Большой передел. Имущество ДУСи стало поводом для очередных предвыборных разборок власти

18 сентября, 2009, 15:45 Распечатать

Кабмин вышел в народ с инициативой масштабной ревизии имущества Государственного управления делами (ГУД — в народе просто ДУСя)...

На прошлой неделе Кабмин вышел в народ с инициативой масштабной ревизии имущества Государственного управления делами (ГУД — в народе просто ДУСя). Главой правительственной комиссии назначен председатель ГлавКРУ Николай Сивульский. На том же заседании Тимошенко озвучила позицию правительства, готового поддержать проект постановления ВР о передаче «заводов и пароходов» ГУД Кабмину, зарегистрированный в ВР народным самооборонцем Геннадием Москалем.

При этом Юлия Владимировна не уточнила, почему тема злоупотреблений в ДУСе стала столь актуальна исключительно накануне выборов? Премьер не пояснила также, из каких таких соображений КРУ, возглавляемая Сивульским, за последние четыре года (два с половиной из которых Тимошенко у руля Кабмина), ни разу не проверила, как идут дела в феодальной вотчине президента? Более того, Тимошенко предпочла умолчать о том, как после удачной сделки, заключенной с Ющенко в 2007 году, и проведенной досрочной парламентской избирательной кампании из бюджета, подготовленного уже ее правительством, «коррупционерка» ДУСя (в качестве платы за услугу?) получила беспрецедентную сумму финансирования в миллиард двести миллионов гривен.

Николай Сивульский
Николай Сивульский
Президентская сторона, некогда обещавшая глубинно реформировать ГУД, заняла выжидательную позицию и не спешит расставлять точки над «і». Однако, обойдясь без громких скандалов, связанных с незаконным отчуждением имущества, чем, напомним, прославился ГУД времен Бакая, структура, возглавляемая Игорем Тарасюком, так и не смогла окончательно определиться со статусом управляемого ею имущества.

Тем самым сохранив прецедент как для политических оппонентов, всегда готовых бросить камень в сторону ГУД, «незаконно» распоряжающегося многомиллиардным имуществом. Так и для общественности, за четыре года не получившей каких-либо внятных пояснений, почему некогда разгромленное на Майдане детище Кучмы практически в таком же формате живет и здравствует при Ющенко.

Реформа Тарасюка

Правильные решения должны приниматься быстро, пока не пришли неправильные?

В перечне планов, озвученных новым главой Государственного управления делами в 2005 году, основных было несколько. Во-первых, Тарасюк публично настаивал на полной прозрачности деятельности ГУД. Во-вторых, намеревался оперативно определиться с дальнейшей концепцией развития президентского хозяйства. Имелся в виду либо отказ от непрофильных активов и «голый» бюджет, либо сохранение и оптимизация существующего формата, а также эффективное управление прибыльными (а на тот момент большинство было убыточными) предприятиями. В-третьих, Тарасюк указывал на необходимость урегулирования пребывания ГУД в законодательном поле Украины.

Что из всего этого получилось? По пунктам.

1.Прозрачность. Тарасюк пошел на невиданную доселе открытость и опубликовал список всех 85 предприятий и бюджетных учреждений, находящихся в управлении ДУСи. («Про ДУСю, компетентные органы и дармовые миллионы», «ЗН» №39 (567) 8—14 октября 2005. — Авт.). Общественность познакомилась также с перечнем всех 17 резиденций президента Украины. С того момента эти сведения обрели постоянное место на официальном сайте ГУД. Более того, глава Государственного управления делами рассекретил показатели прибыли, которые ежегодно получали и получают предприятия президентского хозяйства. А также обозначил цифры отчислений в бюджет.

Что же касается сохранившихся теневых мест ДУСи, то их оказалось не так уж и мало. В то время как президент Ющенко не издал ни одного секретного указа в отношении ГУД, четыре указа Кучмы, которые легли в основу создания ГУД, остались висеть на сайте под грифом «не для печати». Удивительно, но сам Игорь Григорьевич искренне был озадачен таким положением вещей на собственном официальном ресурсе и в итоге решил уточнить, какая разница между «секретно» и «не для печати». Так вот, указы Кучмы мы все-таки в момент верстки номера получили на руки — почитать — в обмен на обещание не публиковать. Почитаем – расскажем.

Что касается Положения о деятельности ГУД, то как оказалось, Тарасюку не по силам рассекретить этот документ, подпольный статус которого давно раздражает президентских оппонентов. По словам главы ГУД, в СП работает специальная комиссия (как она называется и кто ее возглавляет, Тарасюк затруднился — или не захотел? — уточнить), куда входят представители секретариата и СБУ.

«В управлении ГУД находится не только масса предприятий, но и целый ряд объектов, обеспечивающих безопасность страны (связь, коммуникации, бункеры, бомбоубежища, военные склады), — говорит глава ГУД. — Львиная доля документа посвящена именно этим сверхсекретным объектам и правилам обхождения с ними. Что же касается волнующих общественность пунктов о хозяйственной деятельности ГУД, то они расположены в преамбуле, которая, возможно, и будет рассекречена». «Поверьте, я и сам не раз настаивал на открытии документа, так как заинтересован в подобном ходе событий, — уточняет Тарасюк. — Подписывая договоры с предприятиями, партнеры всегда хотят ознакомиться с нашим Положением. А я не могу его показать!».

2. Концепция. «Мы начали с экономии средств и сокращения штатов, — продолжает Тарасюк. — Если в 2005 году в ГУД работало 258 человек, то в 2009 — 160. За счет этого на 15 процентов удалось снизить свои расходы. Потом ликвидировали не обеспеченные активами предприятия, созданные при Бакае, часть реструктуризировали, а часть начали передавать Кабмину. То есть, как и планировали, начали избавляться от непрофильных активов. В их числе оказались многочисленные подразделения и филиалы совхоза «Чайка», Житомирский ликероводочный завод, Дибровский конезавод, а также приснопамятное «Межигорье». Этим, собственно, объясняется некоторое сокращение количества предприятий и организаций, указанных на сайте ГУД. Тем не менее чистая прибыль, полученная предприятиями ГУД, выросла почти в два раза (90,9 млн. грн. — 2005-й;
163 млн. — 2009-й). Мы также увеличили отчисления в бюджет — со 190 млн. в 2005 году, до
332 млн. — в 2009-м».

Следующим шагом, по словам Тарасюка, должна была стать прозрачная приватизация объектов, от которых ГУД и президент решили отказаться. «В их числе строительное управление ГУД, пансионат «Гліцинія», который был отчужден при Кучме и возвращен государству при Ющенко, санатории Гурзуфский, Алуштинский, Южный, гостиницы «Дніпро» (недавно вернули государству), «Україна» (еще идут суды). (Полный перечень объектов, которые ГУД планировало выставить на приватизацию, смотрите в приложении — Авт.). Покупателей достаточно. Было бы желание пополнять бюджет. А не карман», — говорит Тарасюк. По нашей информации, настойчивый интерес к отелю «Дніпро» с некоторых пор проявляет г-н Бабаков (главный кошелек «Справедливой России», совладелец голландской компании VS). Однако эту информацию Тарасюк, «вообще не знакомый с этим человеком», не подтвердил.

В то же время глава ГУД убежден, что его реформу окончательно заблокировал Закон Украины «Об управлении государственной собственностью», который вышел в 2007 году и загнал ГУД в правовой тупик.

3. Законодательное поле. Итак, по версии Тарасюка, ГУД сегодня — вспомогательный орган президента (указ президента №128 от 19.02.2007., п.28. ст. 106 КУ), осуществляющий материально-техническое, социально-бытовое и другое обеспечение деятельности президента, СНБО, СП в границах данных ему бюджетных полномочий. Что до права управлять предприятиями и бюджетными организациями, то ГУД опирается на декрет Кабмина от 1993 года об упорядочении управления имуществом, которое обеспечивает деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Согласно этому документу, президент имеет право распоряжаться этим имуществом, а значит, вести хозяйственную деятельность, которую и ведет посредством ГУД.

Напомним, что попытка главы ФГИ Валентины Семенюк, а также 50 депутатов в 2007 году оспорить указы Кучмы о создании ГУД ни к чему не привела. КС вынес традиционно дивное малоконкретное решение, которое тем не менее оставило ГУД в живых. И только. Потому как, опираясь на вышеуказанный декрет и решение КСУ, имея в управлении десятки предприятий, ГУД не может ими полноценно распоряжаться. Ибо, согласно вышеупомянутому закону об управлении государственным имуществом, имущество ГУД — это государственное имущество, обеспечивающее деятельность СП, ВР и Кабмина (ВР и Кабмин ГУД обслуживает по контракту. — Авт.) и управление которым осуществляется в порядке, обозначенном отдельными законами. Но отдельные-то законы в Украине по традиции не принимаются! Так, законодательная инициатива СП, где была попытка упорядочить имущественные и управленческие амбиции ГУД, была провалена в 2007-м. Кабмины же Януковича и Тимошенко, а также ВР энтузиазма вообще не проявили. Вопрос, что делал глава ГУД в 2005-м и почему не инициировал пакет документов, который бы мог обеспечить его реформу, когда ВР была у ног президента, лично для меня остается открытым. Правильные решения действительно должны приниматься быстро, пока не пришли неправильные

Таким образом, с момента принятия неправильного, по мнению Тарасюка, закона в 2007-м полезное для бюджета отчуждение имущества ГУД стало априори невозможным. С одной стороны, действия ГУД не регулируются никакими законами, и ГУД утратило право на согласование приватизации объектов, находящихся в его управлении. С другой стороны, Кабмин утратил право продавать имущество без согласования с ГУД. Эта правовая коллизия позволяет каждой из сторон трактовать ситуацию по-своему.

Реформация Тимошенко

Передел собственности ведет к поредению ее численности?

Команда премьера предпочитает не замечать оговорки в законе об управлении государственной собственностью, ставящие ГУД в особое положение и требующие принятия отдельного закона. В то же время посредством поддержанного проекта постановления ВР Москаля Кабмин утверждает, что все государственное имущество управляется исключительно правительством (п.5, ст.116 КУ). Оппоненты президента считают также, что состав объектов государственной собственности, которые находятся в управлении ГУД, абсолютно не соответствует функциям и полномочиям гаранта Конституции, утвержденным Конституцией (п.28.ст 106 КУ). Поэтому-то, говорят соратники премьера, в ДУСе наступила пора абсолютной реформации, и она должна все отдать. Кабмину.

Поводом к подобному благотворительному шагу, надо полагать, должна стать ревизия ДУСи специальной правительственной комиссией. А также ее неутешительные выводы и синхронное принятие в ВР постановления о передаче объектов Кабмину. При этом политических сценаристов мало волнуют ответы на вопросы, которые мы вынесли в самое начало нашего повествования. За них приходится отдуваться исполнителям. Так, г-н Сивульский прислал «ЗН» довольно лаконичную пояснительную бумагу, согласно которой комиссия с ним во главе будет проверять: целевое использование объектов государственной собственности, переданных ГУД; правомерность передачи этих объектов; правомерность их отчуждения, а также состояние сохранности данных объектов.

В этой бумаге, конечно, не отмечалось, почему глава КРУ, сделавший в 2005 году столь громкие заявления в отношении 700 разворованных в ведомстве Бакая миллионов, за четыре (!) года ни разу не вернулся к столь животрепещущей теме и не проверил, нашлись ли эти миллионы и не потерялись ли новые? Наказан ли кто-то за их разворовывание? Внял ли новый руководитель ГУД Тарасюк справедливым установкам демократической власти? Пришлось звонить.

«Созданная правительственная комиссия будет действовать исключительно в рамках закона, — ответил Сивульский. — На глубокую и полномасштабную ревизию может уйти три месяца. Почему раньше не проверяли? На самом деле ресурс КРУ довольно ограничен. Средний интервал проверок — пять-шесть лет. В Украине есть такие структуры, которые не проверялись с 2002 года. Что же касается, украденных при Бакае миллионов, то я сейчас не могу точно сказать, сколько вернули государству. Но я точно знаю, что мы вернули отель «Дніпро» и базу «Гліцинія». Как, впрочем, знаю и то, что мы вернем государству «Президент-отель», который по имеющейся у нас информации (она уже прозвучала в СМИ), новое руководство ГУД отдало в аренду на 49 лет какой-то неизвестной структуре. Это информационная бомба. Если данные подтвердятся в ходе проверки, это будет шоком для общественности».

Игорь Тарасюк
Игорь Тарасюк
Глава ДУСи Игорь Тарасюк, также согласившийся прокомментировать развернувшуюся вокруг президентского ведомства ситуацию, надежды главы КРУ на предстоящий резонанс старался развеять.

— Вопрос имущества ГУД давно вышел за рамки правового или экономического спора, — убежден Тарасюк. — Это вопрос политики.

— Вопрос аренды «Президент-отеля» тоже вопрос политики?

— Ну, если аренда, согласованная с ФГИ (а имущество отеля принадлежит ФГИ, мы имеем только право управления им) и проведенная строго по утвержденной Кабмином процедуре, для кого-то бомба, то так тому и быть. Это, во-первых. Во-вторых, мы отдали в аренду не отель, а часть движимого и недвижимого имущества. Сроком на 15 лет. С правом отзыва при первом нашем требовании. На сумму 130 миллионов. Оценку имущества проводил ФГИ. Арендная плата, согласно инструкции, составляет 22 процента (26 млн.) в год.

— С кем заключен договор?

— С компанией «Квадр», если это вам о чем-то говорит.

— Это единственный объект, имущество которого вы сдали в аренду г-ну Кауфману, владельцу одесского концерна «Оверлайн»?

— Нет. По всем предприятиям ГУД сдаем в аренду в общей сложности 50 тыс. квадратных метров. Деньги идут в бюджет.

— Как вы объясните последние решения Кабмина в отношении ГУД?

— Желанием дискредитировать президента и все, что связано с ним накануне выборов. Есть цель показать, что мы неэффективно управляем. Что найдут — не важно. Важно, что скажут. Суть происходящего никому не интересна. Главное — сделать заявление, от которого трудно отмыться. Возьмите Больницу будущего. Медиаплан налицо. Идет дискредитация не СП или ГУД, а самого масштабного проекта в Европе, самой идеи. Были задержки на начальном этапе. Но средства сохранены. Как сохранены все предприятия ГУД. У нас нет никаких злоупотреблений. Мне абсолютно нечего скрывать. Я ничего плохого не сделал, и ничего не боюсь. Ни одной проверке я не препятствовал.

— Так вас практически не проверяли. Последний раз Счетная палата мешала вам жить в 2006 году. О КРУ вообще молчу. Вы умеете мотивировать?

— Кого мотивировать, если доходы растут, отчисления в бюджет тоже?! Если Госказначейство — орган Кабмина — в прошлом году признало ГУД лучшим распорядителем бюджетных средств?

— А премьер настолько расщедрилась, что после досрочных выборов, организованных Ющенко, выделила на его содержание 1 млрд. 200 млн. С чего бы это?

— Об этом лучше у премьера спросить. Но, насколько мне известно, там были увеличения бюджета за счет передачи нам «Мистецького Арсенала» и ряда других программ. Финансирование реконструкции Мариинского дворца.

— Такой себе перманентной реконструкции… Десятки миллионов каждый год.

— Там есть результат.

— Какой видите выход?

— Я пережил уже четырех премьеров. Каждому говорил о необходимости урегулирования законодательства в ту или иную сторону. Для менеджера главное не имя начальника, а результат. Если оставляем все, как есть, и реформируем ГУД по программе секретариата, то надо принимать наш законопроект. Если отдаем все рычаги Кабмину — пусть инициируют свой вариант.

— Так Москаль и Кабмин и инициируют!

— На фоне безосновательных разоблачительных пиар-заявлений? А раньше где были?

— Какая разница тогда или сейчас?

— Сегодня имущество может быть потеряно. Любой передел собственности, ведет к поредению ее численности. Тем более в формате выборов.

— Не доверяете Кабмину Тимошенко?

— Абсолютно. Потому что это уже не просто пиар. Это еще и желание замаскировать дыры бюджета. А теперь просто представьте себе, что речь идет о трех отелях, стоящих на линии Крещатика. Разве недостаточная мотивация для Кабмина? Но в сегодняшней экономической ситуации объекты продавать нельзя. Уйдут за бесценок! Поэтому наша позиция проста — если в силу политического противостояния нет возможности обеспечить прозрачную приватизацию, значит, пусть объекты остаются у государства. А президент сегодня самый надежный гарант сохранения собственности. Повторяю, за эти годы мы не потеряли ни одного предприятия. Так, мы перевели все лесные угодья в разряд национальных парков. Теперь, чтобы оторвать оттуда что-то, нужна не подпись премьера или любого другого чиновника, а указ президента. А это высшая защита.

— А премьеру Януковичу, получается, вы доверяли, когда передали его Кабмину «Межигорье»?

— О том, что у Кабмина нет своей резиденции и территории, нам еще Тимошенко начала писать в 2005-м. Потом Янукович. Мы сделали исключение и передали. Что было потом — это проблема Януковича. Поэтому президент принял решение до выборов никаких решений на счет собственности не предпринимать. Никому ничего не передавать. Собака лает, караван идет.

…На самом деле в условиях развернувшейся предвыборной кампании, а также полной четырехлетней индифферентности центральных контролирующих органов по отношению к происходящему в ГУД довольно трудно объективно судить о происходящем там. Однако совсем нетрудно предположить, что бездействие всех ветвей власти по отношению к органу, управляющему миллиардными оборотами и действующему в неопределенном законодательном поле, отнюдь не некомпетентность, а скорее, хорошо замаскированное желание оставить нетронутым выгодный повод для противостояния и дискредитации оппонентов. И возможность перераспределять финансовые потоки.

А как еще можно охарактеризовать действия той же Верховной Рады, не только не обеспечившей принятие внятного законодательства в сфере управления имуществом ГУД, но и не давшей ни одного поручения Счетной палате проверить эту структуру?

Как еще можно расценивать действия президента, готового до последнего оборонять имущество ГУД от Тимошенко и с легкостью давать отмашку на передачу «Межигорья» Януковичу?

Чем еще можно объяснить избирательную толерантность нынешнего премьера? С одной стороны, ЮВТ при заблокированной Раде готова «все забрать в справедливые руки» и «затянуть пояса», а с другой — на всякий случай (собственной победы?) закладывает в бюджет ГУД-2010 на
150 миллионов больше, чем в этом году, с лихвой профинансировав и санатории, и лесные угодья, и резиденции? Точка сидения по-прежнему определяет точку зрения. От таких компромиссов одних и подстраховки других становится совсем уж не по себе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно