во всей программе вы не найдете упоминания о металлургии и химии — отраслях, в которых работают и от которых зависят миллионы, которые несмотря на тотальную «налоговую минимизацию» являются бюджетообразующими и при этом, через цену газа, жирнодотируемыми. Вы не найдете упоминания о Евро-2012, проведение которого когда-то даже прочили в основы тактической национальной идеи, способной кардинально изменить страну. Вы не найдете раздела, посвященного кричащей необходимости включения антимонопольных механизмов и создания условий для реальной конкуренции. И уж, конечно, не обнаружите попыток обеспечить прозрачность собственности, без которой вся борьба с монополиями, коррупцией, тендерными и приватизационными махинациями, цензурой и за конкурентоспособность — пустые слова. Не встретите четко поставленных задач, призванных обеспечить жизненно важное для Украины энергосбережение; не найдете цифр, характеризующих нынешний энергобаланс страны и показателей его изменения, обозначающих цель, к которой мы стремимся в 2014 году. И главное – не найдете ни единой цифры-ориентира, понятного миллионам граждан и ощущаемого ежедневно – уровень зарплат и пенсий. Какими они будут по этапам реформ, Янукович не указал. Наверное, потому что тогда народ сам проверил бы, как выполняется программа. Вместо этого программа изобилует обещаниями занять ту или иную позицию в международных рейтингах, а еще – процентами от ВВП, который никто не видел и не чувствует, эдакие «закрома родины».

— Бизнес-интересы в документе просматриваются куда четче многих других финишных результатов. Например, шахты следует приватизировать до 2012 г. К этому же сроку государство избавится от облэнерго. Тепловые электростанции продадут до 2014-го. При этом бюджетное финансирование шахт до 2016 г. предопределено держать на уровне 2009-го, а облэнерго… После недавнего пересмотра Фондом госимущества методики оценки готовящихся к продаже пакетов, только на одной Полтаве бюджет может потерять 40 млн. долл. Может, поэтому в первом варианте программы от приватизации всего что осталось, расписанной на срок правления Януковича, планировали получить 100 млрд. грн., а в финальном варианте — уже 50—70 млрд.?

И все же, несмотря на колоссальный скепсис оппозиции и сдержанный —самой команды власти; отсутствие в программе четкости целей и впечатляющего IQ-креатива методов — сама попытка властной команды создать подобный документ является позитивом. Ибо у нас уже не хата с краю, а страна на краю… Представитель правительства заявил, что через месяц власть окончательно завершит разработку представленного во Дворце «Украина» незаконченного, то есть промежуточного документа. Отдавая себе отчет в фантомности перспектив реформ, но осознавая их объективную безальтернативность, «Зеркало недели» приняло решение не оставаться в стороне от процесса написания программы. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей, в том числе и от власти, экспертный экспресс-анализ ряда положений представленного президентом документа:

•  Бюджет, налоги, финансы, дерегуляция

•  Социалка, медицина, образование, пенсии

•  Газ, нефть, энергетика

•  ЖКХ, сельское хозяйство

В последующих номерах на страницах еженедельника найдется место и другим интересным, смелым, эффективным предложениям. А сегодня на вопросы «Что из предложенного в программе верно?»; «Что ошибочно?»; «Что упущено?» и «Что может помешать реализации запланированного?» отвечают первые из тех, кому не все равно.

Программа экономических реформ Украины на 2010–2014 годы (окончательная редакция)

Программа экономических реформ Украины на 2010–2014 годы (предварительная редакция от 31.05.2010)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно