ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УКРАИНЕ РОЙ СТИВЕН РИВ: «РЕЧЬ О «СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ ЕВРОПЫ НЕ ИДЕТ»

Поделиться
Среди приоритетных направлений внешней политики Украины страны «большой семерки» занимают одно из лидирующих мест...

Среди приоритетных направлений внешней политики Украины страны «большой семерки» занимают одно из лидирующих мест. Если быть точным, то по совокупности экономических показателей и политических визитов «G-7» можно смело присудить второе место после России. Однако и с представителями мировой экономической элиты украинские двухсторонние отношения развиваются с разной скоростью. В частности, в течение года визитами Президента Украины Леонида Кучмы были отмечены те страны, отношения с которыми носят более, скажем так, взаимоприветливый характер, а это - США, Канада, Германия, Япония и Италия. Из всех государств «G-7» Президент не посетил только Францию и Англию, межгосударственное общение с которыми складывается не так легко и безоблачно, как того хотелось бы. Именно поэтому, возможно, именно этим странам нужно было бы изначально уделить большее значение, , а не оставлять их на потом?

Вместе с тем украино-британские отношения заслуживают констатации факта перехода их в новую более активную стадию. По просьбе редакции журналист-международник Юрий ОВСЯННИКОВ встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Великобритании в Украине Роем Стивеном Ривом и поговорил с ним более подробно о нынешней ситуации в двухсторонних отношениях, а также о мировых проблемах, представляющих интерес.

Посол Великобритании в Украине Рой Стивен Рив. Родился 20 августа 1941 года. Окончил Лондонскую школу экономики.

С 1966 года он - в системе министра иностранных дел и по делам содружества Великобритании. Работал в ряде английских представительств за рубежом. Например, в 1985 - 1989 годах - в Йоханнесбурге - заместитель генерального консула. В 1991 - 1995 годах - генеральный консул в Сиднее.

Работал и в системе таможни, а также аппарата МИДа в Лондоне: в управлении информационных систем, в управлении торговых отношений и экспорта, в управлении по вопросам Восточной Европы и СССР.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Украине с марта 1995 года.

Женат, имеет двух дочерей.

- Украинская сторона на прошлогоднем саммите в Будапеште (встреча ОБСЕ) передала премьеру Джону Мейджору приглашение посетить нашу страну в 1995 году. Приглашение было принято. Что ныне можно сказать о визите?

- Приглашение не забыто. Сейчас мы ожидаем из офиса премьер-министра подтверждения даты, когда господин Джон Мейджор сможет приехать в Украину.

Пока же Украину 3 - 4 сентября посетит Малколм Рифкинд - министр иностранных дел Великобритании. Год назад он уже был здесь, в качестве министра обороны. (Во время визита госсекретарь Малколм Рифкинд встретится с Президентом Л.Кучмой в его летней резиденции в Крыму, проведет переговоры с премьер-министром Е.Марчуком, председателем ВС А.Морозом, министрами Г.Удовенко и В.Шмаровым. - Прим. ред.)

Нами направлено приглашение Президенту Леониду Кучме посетить Великобританию до конца этого года. Министр обороны Валерий Шмаров, насколько мне известно, посетит Лондон еще в этом году. Словом, можно сказать, сейчас пришла пора усиления активности в сфере взаимных государственных визитов. В соответствующую подготовительную работу вносит вклад и наше посольство в Киеве.

- Из ваших слов явствует, что есть целый «визитный пакет». Может быть, господин Мейджор в какой-то мере даже выжидал с поездкой, дабы вы получше акклиматизировались здесь в должности посла?

- Вот как?.. Пусть и в шутку, но вы преувеличиваете значение моей персоны. Впрочем, если серьезно, то, хотя это, конечно, совпадение, но получилось так, что именно за «мои» полгода некоторые визиты высокого ранга уже состоялись. Включая, например, визит в Украину сэра Николаса Бонсора, заместителя министра иностранных дел Британии, члена парламента.

- Англия, вообще, для всех стала как-то ближе. Ибо в каком-то смысле перестала быть островным государством, «виновником» чего явился туннель под Ла-Маншем... Каким вам видится будущее интеграционных процессов в Европе?

- Уже вполне признано и подтверждено, что Британия является активным членом Европейского союза. А ведь не столь и далека еще пора основательных споров - так, мол, это или нет.

Когда я был школьником, запал мне в память заголовок в одной из британских газет: «Есть или нет туман над проливом Ла-Манш, мы все равно отрезаны от континента». То есть, многие британцы относились тогда к Европе, как к некой потусторонней данности. Теперь восприятие иное. И в какой-то степени, действительно, помогла динамика туннеля, который физически «привязал» нас к континенту.

Собственно, и весь Европейский союз является динамичной организацией. Хотя бы уже в том смысле, что с годами не перестает пополняться новыми членами. Ведь сейчас в ЕС уже 15 стран. Тем не менее, разногласия в ЕС и теперь есть. Если не ошибаюсь, в Лондоне, например, не проявляют энтузиазма по отношению к введению общей валюты Евросоюза?

- Четыре или пять лет назад существовал механизм обмена национальной валюты на общую, были фиксированные ставки обмена. Но по ряду причин все это распалось. И после этого возрождения подобной системы не пытались заниматься.

Тем не менее, у ряда членов ЕС введение общей валюты остается целью. Что касается Соединенного Королевства, то придет время и мы готовы будем рассматривать данный вопрос.

- Не дают ли подобные ситуации повод проводить, пусть весьма условно, параллели в отношениях Британия - ЕС, Украина - СНГ?

- Не уверен в этом. И вот почему. По-своему нормально, что существуют такие противоречия. Кстати, вопрос об общей валюте отодвигается еще и потому, что союз пополняется новыми членами.

Но куда больше согласованных договоренностей. Скажем, в определенных экономических областях существуют организации, комиссии, которые принимают решения и действуют от имени членов ЕС. Однако все решения от имени государств должны быть обязательно одобрены парламентами стран ЕС прежде, чем они вступят в силу. Как видите, и речи нет о «Соединенных Штатах Европы»...

Итак, мы можем объединяться - и делаем это - в тех областях, которые для нас интересны. А в других областях, в которых мы не усматриваем, что нам нужно быть в объединении, мы действуем самостоятельно, по отдельности.

Аналогичным образом поступают и другие члены ЕС. А что касается СНГ, то в этом регионе меня долго не было. Не уверен, что смог бы оценить до конца, какие отношения существуют между государствами СНГ. Поэтому не берусь проводить какие-то параллели или отвергать их. Мне нужно глубже понять позиции. В том числе, разумеется, Украины.

- Государства, члены «большой семерки», обещали оказать материальную помощь Украине с тем, чтобы мы реально смогли закрыть ЧАЭС к определенному сроку. В чем состоит английское участие в решении этой проблемы?

- Великобритания сейчас активно участвует в дискуссиях относительно обеспечения закрытия Чернобыльской атомной. Европейский банк реконструкции и развития готовится опубликовать свои данные о потребностях Украины в электроэнергии. Над этим отчетом шла совместная работа здесь, в Киеве. Там должны быть отображены и затраты на те или иные варианты прекращения работы ЧАЭС. И уже на основе этого будет предоставляться международная помощь.

Свою роль призвана сыграть и ТАСИС - комиссия ЕС, представленная в Украине, и которая, в частности, занимается помощью энергетическому сектору Украины. В этом же русле работает британский правительственный фонд «Ноу-хау».

- Основная «дисгармония» в целевых контактах Украины и «большой семерки» - в определении сумм, необходимых для реального вывода из эксплуатации ЧАЭС. Украинские специалисты называют суммы в 3 - 5 миллиардов долларов, которые могли бы поступать с Запада поэтапно.

- В приемлемом решении заинтересованы все. Давайте подождем анализа от ЕБРР.

- Напрашивается тема и военного атома. Вам, недавнему «выходцу из южнотихоокеанского региона, может, известны подробности насчет атолла Муруроа, где Франция намерена провести новую серию испытаний?

- Отдельно атоллом я в своей работе не занимался. И вообще - ваш вопрос, пожалуй, лучше задать не мне, а послу Франции. Во всяком случае, Муруроа - это французское решение. Им, согласитесь, и логично отвечать.

- Сама Британия, хотя не ведет сейчас испытаний, остается крупным держателем военных ядерных арсеналов.

- Моя страна была в числе первых, которые стали обладателями атомного оружия после второй мировой войны. Владение этим оружием, которым мы никогда не угрожали, в принципе, способствовало сдерживанию потенциальных планировщиков агрессивных действий против нас.

Теперь мы совершаем переход в новую эру, эру взаимной безопасности. Дни конфронтации между «лагерями» прошли.

Правда, в мире возникли новые серьезные угрозы... Их нельзя упускать из вида. Вместе с тем нашей принципиальной целью, если говорить об атомном оружии, является всеобщее разоружение. На этом пути будет очень важным подписание международного договора, согласно которому все ядерные испытания будут под запретом.

Проблема в том, что когда человек что-то изобретает, ему от этого бывает трудно отказаться. Так что самая актуальная задача - и в ней много работы и дипломатам - предотвратить «расползание» военного атома. В мире с удовлетворением восприняли недавнее решение Украины присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. А до этого по достоинству было оценено действительно историческое решение вашей страны избавить свою территорию от военных ядерных средств.

Все это, кстати, веские примеры реальности вашей независимости, конструктивной политики молодого государства. Все это очень поработало и работает на авторитет Украины в международных делах.

- Узел «горячих точек» в бывшей Югославии... В чем предпосылки для достижения там разрядки? Вопрос этот вам - и как дипломату, и просто как подданному страны, которая во многом генерировала идею создания многонациональных сил «реагирования».

- Не берусь сейчас с уверенностью определять, какое решение окажется там верным. Сложность ситуации была зафиксирована, в частности, на международной встрече в Лондоне по проблеме боснийских сербов. Украинская делегация там предложила, чтобы следующий раунд подобных консультаций проводился в Киеве.

Что касается итоговых решений в Лондоне, то, как известно, в целом возобладало мнение о необходимости поиска политических решений.

- Но появились и силы «реагирования».

- Нужно исходить из того, что миротворческие подразделения ООН все еще занимаются своими функциями. В частности, сопровождением конвоев гуманитарной помощи пострадавшим. И британские, и украинские военнослужащие - из состава «голубых касок», неплохо взаимодействуют в этом общем деле. Но контингент миротворцев ООН нуждается в поддержке. Эти люди должны чувствовать, что их миссия защищена. Чему и призваны помочь многонациональные силы. Британия и Франция уже направили соответствующие подразделения. При этом конечной целью остается политическое урегулирование. О «военном» подходе здесь говорить неправильно.

И еще важно, что государства, которые так или иначе вовлечены в «югославскую проблематику», неизменно консультируются между собой. Они хотят найти тот самый политический путь, который бы дал позитивные результаты на многострадальной земле.

- Незадолго до отъезда ваш предшественник, господин Химманс, констатировал в беседе со мной, что увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы, число английских бизнесменов, приезжающих в Украину и по начатым делам и, как он выразился, на «рекогносцировку» возможных новых. А сейчас чего больше - «рекогносцировки» или практического наполнения двухсторонних деловых контактов?

- Как и Саймон Химманс, я могу, пожалуй, быть еще довольным торгово-экономическим уровнем, существующим между нашими странами. А главное в том, что британские бизнесмены до определенной поры не находили у вас должных возможностей для деловых операций.

Но все-таки теперь немало предпосылок, чтобы прежняя точка зрения претерпела кардинальные изменения. Когда господин Евгений Марчук прибыл в Лондон, чтобы выступить на конференции института Адама Смита по вопросам возможностей развития торговых отношений с вашей страной, доклад украинского гостя собрались послушать представители свыше 400 компаний. Хочу добавить, что мне довелось убедить руководителя британского правления, занимающегося зарубежной торговлей, приехать в Киев вместе с группой «капитанов» английского бизнеса. И рассмотреть тут перспективы налаживания и углубления контактов.

В этом свете ближайшее будущее британско-украинских деловых отношений представляется мне куда более солидным и конкретным, чем это было в самом начале текущего года. Речь и о возможностях двусторонней торговли, и об английских инвестициях, «климат» для которых в Украине сейчас мне кажется гораздо лучше.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме