Азовская одиссея моряков «Ялты»

6 марта, 2009, 17:31 Распечатать

Со слабыми государствами не считаются. В чем-чем, а в справедливости этого сполна могли убедиться семь моряков украинского рыболовецкого траулера «Ялта»...

Со слабыми государствами не считаются. В чем-чем, а в справедливости этого сполна могли убедиться семь моряков украинского рыболовецкого траулера «Ялта».

Ровно месяц назад российские пограничники задержали в Азовском море их корабль по подозрению в браконьерстве: на борту «Ялты», помимо запрещенной для ловли снасти, обнаружили несколько тонн пиленгаса и бычка. Судно отконвоировали в порт российского города Темрюк, где против моряков возбудили уголовное дело по обвинению в «незаконной добыче (вылову) водных биологических ресурсов». В соответствии с российскими законами им светит до двух лет и крупный денежный штраф. Несмотря на протесты наших дипломатов, требовавших передачи рыбаков украинским властям, те до сего времени находятся под стражей: в четверг Темрюкский районный суд Краснодарского края Российской Федерации принял решение продлить им эту меру еще на один месяц.

Пока российское внешнеполитическое ведомство оставляет без ответа ноты украинского МИД, в которых наши дипломаты обосновывают незаконность задержания «Ялты» и ее экипажа. А вот власти Краснодарского края постоянно говорят о законности действий российских пограничников. И, аргументируя решение о возбуждении против украинских моряков уголовного дела в соответствии с российским уголовным кодексом, заявили в суде: Азовское море является внутренним морем Российской Федерации, а значит законы должны применяться российские.

Наверняка многие юристы-международники, знакомые с украинско-российскими договорами, удивились бы, услышав это. Быть может на обывательском уровне россияне и воспринимают азовскую акваторию как российскую, но юристы должны уметь читать документы. А в подписанном 24 декабря 2003 года тогдашними президентами Украины и России Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным договоре «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» четко прописано: Азов — это исторически внутренние воды не только Российской Федерации, но и Украины.

Добавим к этому, что Киев и Москва уже практически делимитировали Азовское море: еще год назад граница была согласована дипломатами обеих сторон. И она почти совпадает с линией, которую президент Леонид Кучма своим распоряжением от шестого октября 1998 года обозначил как государственную границу Украины в Азовском море. Кстати, российские пограничники задержали наше судно в его украинской части: «Ялта» находилась в 20 милях в сторону Украины от срединной линии, которая была согласована в мае 2008 года.

Ну а пока договор о делимитации азовской акватории не подписан, рыболовство в Азовском море регулируется рамками решений, принятых украинско-российской комиссией по вопросам рыболовства. Утвержденный ею 24 октября 2008 года «Порядок осуществления контроля за изъятием водных биологических (живых) ресурсов на 2009 год», кстати, предусматривает: «В случае вскрытия факта незаконного лова, добытые при этом ресурсы, судно-нарушитель, незаконные орудия лова и другое используемое при этом имущество до принятия мер административного воздействия или решения суда передаются по акту специально уполномоченному органу стороны принадлежности судна-нарушителя».

Иными словами, российские пограничники обязаны были передать «Ялту» украинским властям, которые уже сами должны определить, занимались ли моряки браконьерством или нет. А вот этого как раз они и не сделали. Более того, как следует из ответа российского прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Т.П. Дегтярева директору ООО «Почерк» Владимиру Череповскому, компании которого и принадлежит «Ялта», российские пограничники, структурно входящие в ФСБ, не нарушали действующего международного законодательства и не должны выполнять решения украинско-российской комиссии по рыболовству в Азовском море.

Причина, объясняющая это решение г-на Дегтярева, весьма своеобразна: дескать, «Порядок осуществления контроля за изъятием водных биологических (живых) ресурсов на 2009 год» подписали руководители Федерального агентства по рыболовству РФ и Госкомрыбхоза Украины. Этот документ «регулирует взаимодействие между этими органами контроля в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в акватории Азовского моря, и никакого отношения к органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации не имеет».

Это письмо тем более странно читать, что российские пограничники выполняли предыдущие решения украинско-российской комиссии по рыболовству в Азовском море. И если задерживали украинское судно, которое подозревали в незаконном вылове рыбы, то передавали корабль в руки представителей украинских органов власти, которые уже сами разбирались с рыбаками.

Сегодня и в Киеве, и в Бердянске, где проживают родственники задержанных моряков, задаются вопросом: зачем? Почему Россия пошла на шаг, противоречащий достигнутым соглашениям? Версий немного. Если отбросить в сторону предположение о самоуправстве мичмана и непрофессионализме властей Краснодарского края, то главная из них такова: российская власть хочет не просто унизить Украину, показывая ее беспомощность в защите своих граждан, но и продемонстрировать, что Россия продолжает контролировать всю акваторию Азовского моря. Ну и заодно расчистить эту акваторию для российских рыбаков.

А раз так, то эксперты полагают, что готовящийся судебный процесс может стать показательным. Дескать, если украинские моряки хотят ловить рыбу, то они должны договариваться с российскими властными структурами. Уже сегодня многие украинские владельцы судов наблюдают за развитием событий в Темрюкском суде, небезосновательно полагая, что от результатов одиссеи моряков «Ялты» зависит и их будущее. А судя по тому, какую позицию заняли россияне, сегодня участь украинского экипажа выглядит незавидной.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо, чтобы руководство Украины, ее дипломаты постоянно поднимали вопрос о судьбе моряков на переговорах с россиянами, оказывая на них постоянный прессинг. Но кто это сделает сегодня? Премьер-министр и президент заняты более важными делами, чем судьба экипажа «Ялты»: борьбой за властные полномочия, распределением должностей в правительстве и т.д. и т.п. А в МИД, где занимаются судьбой моряков, мало кто возьмет на себя смелость грохнуть кулаком по столу. После отставки Владимира Огрызко, которого оппоненты обвиняли в желании испортить добрососедские украинско-российские отношения, высокопоставленные украинские дипломаты сотни раз подумают, прежде чем использовать жесткие слова в разговоре с российскими коллегами.

Между тем существуют прецеденты, когда Киев в похожей ситуации сумел отстоять права украинских граждан. В 2000 году в Азовском море у российских берегов было задержано украинское рыболовецкое судно «Босфор». Тогда арест украинских рыбаков российские пограничники мотивировали якобы имевшим место нарушением правил рыбного промысла — браконьерским ловом рыбы запрещенными донными тралами. Несмотря на протест команды «Босфора», судно вместе с экипажем было отконвоировано в порт российского города Ейск, где моряков посадили в местное СИЗО. Тогда Киев смог защитить своих граждан: после многократных обращений со стороны министра иностранных дел Украины генпрокуратура России опротестовала решение суда Краснодарского края, и рыбаки вернулись домой.

Получится ли освободить наших моряков в этот раз — зависит только от украинский власти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно