4 ИЮНЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ. ИЛИ ИСТЕРИЧЕСКОЕ?

31 мая, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 31 мая-7 июня

ИСТОРИЧЕСКОЕ.ИЛИ ИСТЕРИЧЕСКОЕ? Нет, это не День взятия Бастилии. Это у нас назначен последний шанс парламента начать принимать Конституцию...

ИСТОРИЧЕСКОЕ.ИЛИ ИСТЕРИЧЕСКОЕ?

Нет, это не День взятия Бастилии. Это у нас назначен последний шанс парламента начать принимать Конституцию. Но что-то общее просматривается. По свидетельству Ч.Диккенса, лозунг начала Великой французской революции звучал так: «Республика единая и неделимая, свобода, равенство, братство или смерть». Пусть наши авторитаристы, коммунисты и демократы попробуют отделить из этого свои приоритеты...

Больно смотреть, господа, что делает с людьми политическая борьба детей советского тоталитаризма за создание европеизированных правовых основ желанной безраздельной власти. Одни по капле выдавливают из себя раба (это, пожалуй, будут левые), другие убивают в себе дракона (президентская команда?), третьи не противятся никакому злу никаким насилием (кто же, как не правоцентристы в парламенте!). И больно ощущать, как одни, другие и третьи ходят по лезвию бритвы. Рискуя, сорвавшись, начать противиться, давить и убивать все вышеперечисленные отвратительные вещи - раба, дракона и прочее (но не «наименьшее», а наибольшее) зло - не в себе, а друг в друге и, увы, окружающем населении. Опыт дружественных нам стран показывает, что случается убивать и само население, дабы искоренить гнездящееся и в нем соответствующие пороки предшествовавшего строя.

Учитывая этот негативный иностранный опыт, украинские субъекты всех форм народовластия предпочли не открытую войну завершать переговорами (после истощения всех сторон), а наоборот. Переговорный процесс по срокам уже приближается к известным международным переговорным процессам и точно совпадает с переговорами по ЧФ с Россией. Но разница между переговорами по ЧФ и переговорами внутри страны «за власть» есть. В первом случае, в конце концов, можно применить принцип «так не доставайся же ты никому», и флот на Черном море просто умрет естественной смертью, но его не захватит ни Турция, ни, к примеру, Грузия... С властью же внутри страны, если ее не возьмет, наконец, кто-то, кто умеет с ней обращаться (бездарный авторитаризм ни чуть не эффективнее слабоумного тоталитаризма, не говоря уж о демократии «второгодников»), будет, несомненно, совсем иначе. Ее возьмут «умники» из-за недемаркированных и неделимитированных границ, по каковому поводу никто в Украине разногласий не имеет. Кстати, известный тезис насчет власти, которую не дают, а берут, как опять выяснилось 28 мая в ВС Украины, на нашей территории по-прежнему не действует.

Скучно, конечно, на исходе конституционного процесса поминать штампы относительно бессилия власти образца 1993 года. А что делать? Называть смену премьера перед лицом возобновления шахтерских забастовок - проявлением политической воли Президента и интеллектуальной оригинальности его команды, как будто самого Кучму Кравчук не тем же шахтерам «сдал» когда-то? Или, может быть, отказ Президента от роспуска «недееспособного» парламента в обмен на голову спикера - считать появлением в том же парламенте консолидированного реформаторско- демократического большинства? Или признать удачно исполненной модель смены руководства парламента 28 мая, когда в ВС из правительства как бы «уронили» Е.Марчука (якобы готового явиться в белом фраке на место спикера), а Президент молча наблюдал за попытками второго вице-спикера О.Демина принять руководство заседанием после того, как с помощью нерегистрации коммунистов А.Мороза практически вынудили закрыть сессию и выдворили из зала. И уже в его отсутствие «зачитывали» ему все еще неофициальный «приговор» 171 депутата (нет пленарного заседания - нет постановки вопроса в повестку дня). А на следующий день ради того, чтобы иметь возможность в пленарном режиме именно этот вопрос внести в повестку, чуть не пошли на соглашение с левыми (лишь бы они зарегистрировались!) изменить даже норму голосования Конституции во втором чтении - простым большинством. И для этого не побоялись продемонстрировать чуть ли не «раскол» в среде правоцентристов, когда лидер «Независимых» В.Гетьман, призывая изменить регламент, назвал этот документ главным врагом парламента.

Но квалифицировать происходящее только как смешное и грустное бессилие действующих политиков - так же смешно и грустно. Данное следствие проистекает, как представляется, не только из генетической несменяемости самого мышления действующих лиц и исполнителей, а еще и из примитивности моделей поведения того, что принято называть «силами».

28 мая Леонид Кучма дал возможность всей стране увидеть воочию (хотя заседание парламента, проводимое не в пленарном режиме, не транслировалось по официальным каналам, его все же тщательно снимали и записывали все СМИ), как в зале Верховного Совета Президент Украины договаривается не с главой парламента, и даже не с его заместителями, и даже не с претендентами на пост нового спикера, - а непосредственно с главой официальной оппозиции, главой Компартии Украины Петром Симоненко. Договаривается о проведении 29 мая уже пленарного заседания ВС, на котором должен быть если не принят (до этого еще должно состояться свержение Мороза), то обсужден в первом чтении исторический Основной Закон Украины. До этого момента Президент Украины дает устное обещание парламенту не выносить проект, одобренный в первом чтении, на референдум без попытки ВС принять его во втором чтении, а в случае неуспеха этого второго чтения - не выносить не согласованный с большинством парламента проект. Обещание свое Президент, несмотря на проведенное совместно со спикером-социалистом Морозом и главами фракций совещание, дает только после того, как спикер покидает зал. Все то время, пока Мороз пытается уговорить левых в присутствии Президента зарегистрироваться, Кучма не вмешивается в ситуацию и выходит на трибуну лишь после того, как усилиями (или блокадой регистрации) со стороны коммунистов и социалистов Мороз «изгнан» из зала...

Кучма всегда умел получить поддержку коммунистов за счет их измены Морозу. Когда в 1994 году голоса левых, предназначавшиеся главе соцпартии, были переданы перед вторым туром президентских выборов Л.Кучме - у Мороза еще не было клейма «либерального социал-демократа», которым его только в 1995 году наделили товарищи по партии. Так что коммунисты не мстят Морозу за его «предательство», а только последовательно идут в русле общей с беспартийным Президентом тактики. И стратегии. Увы, и стратегии...

Когда 29 мая коммунисты «изменили» своей устной договоренности с Кучмой о начале пленарного заседания, они, конечно же, попытались «закрепить» голосованием договоренность о недопущении референдума до момента второго чтения (а разве Конституционный договор не был узаконен именно этим способом?). Они вынудили к уже упоминавшимся телодвижениям часть правоцентристов. Но главное - они дали основание советнику по нацбезопасности В.Горбулину, проводившему свой брифинг, еще когда не закончились разборки в ВС, но не имевшему никаких сомнений в их исходе, установить последний срок 4 июня. То есть если 4 июня процесс в ВС не возобновится, Президент вынесет согласованный в парламентской специальной комиссии проект на референдум.

Чтобы сейчас определить, сможет ли парламент 4 мая сначала зарегистрироваться, а потом провести сессию так, чтобы и Мороза убрать, и в первом чтении проект Конституции принять, и, избегая референдума, найти форму проведения второго чтения, чтобы никому было не обидно, - надо изучить все распечатки всех попыток регистрации и всех голосований, которые предпринимались 28 - 29 мая. Спикер давал все варианты решений, которые позволили бы установить как реальное наличие в зале левых (против какого-то совершенно неприемлемого для них проекта левые голоснули так, что высветили 282, хотя только что не дотягивали и до 260), так и отсутствие нескольких, но решающих голосов правоцентристов (одна из регистраций 29 мая дала результат 270 при потребности для кворума 278. Запрет на командировки для депутатов на этот день не отменил загранвизиты по исполнительной линии некоторых вице-премьеров - депутатов, а еще 6 голосов - это смехотворно). Естественно, в настоящее время проходят интенсивные разборки с «засветившимися» на изменении позиции МДГ, «Независимыми», СелПУ, а тем временем кто знает, что о себе думают прочие центристы и, кстати, внефракционные? Нет уж, господа депутаты, в потемках своих душ разбирайтесь сами. А мы перейдем к любимой теме - референдуму.

Того же самого исторического 28 мая премьер-министр Украины Павел Лазаренко принял на себя всю полноту ответственности за выполнение набора требований Президента Кучмы к правительству - и по структурной перестройке, и по ликвидации платежного кризиса, и по реформе правительства, и, естественно, по погашению задолженности по зарплате. А следующего исторического мая - 29 - все хорошенько взвесив (и ради этого даже приостановив публикацию своего тронного заявления), премьер-депутат сконцентрировался на проблеме конституционного процесса и признал необходимость его завершения путем принятия Конституции. Учтя опыт предшественника, о способе умолчал. А мог бы проявить если не политическую, то исполнительскую, как и требуется, волю и прямо сказать, что результат референдума - в его руках. Ибо, как сказал советник Президента В.Горбулин, премьер всю ответственность за социальные долги перед населением унаследовал от предшественника. Когда спросит Президент - осталось невыясненным, но когда надо будет - спросит. А в соответствии с постановлением ВС от 24 мая, правительство обязано еженедельно отчитываться перед парламентом за погашение задолженности по социальным выплатам, а также доложить о выполнении всей программы снятия с правительства упомянутого долга - в самом начале июня. Как припоминают замороченные конституционными проблемами депутаты - кажется, ...на то самое 4 июня и записан за премьером отчет парламенту. Правда, П.Симоненко на вопрос об этом журналиста отмахнулся: дескать, требование о наказании виновных выполнено, пока не стоит возвращаться... Ну что же, коммунистам виднее, чего ждут избиратели по части своих социальных нужд - зарплаты или наказания виновных...

Не нам строить предположения, как именно премьер Лазаренко выполнит то, за невыполнение чего «слетел» с поста премьер Марчук (хотя Президент и не этой формулировкой его уволил, проявив «исключительную душевную доброту», по мнению г-д В.Горбулина и А.Емца). Нам стоит лишь учесть, что в случае получения гражданами Украины упомянутых соцвыплат успешный конституционный референдум хоть в какой-то степени возможен, а в случае неполучения - ни в какой. Следовательно, от П.Лазаренко напрямую зависит, придется ли Президенту ждать от парламента принятия Конституции во втором чтении, или не ждать, или не принятия, а отклонения со всеми многочисленными вариантами, вытекающими из каждого расклада.

Изобилие в Украине аналитических и экспертных центров позволяет простому журналисту отказаться от искушения анализировать и прогнозировать очередные комбинации, связывающие второе чтение Конституции и референдум. Но премьеру-новичку хочется по-человечески посочувствовать. И напомнить - скорее себе, а не высокому должностному лицу, что в комплексе взятых им на себя задач выплата зарплаты является самой легкой социальной (электоральной!) проблемой. Куда сложнее будет в ходе структурной перестройки и ликвидации платежного кризиса тонко и незаметно провести перевод скрытой безработицы в открытую форму. Без чего в дальнейшем просто невозможно выплачивать все время накапливающиеся долги по зарплате, невозможно «облегчить» фонды потребления предприятий, а главное, не освободить руководителей трудовых коллективов от самих трудовых коллективов, когда будет завершена приватизация. Еще раз, лично для П.Лазаренко, повторим, что к Конституции это имеет самое прямое отношение, поскольку если к середине лета граждане вместе с зарплатой не получат хотя бы пристойное выходное пособие по увольнению их с предприятий (которые они, не будь дураки, несмотря на все невыплаты покидать «добровольно» пока все же не торопятся), с Конституцией будет плохо. Для аналитиков добавим - плохо будет как с референдумом, так и с принятием Конституции через второе чтение парламентом.

Вообще аналитикам пора переходить к сбору информации о том, какие новые виды забастовок и прочих актов проявления гражданских свобод ждут Украину накануне принятия гарантирующей эти права Конституции. Если к «челночникам», недовольным введением патентов на розничную торговлю, присоединятся граждане, которых (как уже происходит в некоторых бюджетных отраслях знания, например в Академии наук) увольняют официально, обещая выплатить выходное пособие «когда появятся деньги», - это сколько будет? А если акции пойдут не по профсоюзно-отраслевому принципу, поскольку недовольные недоучтением их поправок в проект Конституции лидеры профсоюзов могут тоже забастовать, то есть отказаться в очередной раз «организовать, возглавить и свести на нет» процесс волеизъявления подведомственного им народа? А если в июле цены на коммунальные услуги опять будут доводиться до мирового уровня, то что скажут в сентябре вернувшиеся с дачных участков (с урожаем?) домохозяйки не пенсионного, а бальзаковского, к примеру, возраста?

Короче, господа аналитики, займите ваши, слава Богу, не сокращающиеся рабочие места. И сами прикиньте: если, убоявшись референдума, парламентарии даже обрекут себя на добровольное заточение в стенах парламента (стоит ли рисковать ездить по округам в такой обстановке - как самым крутым реформаторам, так и самым крутым коммунистам), чтобы попытаться договориться по проекту Конституции во втором чтении, то каким будет качество этого проекта? Не получится ли, как, наконец, справедливо отметил В.Чорновил, дубликат Конституции 1978 года?

Избежать дублирования старой Конституции равно как и полного провала принятия новой - удастся только в случае, если прекратятся, как и бывает после «хорошей войны», попытки возобновить (под тем предлогом, что тебя, мессию, история оправдает) «огонь на поражение противника». Готовность чуть что нажимать на курок - признак не столько недоверия к противнику, сколько комплекса собственной неполноценности. Но и «конкурс» аналитических моделей при отсутствии умения реализовать хотя бы одну - тоже не признак ни политической воли, ни политического ума. Так что остается 4 июня без истерики каждому участнику доиграть свою роль, желательно как можно ближе к первоначальному тексту. И не надо бояться близящегося 8 июня, ничего особенного нет за этой чертой - все тот же длинный переходный период, все тот же тяжкий путь познания...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно