Бюджет консолидации

23 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 23 декабря-30 декабря

После изнурительных переговоров на саммите Европейского Союза 15—16 декабря с.г. лидерам 25 государств — членов Сообщества удалось прийти к соглашению по поводу рамок евробюджета на 2007—2013 годы...

После изнурительных переговоров на саммите Европейского Союза 15—16 декабря с.г. лидерам 25 государств — членов Сообщества удалось прийти к соглашению по поводу рамок евробюджета на 2007—2013 годы. Многолетние «финансовые перспективы», которыми руководствуются институты ЕС при принятии годового бюджета, определяют максимальные объемы и распределение расходов Евросоюза и соответственно — приоритетные сферы его деятельности.

Как обычно, утверждение многолетних финансовых рамок стало следствием сложного компромисса между государствами-членами. На этот раз — прежде всего между Великобританией и Францией. Тони Блэр, председательствующий в ЕС до конца текущего года, добился принятия решения о пересмотре в 2008—2009 гг. финансирования общей сельскохозяйственной политики (доплатами от которой больше всего пользуются французские фермеры), тогда как Жак Ширак заставил своего британского коллегу частично отказаться от механизма компенсационных выплат из евробюджета для Великобритании. Более всего выиграют от принятия «финансовых перспектив» на 2007—2013 гг. десять новых государств — членов ЕС, которым обещали на этот период в целом 157 млрд. евро структурной помощи.

Большая сплоченность, устойчивый рост
и анахронизм сельскохозяйственных расходов

Общий объем расходов Евросоюза 27 государств-членов (с запланированным вступлением в ЕС Болгарии и Румынии с 1 января 2007 г.) на 2007—2013 гг. не превысит 862 млрд. евро, что составляет всего 1,045% совокупного валового национального дохода ЕС. Самые крупные ассигнования из евробюджета выделены на так называемую политику сплочения, или выравнивания социально-экономического развития государств-членов и их отдельных регионов (308 млрд. евро). В соответствии с действующей практикой основная структурная помощь будет предоставляться регионам, в которых показатель ВНП на душу населения не превышает 75% от среднего уровня ЕС 25 государств-членов, а также (в рамках Фонда сплочения) — государствам-членам, в которых этот показатель ниже 90% от среднего уровня расширенного Союза. Наиболее весомую часть структурных фондов получит Польша (59,6 млрд. евро). Эти средства наш западный сосед сможет направить в первую очередь на развитие своей транспортной инфраструктуры и улучшение охраны окружающей среды.

Вторым важным приоритетом «финансовых перспектив» на 2007—2013 гг. является осуществление обновленных целей Лиссабонской стратегии 2000 года: повышение конкурентоспособности предприятий в рамках единого рынка ЕС; развитие научных исследований и технологий; укрепление трансъевропейских сетей; повышение качества образования и профессиональной подготовки; содействие занятости и решению других социальных проблем (72 млрд. евро). Особое внимание будет уделено финансированию научных исследований и развитию новых технологий как эффективного залога постоянного экономического роста государств — членов ЕС.

В соответствии с французско-немецким предложением (октябрь 2002 г.) расходы общей сельскохозяйственной политики (ОСП) на 2007—2013 гг. не будут превышать объем нынешних ассигнований на сельское хозяйство. Иными словами, средства, выделявшиеся в пределах ОСП на 15, а сейчас — 25 государств-членов, будут в скором времени разделены между 27 государствами-членами (293 млрд. евро). Таким образом, сельскохозяйственные расходы расширенного Евросоюза будут составлять 41—43 млрд. евро в год. В общем, при условии дальнейшего расширения ЕС на восток и договоренностей в рамках ВТО, предпринятый процесс реформирования ОСП неуклонно превращает ее из политики поддержки сельскохозяйственного производства (что все больше воспринимается как дорогой и экономически неоправданный анахронизм) в политику развития села и бережливого использования природных ресурсов.

В целом бюджет ЕС на 2007—2013 гг. предстает как бюджет переходного периода, направленный, прежде всего, на стирание отличий в социально-экономическом развитии его государств-членов. Процесс консолидации Евросоюза проявляется также в стремлении ограничить его институциональное расширение странами Западных Балкан и Турцией.

«Консолидация» процесса расширения Евросоюза

В 2007—2013 гг. Евросоюз планирует выдать 50 млрд. евро на внешнюю деятельность с целью утвердить за ним статус региональной силы и влиятельного игрока на международной арене. Для обеспечения большей эффективности и целостности внешних действий ЕС с 2007 года они будут финансироваться в рамках шести «финансовых инструментов»: инструмент подготовки к вступлению (ИПВ), который распространится на официально признанные (Турция, Хорватия, Македония) и «потенциальные» государства — кандидаты на присоединение к ЕС (остальные страны Западных Балкан); европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП), который охватит страны — соседи расширенного ЕС из Восточной Европы, Закавказья и Южного Средиземноморья; инструмент сотрудничества по вопросам развития и экономического сотрудничества, касающийся развивающихся стран, не охваченных ЕИСП; наконец, инструменты стабилизации, гуманитарной и макрофинансовой помощи, направляемые на помощь любым третьим странам, переживающим политический, финансовый или гуманитарный кризис.

Реформирование внешнеполитических финансовых инструментов Союза соответствует нынешней стратегии расширения ЕС, разработанной Европейской комиссией. Провозглашенная Еврокомиссией «консолидация» политики расширения означает: в близкой и средней перспективе Сообщество должно сосредоточиться на постепенном поглощении стран Западных Балкан, удерживаясь от новых обязательств по поводу расширения на восточноевропейские страны.

Как известно, 3 октября 2005 г. Евросоюз начал переговоры о вступлении с Турцией и Хорватией. В ходе этого декабрьского заседания Европейского совета главы государств и правительств государств — членов ЕС официально признали статус государства-кандидата за Македонией, переговоры с которой о присоединении могут начаться уже в следующем году. В 2006 г. ЕС должен заключить соглашения о стабилизации и ассоциации с Албанией, Сербией-Черногорией и Боснией-Герцеговиной. Выполнение последних откроет этим государствам путь к институциональной интеграции в ЕС. При оптимистическом сценарии, после вступления в ЕС Болгарии и Румынии (1 января 2007 г.) в 2009—2010 гг. к Сообществу присоединится Хорватия, а двумя-тремя годами позже — Македония. Таким образом, ко времени завершения действия «финансовых перспектив» 2007—2013 гг. Евросоюз наверняка будет насчитывать 29 государств-членов. Процесс присоединения к ЕС Турции и остальных балканских стран может затянуться, по крайней мере, до 2020 года.

Стоит также отметить: объемы финансовой помощи Евросоюза той или иной третьей стране непосредственно зависят от уровня ее отношений с ЕС. Закономерно, что самые большие средства в расчете на душу населения получают официально признанные государства-кандидаты на членство в ЕС, значительно меньшие ассигнования выделяются на потенциальных государств-кандидатов на членство, еще меньшая помощь — странам со статусом «соседей» расширенного Союза. Например, в 2006 г. Хорватия получит 140 млн. евро предвступительной помощи (население — 4,4 млн.), тогда как в рамках действующей программы CARDS Албании будут выделены всего лишь 45,5 млн. евро (население — 3,2 млн.). В свою очередь в рамках программы ТАСІS Молдова получит 42 млн. евро на период 2005—2006 гг. (население — 4,2 млн.), а Украина — 212 млн. евро на период 2004—2006 гг. С введением финансовых инструментов подготовки к вступлению и соседству эти различия в помощи ЕС третьим странам будут сохранены.

В свете вышеупомянутого и украинского курса на евроинтеграцию можно сделать три общих вывода. Во-первых, следует исходить из того, что Евросоюз требует времени на «переваривание» новых государств-членов, и в его нынешнем состоянии действительно не может начать новый процесс расширения на страны Восточной Европы и Закавказья. Во-вторых, до 2014 года ЕС обязался осуществить глубокое реформирование своих финансов: существенно уменьшить расходы на сельское хозяйство, принять новую систему собственных ресурсов и т.д. Учитывая это, справедливо предположить, что «финансовые перспективы» на 2014—2019 гг. будут выделять значительно больше ассигнований на структурную помощь менее зажиточным государствам-членам. В-третьих, в соответствии с положениями действующего Ниццкого договора, Евросоюз будет вынужден пересмотреть функционирование своих институтов после присоединения к Сообществу Румынии и Болгарии. Новый немецкий канцлер Ангела Меркель, которая будет председательствовать в ЕС в первой половине 2007 года, уже заявила о своих амбициях возродить проваленный на референдумах во Франции и Нидерландах проект Конституционного договора ЕС. Таким образом, после успешного проведения бюджетной и институциональной реформы обновленный Евросоюз должен быть объективно готов к расширению на Украину. Да вот будет ли готова Украина?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно