Черноморская пучина

12 июня, 2009, 15:53 Распечатать

Жесткая риторика, сопровождающая переговоры по упорядочению пребывания российского Черноморско...

Жесткая риторика, сопровождающая переговоры по упорядочению пребывания российского Черноморского флота в Украине и часто доходящая до взаимных обвинений в недружественных действиях, временами сменяется благими вестями. Например, из Киева, где проходило очередное заседание подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота России на территории Украины. Главы делегаций Григорий Карасин и Юрий Костенко своими подписями утвердили схему поэтапного оформления результатов работ по инвентаризации земельных участков, занимаемых подразделениями ЧФ РФ. Этот алгоритм — юридический механизм для оформления результатов инвентаризации земельных участков, которые, в свою очередь, дадут возможность в будущем перейти к инвентаризации объектов, используемых российскими моряками в Крыму.

Впору бы радоваться. Да только эти декларируемые дипломатами достижения создают лишь видимость прогресса. Ведь, по сути, это решение повторяет пройденное Киевом и Москвой еще полтора года назад…

Согласованная дипломатами схема состоит из нескольких этапов. Первый из них предусматривает предварительное согласование с россиянами результатов проведенной украинцами инвентаризации земельных участков. (На сегодняшний день по 204 участкам из более чем 370 у россиян отсутствовали замечания.) Далее эти результаты рассматривает Государственный комитет по земельным ресурсам Украины, после чего украинский МИД отправляет нотой материалы в российское внешнеполитическое ведомство. Последнее, в свою очередь, передает данные в минобороны России, где документы проходят согласование, после чего нотой отправляются украинским дипломатам. Обмен нотами и фиксирует согласие сторон на итоги инвентаризации.

Для того чтобы дело сдвинулось с места, Киеву пришлось проявить немалую настойчивость. Ведь в Москве в течение полутора лет отказывались провести очередное заседание подкомиссии, хотя украинские дипломаты трижды предлагали своим российским коллегам встретиться. Согласие было получено лишь после четвертого предложения. Но не стоит питать иллюзий, видя подобную уступчивость со стороны россиян. Они готовы идти навстречу украинским пожеланиям только в тех вопросах упорядочения пребывания ЧФ в Крыму, которые выгодны только им. А в Белокаменной отдают себе отчет в том, насколько высокой для России может быть цена проведения инвентаризации. Ведь ее результаты позволят Киеву установить, какие недвижимые объекты и земельные участки, не вошедшие в приложения к базовым соглашениям, используются ЧФ России. В будущем это даст украинской власти возможность не только поставить под контроль использование российскими военными украинской земли и объектов, но и поднять вопрос о плате за это. Наконец, юридически верно оформленная инвентаризация земель и объектов позволит проконтролировать процесс выхода российских военных из Крыма.

Чем же тогда объяснить то, что в Киеве российская делегация все же дала согласие на выработку схемы поэтапного оформления результатов инвентаризации земельных участков, занимаемых российскими военнослужащими? Не стоит обольщаться: принятие схемы вовсе не означает, что она будет работать. Когда в январе прошлого года на заседании подкомиссии было принято решение начать инвентаризацию, переговорщики высказывали предположение, что она может завершиться к концу 2008-го, тем более что украинская сторона уже имела предварительные результаты. Однако несмотря на то что дипломатами были согласованы принципы и этапы работы, россияне попросту отказывались признавать легитимность результатов. В итоге все рассчитанные графики «полетели», и дипломаты сегодня вынуждены корректировать временные рамки работы и вновь придумывать схемы.

Затянув процесс один раз, россияне, особо не напрягаясь, могут сделать это и во второй, дотянув рассмотрение вопроса до 2017-го. Эксперты уже сейчас прогнозируют, что в процессе согласования документ где-то «затонет» в пучине российского оборонного ведомства, более чем кто-либо заинтересованного в том, чтобы инвентаризация и земельных участков, и недвижимости не состоялась. Не случайно руководство ВМФ РФ в прошлом заявляло, что Россия не допустит проведения украинской стороной инвентаризации главной базы российского ЧФ в Севастополе, поскольку это является нарушением договора о базировании флота. Ведь речь шла о своем, личном: отсутствие контроля и учета давало простор для всевозможных махинаций со стороны командования Черноморского флота. На крымских землях, занимаемых подразделениями ЧФ РФ, уже давно стоят построенные в годы украинской независимости дачи адмиралов. А кто-то из российских офицеров даже умудрился продать и саму землю.

Возможно, что и в Москве уже устали от коррупции российских адмиралов и генералов и решили в свою очередь установить собственный контроль над земельными участками и объектами недвижимости. А заодно и разобраться с некоторыми неугодными представителями российского генералитета, отправив кого-то в отставку, а кого-то — в Бутырку. И уж попутно в Кремле хотят использовать сам процесс инвентаризации в PR-целях, демонстрируя urbi et orbi свою готовность к «конструктивному диалогу» и идти навстречу Киеву, юридически оформляя вопросы использования земли и недвижимости. При этом российская сторона подразумевает, что она будет арендовать военно-морскую базу в Крыму и после 2017 года. (Тем более что из-за экономического кризиса заморожено строительство военно-морской базы в Новороссийске).

В Москве даже изъявили готовность подписать протокол между министерствами обороны двух стран о предоставлении информации об общей численности личного состава и основных вооружениях ЧФ России, находящихся на территории нашей страны. Хотя этот документ достаточно общий, но для Украины важен тем, что дает возможность знать о том, чего и сколько находится на российской военно-морской базе в Крыму. Как сообщил журналистам глава пресс-службы украинского внешнеполитического ведомства Васи­лий Кырылыч, на встрече главы делегаций подтвердили завершение внутригосударственных процедур, необходимых для подписания документа.

Но эти и многие другие договоренности так и могут остаться благими намерениями, поскольку на развитие переговорного процесса по вопросам функционирования российского ЧФ влияет слишком много внешних и внутренних факторов. Пока же переговоры в Киеве продемонстрировали, что по ключевым вопросам — объектам НГО, модернизации флота, заключению соглашения о действиях в кризисных ситуациях, двойному гражданству моряков-черноморцев — у сторон разное видение. И россияне все также крайне отрицательно относятся к ужесточению режима пересечения государственной границы кораблями и судами Черномор­ского флота Российской Феде­рации и порядка передвижения под­разделений флота вне мест дислока­ции, введенных указами украинско­го президента в прошлом году. Ведь украинская власть заменила уве­домительный режим пересечения границы на разрешительный. А это, по мнению россиян, нарушает двусторонние соглашения и ограничивает деятельность флота.

Поэтому сегодня россияне через пень-колоду выполняют эти требования украинского законодательства. Они почти всегда нарушают временной интервал, предусмотренный для уведомления украинской стороны о входе или выходе корабля. Отказываются, чтобы лич­ный состав корабля или самолета проходил персональную идентификацию, хотя предоставляют украинским властям поименный список военнослужащих. Но ни разу командование Черноморского флота не обращалось к украинскому Минобороны за разрешением на передвижение военной техники и лич­ного состава за пределами их дислокаций. И возмущенно реагируют, когда украинские милиционеры начинают проверять у офицеров российского Черноморского флота наличие у них регистрации. Но эта мера оказалась достаточно эф­фективной: украинская милиция отмечает тенденцию снижения нарушений миграционного законодательства военнослужащими ЧФ РФ. Все это лишний раз подчеркивает, что нерешаемых проблем не бывает. Особенно при наличии политической воли даже в условиях слабости государственных институ­тов и перманентного внутриполитического кризиса. И это дает основание надеяться на то, что вопрос функционирования российского Черноморского флота будет решен.

От первого лица:

«У нас есть соглашение до 2017 года, дух и букву которого мы обязаны соблюдать. Однако наша Конституция не предполагает размещения в Украине чьих-либо военных баз. Единственным исключением до 2017 года является Черноморский флот России. Но вывести флот за год, два или пять невозможно. Так что мы не ставим цель торпедировать действующие соглашения, мы лишь хотим предупредить российских партнеров». Виктор Ющенко, 15.04.2009.

«Мы будем делать все, чтобы все действия по Черноморскому флоту были в системе межгосударственных договоренностей и чтобы договоренности были выполнены вовремя». Юлия Тимошенко, 21.05.2008.

«При любом давлении со стороны президента я не дам создать конфликт вокруг Черноморского флота». Юлия Тимошенко, 8.09.2008.

«Правительство будет выполнять соглашение до 2017 года, а дальше надо делать Украину зоной, свободной от каких-либо военных баз, это позиция наша — абсолютно четкая, и мы ее будем соблюдать». Юлия Тимошенко, 24.09.2008.

«Украина всегда была примером в соблюдении своих международных обязательств, и соглашение по Черноморскому флоту России исключением никогда не будет. Однако в этом вопросе имеется много пробелов и белых пятен, что может привести к дестабилизации ситуации и недоразумениям, в частности в Крыму. Именно поэтому мы намереваемся пересмотреть весь соответствующий комплекс нормативно-правовых актов, чтобы предварительно снять все потенциальные проблемы. Но эта работа будет направлена исключительно на внесение ясности в спорные вопросы, а не на эскалацию проблемы». Юлия Тимошенко, 17.12.2008.

«Вопрос базирования Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории после 2017 года будет решаться исходя из того, насколько это будет выгодно Украине и России». Виктор Янукович, 31.10.2006.

«Мы уверены в том, что Украине это (базирование российского флота. — Ред.) выгодно и с практической, экономической точки зрения, и с политической». Виктор Янукович, 22.10.2008.

«Существующие на сегодняшний день условия аренды ЧФ нужно в значительной степени менять в сторону увеличения». Виктор Янукович, 22.10.2008.

«Я категорический противник пересмотра соглашения по Черноморскому флоту». Арсений Яценюк, 02.04.2008.

«Однозначно не может стоять вопрос сегодня на повестке дня о пересмотре цены за соответствующее пребывание Черноморского флота на территории Украины». Арсений Яценюк, 02.04.2008.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно