АЛЕКСАНДР МОРОЗ: «НИ ОДНА СТРАНА В МИРЕ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЛА УКРАИНЕ ТАКОЙ ЗНАЧИМОЙ ПОМОЩИ, КАК ФРГ»

Поделиться
Если не считать президента США Билла Клинтона, залетевшего в январе 1994 года на полтора часа в аэро...

Если не считать президента США Билла Клинтона, залетевшего в январе 1994 года на полтора часа в аэропорт Борисполь, то федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль был единственным лидером государств-членов «Большой семерки», посетивших Украину за три с половиной года ее независимости. Украино-немецкие отношения в политической и экономической сферах начали развиваться весьма активно сразу же после обретения нами государственности. В то время, когда многие представители государственных, а также бизнес-кругов Запада рассуждали о большом риске вложений в Украину, Германия без особой рекламы довольно уверенно двинула капиталы на украинский рынок. Уже в 1994 году по официальным данным 44% совместных предприятий были основаны с привлечением немалого количества дойчемарок. Множество конференций, симпозиумов и конгрессов проводила Германия, приглашая к активному участию в них украинских специалистов. Последняя из таких конференций состоялась в середине апреля в Берлине, темой которой стало место Украины в современной Европе.

Именно из Германии Украина получила наибольшее количество гуманитарной помощи, серьезные технические кредиты. Довольно быстро с немецкими властями удалось решить вопрос о перечислении денег для выплат компенсации остарбайтерам и уже на совести украинской стороны то, что эти выплаты не особенно спешат производить.

Надо сказать, что объединенная Германия немало сделала и для того, чтобы Украина как можно быстрее смогла интегрироваться в европейские структуры. Напомним, что в июне 1994 года в Люксембурге Леонид Кравчук подписал соглашение о партнерстве между Украиной и Европейским союзом, но в силу оно сможет вступить только после того, как все страны-участницы ЕС ратифицируют этот документ. Пребывая с официальным визитом в Федеративной Республике Германии, председатель Верховного Совета Александр Мороз выразил надежду, что Бундестаг станет первым из парламентов стран ЕС, ратифицировавших соглашение.

Однако, если сравнивать то, что было сделано, и то, что могло бы быть, то разница вырисовывается довольно серьезная. По всей видимости, именно поэтому Александр Мороз во время пресс-конференции, посвященной итогам пятидневного визита, заявил в Бонне, что «в Украине мало знают Германию, а в Германии — еще меньше Украину».

Я не склонен воспринимать этот вывод как основополагающий, а тем более как пессимистический. Это скорее констатация сложившегося на сегодняшний день уровня взаимоотношений между нашими государствами, своеобразная точка отсчета. Во всяком случае, каждая из многочисленных встреч на немецкой земле подтвердила искреннюю заинтересованность в развитии двусторонних отношений.

Разжевывать немцам, что такое экономический кризис, инфляция, попытки консолидировать нацию вокруг созидательной идеи, попытки построить демократическое правовое государство, — значит тратить время зря: через все это они проходили. И зарплату считали в свое время миллионами фантиков, и не перестройкой занимались, а настоящим коренным переломом в сознании народа. Немцев интересует другое. Насколько серьезно мы намерены реформировать свою экономику? Чем, кроме деклараций, готовы подкрепить только-только проклевывающиеся реформы? Какие гарантии можем предоставить под серьезные зарубежные инвестиции? Не получив четких и ясных ответов на эти и другие вопросы, они не то что потенциальные миллиарды своих марок — пфенишку не дадут под прекраснодушные обещания или плакания в жилетку. Их логика, как и во всем мире, проста: «С длинной рукой — под монастырь!» В Бонне на встрече с Александром Морозом председатель Комитета экономики Бундестага Фридхельм Ост заявил, что рост объемов немецких инвестиций в украинскую экономику возможен при условии стабилизации политической ситуации в Украине, увеличении темпов приватизации и закрытия Чернобыльской АЭС. Во время этой и многих других встреч Александр Александрович подтвердил намерение руководства Украины до 2000 года закрыть Чернобыльскую АЭС. Глава украинского парламента вместе с тем отмечал, что для успешного завершения этой работы необходимо более 4 миллиардов долларов, а с учетом расходов на обеспечение социальной защиты освободившегося персонала — не менее 7 миллиардов. На встрече с членами фракции «Союз-90 Зеленые» Александр Мороз подчеркнул, что проблема ЧАЭС должна быть не только проблемой Украины, но и проблемой всего мирового сообщества. Что касается проведения экономических реформ в нашей стране, то Александр Александрович заявил, что «Верховный Совет и Президент Украины едины в своем стремлении осуществить экономические реформы». При этом, справедливости ради, глава парламента уточнил, что «некоторые разногласия возникают при обсуждении механизмов реализации реформ и сроков их выполнения. Политические силы в Украине объединяют две идеи: стремление построить сильное суверенное государство и провести реформы в экономике при обеспечении социальных гарантий населения».

Вместе с тем, говоря о развитии двусторонних экономических связей, Александр Мороз заметил, что их активизацию существенно тормозят такие моменты, как отраслевая разбалансированность товарооборота, рост негативного сальдо в торговле с Германией и, кроме того, отсутствие таможенных льгот со стороны Германии и ЕС. В конечном итоге обе стороны пришли к выводу, что в настоящее время их возможности в торгово-экономической сфере используются недостаточно. Однако не только экономические, но и политические аспекты двусторонних отношений стали предметом обсуждения во время многочисленных встреч с представителями всех фракций Бундестага, лидерами комитетов и групп, руководителями ведомства федерального канцлера. Слушали посланцев Украины весьма внимательно, забывая подчас о выделенном протоколом времени. Беседа с президентом Бундестага профессором Ритой Зюссмут почти вдвое превысила отведенное протоколом время. «Украине нужна Европа так же, как самой Европе нужна независимая, сильная, процветающая Украина. Украина — реальный фактор стабильности в самом центре континента». Вот, пожалуй, квинтэссенция того, что пытались донести до сознания партнеров члены нашей парламентской делегации. Именно под таким углом предлагалось рассматривать и перспективу закрытия ЧАЭС, и крымскую, и другие проблемы. Немецкие политики во многом разделяли такой подход. В частности, Рита Зюссмут заявила что, «Украина является очень важным партнером для Германии. Германия будет содействовать выполнению соглашения о партнерстве между Украиной и Европейским союзом, а также интеграции Украины в Европейское сообщество». Обсуждая вопрос отношений Украины и НАТО с членами фракции Свободно-Демократической партии Германии, Александр Мороз напомнил, что Украина стремится к внеблоковому статусу и в настоящее время сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». По мнению А.Мороза, «НАТО должно изменить свою роль и функции с тем, чтобы содействовать объединению Европы». В Бонне Александр Александрович высказал мнение, что Украина с пониманием относится к стремлению стран Восточной Европы стать членами НАТО, однако при этом он заметил, что «новые члены Североатлантического альянса не должны участвовать в военной организации блока». В отношении России и НАТО Александр Мороз был категоричен: «Сегодня не реально говорить о вступлении России в эту организацию. Если это даже и произойдет в будущем, тогда НАТО просто прекратит свое существование, полностью исчерпав себя».

На многих встречах Александр Мороз информировал немецких политиков о внутриполитической ситуации, сложившейся в Украине. В частности, он заявил, что Украина будет решать проблему Крыма без применения силы, с твердым намерением соблюдать Хельсинкские соглашения и права человека. Не удалось абстрагироваться от внутриукраинских проблем украинским журналистам. Во время пресс-конференции я задал Александру Александровичу следующий вопрос.

— 29 апреля исполняется год с того дня, когда депутаты Верховного Совета нового созыва собрались на свое первое ознакомительное заседание. Каковы, на ваш взгляд, их достижения за этот период? Каковы проблемы и предполагаемые пути их разрешения?

— Недавно один из народных депутатов заметил, что предыдущий состав Верховного Совета «высоко поднял планку». На этой высоте — Декларация о государственном суверенитете, Акт о независимости и ряд других шагов. Я утверждаю, что на это была направлена деятельность и моя, и некоторых членов делегаций, являющихся депутатами предыдущего созыва. Правда, эта «высота» иногда повышалась за счет «ямы», вырытой под планкой: несовершенным законодательством о приватизации, о налоговой системе, об организации власти и рядом других проблем. Поэтому мы сегодня вынуждены некоторые «рвы» засыпать. И мне кажется, что эта работа продвигается достаточно позитивно. Более детально об этом говорится в отчете президиума.

Относительно проблем. Прежде всего ситуация в экономике и ее отражении в законодательстве. Далее, проблема в завершении реорганизации власти. Необходима также и судебно-правовая реформа и так далее. Эти проблемы могут быть решены прежде всего за счет повышения эффективности работы парламента через улучшение его структуризации, более четкое определение центра, профессионализацию и улучшение работы комиссий. Возможности для этого колоссальные. У нас каждый третий депутат имеет ученую степень. В президиуме Верховного Совета — 3 академика. Кто еще может похвалиться подобным уровнем! — оптимистично заключил Александр Мороз.

Подводя итоги визита украинской парламентской делегации в ФРГ, остается только привести слова председателя ВС Украины одного из его выступлений : «В украинской и немецкой мудрости есть одна и та же поговорка: «Друзья познаются в беде». За годы становления украинской государственности ни одна страна мира не оказала Украине такой значимой помощи, как ФРГ. Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю благодарность за нее, за понимание тех трудностей, с которыми сталкивается наша молодая страна на нынешнем этапе. Позвольте также выразить надежду на то, что поддержание дружественной атмосферы, которая сложилась между нашими государствами, будет содействовать перенесению динамизма, наработанного в сфере политических контактов, в область экономического сотрудничества и вызовет серьезный интерес со стороны влиятельных экономических кругов Германии. Мы рассчитываем на то, что благодаря преобразованиям, которые сейчас происходят в Украине, наша экономика постепенно станет выгодной и надежной сферой для инвестирования, внедрения новых технологий со стороны ФРГ, в получении которых чрезвычайно заинтересована Украина».

При всем вышесказанном остается надеяться, что упомянутые Александром Морозом «некоторые разногласия при обсуждении механизмов реализации реформ и сроков их проведения», которые существуют между ветвями власти Украины, не станут препятствием на пути дальнейшего развития двусторонних украино-немецких отношений. Летом этого года состоится официальный визит Президента Украины Леонида Кучмы в ФРГ. Немцы, внимательно отслеживающие развитие событий внутри Украины, безусловно, сопоставят ситуацию сегодняшнюю и июльскую. В случае «подвижек» можно будет реально рассчитывать на активизацию двусторонних связей и содействие ФРГ в предоставлении Украине статуса государства с переходной экономикой. В противном случае желаемого результата Украина не достигнет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме