АНАТОЛИЙ ЗЛЕНКО: «В ДВИЖЕНИИ РАЗОРУЖЕНИЯ УКРАИНА МОЖЕТ ИГРАТЬ РОЛЬ ЛИДЕРА»

30 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 30 июня-7 июля

Пожалуй, бывший министр иностранных дел, а ныне представитель Украины в ООН Анатолий Зленко собрал наибольшее количество журналистов...

Пожалуй, бывший министр иностранных дел, а ныне представитель Украины в ООН Анатолий Зленко собрал наибольшее количество журналистов. Вопросы, интересующие прессу, касались и расширения СБ ООН, и суммы нашей задолженности, и, конечно, реорганизации структуры Организации Объединенных Наций. С этого и начал свой брифинг Анатолий Зленко:

— Отмечая свое 50-летие, ООН пытается перестроиться, приспособиться надлежащим образом к реалиям, к современности. Поэтому на повестке дня стоит вопрос реформы ООН. Основные направления — это реформа, в частности, Совета Безопасности и ООН в целом. Необходимо решить социально-экономические проблемы и финансовые вопросы, которые очень давят на настоящее и будущее положение организации. Вчера, выступая на совещании в Филадельфии, я излагал свои мысли относительно конкретного участия Украины в работе этой организации. После того, как наша держава предстала в новом ракурсе, мы должны определить политическое направление работы Украины в этой организации. Есть предпосылки для активизации Украины в ООН. Прежде всего мы исходим из того, что Украина — это большая европейская страна, которая сегодня способна исполнять роль гаранта безопасности на этом континенте. Она занимает 11-е место по взносам в организации ООН. Это является важным фактором, который необходимо учитывать.Ведь Украина на сегодняшний день — государство, которое добровольно избавляется от ядерного оружия. В движении разоружения Украина может благодаря своей позиции играть роль лидера. Можно было бы еще долго перечислять тот позитив, который мы имеем на сегодняшний день и который дает нам возможность для активной работы в ООН.

Смотреть на ООН необходимо, конечно, как с политической точки зрения, так и с экономической, — продолжил Анатолий Максимович. — Организация, которая накапливает общий мировой опыт развития экономики, может быть нами активно использована для проведения различных социально-экономических реформ.

На сегодняшний день нет консенсуса среди стран-членов ООН относительно расширения Совета Безопасности за счет каких-то конкретных стран. В ООН входит 185 государств. Наша возможность стать постоянным членом Совета Безопасности, по подсчетам, выпадает раз в 38 лет. Поэтому мы считаем, что необходимо расширение Совета Безопасности. Одним из таких же острых вопросов является проблема права вето. Сегодня неприсоединившиеся страны остро ставят вопрос о ликвидации такого института, как использование права вето. Если отслеживать использование этого права, то можно увидеть, что введение его в Устав ООН отстаивали в основном США. На сегодняшний день все признают, что это абсолютно дискриминационный принцип. Трудно сказать, каким будет окончательное решение. Дело в том, что 5 стран, которые входят в Совет Безопасности, будут делать все, чтобы удержать это право. Оно дает им возможность самоутверждаться и влиять на ситуацию политическую, международную. В то же время эти страны вносят очень большой вклад в бюджет международной организации. Соединенные Штаты вносят 25%. Украина платит гораздо большие взносы нежели Китай. Как ни парадоксально, но это также является позитивным моментом для Украины. На сегодняшний день в ООН чувствуется некоторый перекос за счет увеличения роли Совета Безопасности с одной стороны и уменьшения роли Генеральной Ассамблеи с другой. Хотя Генеральная Ассамблея и является наивысшим органом, тем не менее Совет Безопасности перебирает на себя все ее функции.

Сегодня Организация Объединенных Наций переживает очень сложный момент в связи с задержкой финансирования со стороны ее членов. Главным образом это относится к финансированию операций по поддержанию мира. Основными должниками являются США, долг которых составляет более 1 миллиарда долларов.За ними идет Россия — 600 миллионов долларов, Украина — более 200 миллионов долларов, Япония — около 122 миллионов долларов. С одной стороны, очень престижно находиться в такой «компании», а с другой — такой долг не делает чести нашему государству. Поэтому мы, понимая то сложное положение, которое сложилось в стране, поставили вопрос на 49-й сессии ООН об изменении принципа финансирования и квот. Наша квота составляла 1,87% от общего бюджета ООН. Нам удалось за счет чрезвычайных усилий изменить ее. На 1995—1996 годы она будет составлять 1,49%. В следующем году — 1,14%. В 1997 будет доведена 1,8%. Если мы будем проплачивать по сокращенным взносам, то мы сэкономим 86 миллионов долларов.

В катастрофической ситуации находится организация в плане финансирования миротворческих операций. Например, в Югославии финансирование 16 миротворческих миссий (это около 65 тысяч миротворцев из 84 стран мира) составляет ежегодно 3 миллиарда долларов. Ассигнование с апреля по сентябрь 1994 года составляло 3,18 миллиона долларов ежедневно. Из этой суммы США оплачивают 31%. Республиканская партия очень остро поставила вопрос в Конгрессе о снижении этого вклада до 25%.

За время брифинга Анатолий Максимович и словом не обмолвился о той работе, которая была проделана украинским представительством в ООН в период захвата в заложники украинских солдат в бывшей Югославии. Несколько дней подряд журналисты Би-би-си и Рейтера в любое время суток именно там получали информацию о том, как идет освобождение украинских заложников. Но это уже совсем другая история.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно