БОРИС ДЕЙЧ: «КРЫМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ НАУЧИЛИСЬ, НАКОНЕЦ, СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА…»

1 августа, 2003, 00:00 Распечатать

В Крым пришло политическое спокойствие. Конфликты между органами власти перестали быть главными ...

В Крым пришло политическое спокойствие. Конфликты между органами власти перестали быть главными политическими событиями, Верховная Рада и Совет министров автономии работают по принципу взаимной дополняемости, процесс управления регионом наконец-то превратился в комплексный и последовательный цикл решений и действий.

Какие проблемы крымские органы власти решают сейчас, что их беспокоит, что трудно дается? Как из Крыма выглядят общегосударственные проблемы? Об этом беседа нашего корреспондента с председателем Верховной Рады автономии Борисом ДЕЙЧЕМ.

— Борис Давыдович, с уходом Верховной Рады Украины на каникулы формально закончился очередной политический сезон, однако говорить о затишье не приходится – в стране продолжается острая дискуссия о конституционной реформе. Как эта проблема видится из Крыма?

— Следует признать, что политическая модель переходного периода Украины полностью исчерпала свои возможности. Объективная необходимость проведения в стране серьезной конституционной реформы очевидна. Чтобы успешно развиваться дальше, государство должно иметь более эффективную систему управления. Заслуга Президента Леонида Кучмы, на мой взгляд, состоит в том, что он инициировал этот процесс и взял на себя основную долю политической ответственности. Хотя тем самым и вызвал на себя основной огонь критики своих оппонентов.

К сожалению, тема реформы к настоящему времени еще не проанализирована с той глубиной, которой она требует. Проблема переведена в плоскость политической борьбы, хотя жизнь, вероятно, требует научного сравнения нескольких вариантов реформы и выбора оптимального из них.

Конституционная реформа в стране в целом соответствует объективным политическим и экономическим интересам и Автономной Республики Крым. Я давно являюсь активным сторонником крымского регионализма, считая, что это наиболее сложный и наиболее интересный и перспективный регион Украины. Надо, чтобы политическая реформа, как бы она ни пошла дальше, еще в большей степени учитывала особенности регионов, защищала их на государственном уровне. Любое государство сильно прежде всего своими регионами — это аксиома.

В этом плане нынешнее украинское законодательство, затрагивающее интересы автономии, не может удовлетворить нас полностью. В значительной мере несет на себе ярко выраженную печать политических компромиссов прошлых лет и не соответствует требованиям сегодняшнего дня, ему мешает печать вчерашнего дня. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что политические реформы в государстве будут стимулировать совершенствование законодательства в интересах сильной региональной политики. Этот процесс неизбежно затронет и проблему усовершенствования Конституции АРК. Уже сегодня надо внимательно изучить эту проблему.

— Как бы вы оценили нынешнее состояние крымской экономики?

— Если судить по показателям объемов производства, товарооборота, то экономика на подъеме. Но если обратить внимание на социальную составляющую, финансовую сторону, более глубоко проанализировать тот же рост производства, то становится понятно, что ситуация в экономике остается крайне сложной. Я это честно и открыто признаю и осознаю.

Мы могли бы приводить данные статистики, свидетельствующие о росте, но задача состоит не в этом, а в том, чтобы реально управлять, направлять развитие Крыма в нужное русло. К сожалению, нельзя сказать, что «мы остановили спад производства», правильнее будет сказать, что он сам «остановился». Рынок диктует свои законы, и пока правительство, в заседаниях которого я всегда участвую, к сожалению, не является управляющим звеном этого процесса, а выступает больше как контролер или судья. Без этих функций не обойтись, однако считаю, что уже назрела необходимость не столько наблюдать, сколько инициировать новации.

Что реально стоит за «ростом»? Переориентировал «Титан» направления реализации своей продукции, спустил на воду очередное судно завод «Залив» — вот вам и рост. Ушел «Союз-Виктан» в Киев, прекратили из-за долгов поставку газа на Крымский содовый завод — вот и спад.

Та же ситуация с бюджетом. Рост производства — это рост уплаты НДС и налога на прибыль, а эти налоги зачисляются в государственный бюджет, поэтому мы его и перевыполняем по сравнению с прошлым годом на 46%. А в крымский бюджет пока идет превышение только на 6%, причем в этом полугодии акциз зачислялся еще в полном объеме.

Тревожит и внешнеэкономическая ситуация. Верховная Рада Крыма в течение последнего года сделала как никогда много для привлечения интереса к Крыму со стороны иностранного капитала, в деле налаживания торговых и культурных связей. Если с культурными мероприятиями все более-менее в порядке, то с торговыми — тенденция обратная. За последний год положительное сальдо внешнеторгового оборота уменьшилось более чем в два раза, объем экспорта — почти на четверть.

Да, положение тяжелое, но не безнадежное. Для развития экономики Крыма надо решать комплекс проблем — и отраслевых, и кадровых. Причем на уровне не только менеджмента предприятий, но и на уровне республиканских структур. Размахивание шашкой тут не поможет, я имею в виду налаживание системной работы правительства, координации работы всех властных структур в Крыму, повышение уровня и квалификации госслужащих в соответствии с современными требованиями.

— Крым — это и курорты, и крупная промышленность, и сельское хозяйство, которое сейчас показывает неплохие результаты. Насколько удается в таких условиях реализовать принятую программу устойчивого развития?

— Да, Крым, несмотря ни на что, дает хорошие урожаи. По сравнению с прошлым годом растет и производство в животноводстве. Но проблемы есть. Беспокоит сложное финансовое положение сельхозпроизводителей. Собственный «жирок» аграрники после реформирования накопить еще не успели, а получить кредит в банке пока остается проблемой. Я недавно вел переговоры с главой Национального банка С.Тигипко. Мы нашли полное взаимопонимание по этой проблеме, однако практические результаты договоренности в этом году увидеть пока не удалось. Тем не менее работа в этом направлении продолжается и она даст свои плоды. Мы же усиленно создаем инфраструктуру рынка, Например, идет работа по созданию агроторговых домов, бирж, однако мы пока на начальном этапе. Беспокоит теневой оборот финансов и продукции.

Большего внимания заслуживает и курорт. Сейчас курортные учреждения, если, конечно, не считать их влияния на транспорт, связь, торговлю и другие смежные сферы, дают в республиканский бюджет не такой уж большой процент поступлений, как, скажем, промышленность. Однако потенциал у курорта неизмеримо выше. Добиваемся и увеличения количества объектов, и поступлений от них за счет расширения спектра и качества услуг, и легализации «серого» и «черного» курортного рынка. Верховная Рада АРК в этом году предприняла кардинальные шаги в деле создания нормативной базы для наведения порядка в этой сфере. Введен сбор на развитие рекреационного комплекса, утверждено положение о порядке эксплуатации пляжей, положение о малых гостиницах. Мы можем сказать, что курортные города развиваются гораздо динамичнее, чем промышленные. Этому способствует то, что сегодня приток внешнего капитала в Крым происходит наиболее активно именно в курортную сферу.

Считаем, надо менять и систему статистических показателей, связанных с курортом. Парадокс, но в статистической отчетности даже нет такой строки. Курорт «распылен» в ресторанном и гостиничном хозяйстве, услугах по оздоровлению, розничной торговле и т.д. Методика подсчета рекреантов также дает достаточно большую погрешность. Разве в таких условиях можно объективно и точно оценить вклад курорта в экономику, планировать работу этой отрасли?

Одна из серьезнейших задач — развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры. И если ремонтом и развитием дорог и транспортных узлов, в частности на Донузлаве, где планируется построить новый большой порт и ветку железной дороги, занимаются в основном республиканские и центральные органы власти, то в деле развития инженерной инфраструктуры основная инициатива пока исходит от местных властей. На состоявшейся недавно встрече с Советом директоров ЕБРР Феодосия предложила к рассмотрению проект строительства мощной теплоэлектростанции, а Судак — реконструкцию очистных сооружений. Ялта, Алушта, Симферополь ведут переговоры о строительстве заводов по переработке мусора.

В экономике проблемы касаются, в основном, эффективности производств: уровень профессионализма руководящего состава, реструктуризация, грамотная приватизация. Главная задача правительства — прогнозирование экономических и социальных процессов. Необходимо работать над изменением структуры бюджетных поступлений, отслеживать тенденции рынка и быть готовыми к кризисным ситуациям.

— Сегодня много разговоров о «разбазаривании» крымской земли. Как формируется рынок земли? Как он регулируется и что дает Крыму?

— Честно говоря, цивилизованного, реально сформировавшегося рынка земли в Крыму пока нет. Хотя собственники тех или иных участков меняются достаточно активно. Наше правительство заявляет, что легально продано только два или три участка. Однако эти цифры не учитывают других механизмов — отведение земли в аренду или пользование местными советами, изменение состава хозяев предприятий, на которые оформлены договоры или госакты, и т.д. И до тех пор, пока мы будем закрывать на это глаза и говорить, что это «не продажа», ни о каком рынке не может быть и речи…

В то же время пора осознать: если сейчас не принять меры, с землей получится так же, как с приватизацией большинства предприятий, она уйдет за бесценок неэффективным собственникам. Крым от этого не получит денег ни сейчас, ни в будущем.

Путь один — продажа земли по конкурсу или на аукционе, желательно под конкретный и предварительно оцененный проект, с проверкой надежности и деловой репутации покупателя, с обозначением основных условий покупки им участка в договоре.

Кроме того, необходимо отслеживать и внимательно анализировать, в т.ч. правоохранительным органам, каждую сделку относительно коммерческой земли (не только рекреационного, но и сельскохозяйственного назначения), совершенную без проведения открытого аукциона или конкурса. Надо бы поторопиться и с созданием земельного кадастра, с разработкой генпланов территорий, определением назначения и закреплением земель, находящихся вне ведения местных советов, с координацией деятельности на новом качественном уровне всех представителей власти на территории АРК. Такой подход не только позволит нам сохранить Крым и планировать его развитие, но и выбьет почву из-под ног у тех, кто, спекулируя на закрытости процесса оборота земли, совершает незаконные действия, самострои, самозахваты и т.д.

— Много ли проблем в социальной сфере Крыма, и как Верховная Рада и Совет министров Крыма работают над их решением?

— В социальной сфере у нас произошли и происходят серьезные изменения. За последний год нам удалось сформировать стратегию. Так, 2003-й объявлен Годом медицины. Мы внесли изменения в республиканский бюджет, добавили отрасли свыше 2 миллионов гривен на выполнение специальных программ и укрепление материальной базы. За прошедший год и руководителями в городах и районах немало сделано для развития материальной базы здравоохранения, особенно в Феодосии, Керчи, Саках и Сакском районе. В Керчи в текущем году сдана в эксплуатацию детская больница. В Феодосии открылись неврологическое и урологическое отделения больницы на уровне мировых стандартов.

Но главное здесь в том, что для медицины и образования пришло время привлекать другие источники финансирования, надо как можно скорее отказаться от коммунистического рудимента и записать в Конституции, что здравоохранение в Украине базируется на тех же принципах, что и во всем мире, — на страховой и платной медицине. Тогда только мы перейдем к новому качеству нашего здравоохранения.

У нас есть стратегия и в реализации базовых проблем культуры. Крым уникален как сокровищница культуры. Мы глубоко анализируем ситуацию. Есть программа реставрации и восстановления памятников культуры, в первую очередь музеев Волошина, Чехова, Ханского дворца в Бахчисарае. В этом году мы отмечаем 2500 лет Евпатории и много сделали по восстановлению и реставрации памятников культуры. Конечно, успокаиваться и почивать на лаврах мы не намерены. Много надо работать над творческим и материальным возрождением Крымского украинского театра драмы и музкомедии, Крымской государственной филармонии, над поддержкой сельских клубных учреждений.

Сейчас идет подготовка к новому учебному году. Мы для себя решили, что образование — стратегическая отрасль государства. К сожалению, на волне высокой востребованности высшего образования появилось немало псевдовузов. Сессия Верховной Рады рассмотрела эту проблему, и уже закрыт ряд структурных подразделений вузов Украины, которые работали в Крыму, не имея соответствующей аккредитации. Деятельность части из них приостановили правоохранительные органы. Депутаты утвердили Республиканскую программу «Учитель», которая определила основные задачи и этапы по решению проблем образования — кадры, качество обучения, последипломное образование и самое главное — повышение уровня социальной защиты педагогов. Из республиканского бюджета выделен 1 миллион гривен на организацию транспортного обслуживания учеников и педагогов в селах, с 2004 года на это ежегодно будут выделяться средства. Под депутатским контролем находится повышение оплаты труда педагогам на 30 процентов.

Но иллюзий, что мы сделали все возможное на данном этапе, у нас нет. Я не вполне доволен результатами работы Министерства образования. Оно должно опережать в развитии другие сферы нашей жизни…

— Вы предложили крупный шаг в межнациональных отношениях, попытались решить проблемы, которые заложены в трагическом для депортированных народов прошлом. Вы заявили о разработке Концепции межнациональных отношений и создании Межнациональной ассамблеи при Верховной Раде. Каково нынешнее состояние в этой тонкой сфере, какие проблемы вас беспокоят больше всего, какую стратегию и тактику автономии вы разрабатываете, как оцениваете первые шаги?

— Я считаю, что межнациональный мир и согласие являются для Крыма основополагающим принципом и условием его саморазвития. Межэтнические отношения не терпят политических спекуляций и авантюр. За последнее десятилетие крымчане убеждались в этом не один раз. К сожалению, в Крыму есть горе-политики, которые сознательно подталкивают людей к межэтническим столкновениям.

Сейчас на полуострове созданы и успешно работают десятки различных общественных формирований по национальному признаку — они способствуют сохранению и развитию родного языка, национальных традиций, памятников культуры. Мы всячески поддерживаем их инициативы, оказываем им материальную поддержку.

Мне всегда хотелось, чтобы каждый народ, представленный на нашем маленьком полуострове, чувствовал себя равным среди равных. Я давно мечтал, чтобы при высшем органе представительной власти автономии была создана своего рода общественная палата национальностей. Такая палата могла бы осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти в межнациональной сфере, выполняла бы роль общественного регулятора межэтнических процессов в автономии. Ведь зачастую общественность способна сделать это лучше, чем власть. Кстати, если мы действительно стремимся к построению в будущем гражданского общества, то это как раз и соответствует его принципам. Поэтому я выступил с инициативой создания Межнациональной ассамблеи Крыма как консультативно-совещательного органа при Верховной Раде Автономной Республики Крым. Эта ассамблея, на мой взгляд, могла бы выполнять функцию палаты национальностей на общественных началах. Первые отклики крымчан на эту инициативу лишь подтвердили мои надежды в этом плане. Хотя не все здесь однозначно. Некоторые национальные лидеры по-прежнему не хотят брать на себя солидарную ответственность за положение дел в межнациональной сфере. Пусть общественность Крыма сама дает оценку таким лидерам. Я намерен осуществить эту идею в интересах всех, а не отдельных политиков, ищущих славы борцов за справедливость.

Я никогда не сомневался в том, что будущее многонационального Крыма в единстве. И украинцы, и русские, и крымские татары, и представители всех остальных 127 этносов и национальных групп должны осознать себя равноправной частью именно крымского единства. Тогда у нас проблем значительно поубавится. Но к этому надо еще прийти. Я буду делать все возможное, чтобы путь к такому будущему стал короче.

— В автономии последнее время вполне благоприятно развиваются межконфессиональные отношения. Каковы ваша стратегия и тактика, как вы оцениваете будущее крымских конфессий?

— Сегодня уже как-то позабылось, что в прошлые времена Крым числился бастионом атеизма. Тогда среди всех регионов Крымская область занимала первое место по этому показателю. А сейчас у нас разразился невиданный религиозный бум. За прошедшие годы на крымской земле восстановлены десятки православных храмов, заново построены сотни мечетей для мусульман. Сегодня наш полуостров привлекает внимание более трех десятков конфессий, церквей, религиозных объединений самой различной направленности.

На примере моего народа я знаю, что такое религиозные гонения. Еврейские синагоги в свое время были уничтожены почти полностью. К счастью, эти времена ушли безвозвратно. Во всяком случае, я в это верю. Сегодня в этой сфере, на мой взгляд, существует подлинная демократия, у каждого гражданина государства есть безусловное право выбора веры. Думаю, что в недалеком будущем это положительно повлияет на все общество.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно