25 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

Поделиться
Прошло 25 лет со дня подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе...

Прошло 25 лет со дня подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Скрепленный в Хельсинки подписями 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады, этот исторический документ зафиксировал договоренности, на согласование которых затрачено почти два года напряженной работы.

Сам факт открытия СБСЕ уже был значительным достижением и стал возможным благодаря взаимным уступкам и компромиссам между Востоком и Западом. Активными участниками совещания являлись и западные страны, и государства Варшавского Договора. Потому и решения совещания были призваны служить прежде всего развитию диалога между Востоком и Западом с целью смягчения блокового противостояния, разрядки международной напряженности.

Стержнем Заключительного акта являлась Декларация принципов, которыми государства — участницы совещания должны были руководствоваться во взаимоотношениях. Этот «хельсинкский декалог» (в Декларацию входили десять основополагающих принципов), в сущности, был кодексом норм поведения как в межгосударственной, так и внутригосударственной сфере. В него вошли обязательства уважать и придерживаться принципов суверенного равенства, прав, присущих суверенитету, неприменения силы или угрозы силой, незыблемости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, в том числе свободы мысли, совести, религиозных убеждений, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Принятие этих принципов имело исключительное значение и сыграло важную роль в дальнейшем развитии Европы. Связав между собою отдельные элементы безопасности, авторы акта, пожалуй, впервые в международной практике проявили новаторский, всеобъемлющий подход к этим проблемам. Таким образом, вопросы прав человека переставали быть табу в отношениях между Востоком и Западом, становились законным предметом диалога.

Хельсинкский Заключительный акт содержал три группы (три «корзины») договоренностей и рекомендаций относительно развития сотрудничества в военно-политической, экономической, гуманитарной и других сферах.

Особенно важным было включение в акт «корзины» по гуманитарным и другим проблемам. Это, в сущности, означало признание вопросов демократического развития и прав человека самостоятельным человеческим измерением безопасности.

Развитие хельсинкского процесса активно содействует улучшению отношений между Востоком и Западом, а посему — укреплению мира и безопасности в Европе. Вместе с тем решительные выступления западных государств на встречах СБСЕ, посвященных защите прав человека и основных свобод, нашли живой отклик в общественно-политических кругах стран Восточной Европы, в бывшем СССР, стали важной поддержкой их в борьбе за социально-демократические преобразования. Подводя итог этого бурного времени и предвещая конец «холодной войны», саммит государств СБСЕ, собравшийся в 1990 г. в Париже, имел все основания заявить, что «отвага мужчин и женщин, сила свободы народов и могущество идей Хельсинкского Заключительного акта открыли эпоху демократии, мира и единства в Европе». Приняв Парижскую хартию для новой Европы — программу борьбы за эти идеалы, участники саммита подчеркивали: «Десять принципов Заключительного акта будут нашей путеводной звездой на пути к этому желанному будущему».

Так начался второй исторический этап в жизни идей, провозглашенных Заключительным актом СБСЕ.

Конец времен блокового противостояния и конфронтации привел к качественным изменениям в международных отношениях, постепенному утверждению в них духа настоящего партнерства, солидарности и взаимопомощи. Остро встали вопросы помощи молодым демократическим государствам в преодолении трудностей, сложных проблем, оставленных прошлым, утверждении в них процессов демократизации, обеспечении прав человека и основных свобод, содействии развитию их экономики на рыночных началах.

Чтобы адаптироваться к новым условиям и задачам, сообщество государств СБСЕ, в соответствии с решениями и Парижского, и Хельсинкского (1992) саммитов, осуществило программу перестройки своей деятельности — институционализацию СБСЕ. В частности, были созданы такие структуры, как Секретариат СБСЕ, Центр по предотвращению конфликтов, Форум по сотрудничеству в области безопасности, Бюро по вопросам демократических институтов и прав человека, институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, а со временем — институт Представителя по вопросам свободы средств массовой информации и некоторые другие. Парламенты государств-участниц создали Парламентскую ассамблею СБСЕ.

Учитывая острую потребность усиления борьбы против новых вызовов и угроз безопасности и стабильности на континенте, СБСЕ сосредоточило свои усилия на урегулировании конфликтов на Балканах и в ряде постсоветских стран. Была развернута работа по ранней профилактике и предотвращению потенциальных кризисов и конфликтов.

Для обеспечения этих направлений в государствах СБСЕ создавалась сеть его долгосрочных миссий, групп содействия и офисов. Оценивая деятельность СБСЕ, его Будапештский саммит в декабре 1994 года уже имел все основания заявить, что СБСЕ — структура безопасности, охватывающая государства от Ванкувера до Владивостока, — играет центральную роль в построении безопасного и стабильного, единого и свободного сообщества. Тогда же было принято решение о переименовании Совещания в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.

Стамбульский саммит, состоявшийся в ноябре 1999 года, оказался и впрямь этапным в жизни организации. Одобренные его участниками документы, в частности Хартия европейской безопасности, наметили стратегию сообщества ОБСЕ на конец нынешнего — начало следующего столетия. Зафиксированные в Хартии договоренности и решения стали значительным вкладом в развитие и укрепление европейской безопасности.

Хартия нацелила сообщество ОБСЕ на формирование единого и неделимого пространства безопасности, свободного от разъединительных линий и зон с разными уровнями безопасности. В соответствии с Хартией каждое государство имеет одинаковые права на безопасность, свободно в выборе ее форм, а также имеет право быть нейтральным. Безопасность каждого государства непосредственно связана с безопасностью всех других государств. В поле зрения ОБСЕ должны быть, как части единого целого, все измерения безопасности — военное, политическое, человеческое, экономическое и прочие.

Новый важный шаг сделан в обеспечении соблюдения принципов, норм и обязательств, закрепленных в Уставе ООН и документах ОБСЕ. Участники саммита заявили об общей ответственности за их соблюдение и готовность предоставлять и принимать помощь с целью улучшения их имплементации. Высказано решительное намерение усилить использование для этого инструментов и механизмов ОБСЕ.

Хартия определила ОБСЕ как одну из основных организаций в вопросах решения споров в регионе и как один из ключевых инструментов раннего предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ — широко представительская (насчитывает 55 государств-членов) и всеобъемлющая по проблематике организация для проведения консультаций, принятия решений и сотрудничества в своем регионе.

Одним из важнейших компонентов Хартии является платформа безопасности, опирающаяся на сотрудничество. Главная ее цель — усилить и развивать сотрудничество ОБСЕ с другими компетентными в области безопасности организациями, такими, как НАТО, ЕС, Совет Европы, при соответствующем участии ООН.

Хартия наметила новые шаги и мероприятия с целью создания «свободного, демократического, интегрированного пространства ОБСЕ», в частности усиления роли ОБСЕ в операциях по поддержанию мира, создания групп быстрой экспертной помощи и сотрудничества для большей эффективности превентивных функций Организации в урегулировании кризисов и конфликтов, расширения деятельности, связанной с полицией и направленной на поддержку законности и порядка, наконец, — активизации в ОБСЕ процесса политических консультаций.

Украина высоко оценивает роль ОБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества в Европе. Сразу после обретения нашим государством независимости ее правительство сделало все, чтобы как можно быстрее войти в семью государств ОБСЕ. Это произошло 30 января 1992 года. С того времени Украина как самостоятельное независимое государство — полноправный участник ОБСЕ — хранит верность Хельсинкскому Заключительному акту, Парижской хартии для новой Европы, под которыми она поставила свою подпись, оказывает содействие решению задач ОБСЕ.

О плодотворности этих усилий свидетельствует международное признание Украины как важного фактора стабильности на континенте. Становясь все большим продуцентом европейской безопасности, наше государство стремится наращивать свой взнос в миротворческую деятельность международного сообщества в Косово, в реализацию Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, прилагает усилия к повышению эффективности своей деятельности как одного из посредников в урегулировании конфликта в Приднестровье и гарантов его будущего статуса, стремится увеличить свой вклад в урегулирование конфликтов в Абхазии (Грузия) и Нагорном Карабахе (Азербайджан).

Анализ опыта и практики урегулирования конфликтов убеждает в необходимости более активных, более глубоких проработки и поиска путей решения существующих этнополитических проблем. Ведь именно они лежат во главе угла большинства современных конфликтов. Эти соображения побудили наше государство выступить с инициативой о расширении возможностей института Верховного комиссара ОБСЕ в делах национальных меньшинств, в частности дополнив его научно-исследовательским звеном, которое содействовало бы рождению новых, обогащенных наисовременнейшей научной мыслью подходов к преодолению как потенциальных, так и существующих конфликтов означенного характера. Как известно, Президент Украины Л.Д.Кучма внес на Стамбульском саммите рассматриваемое ныне в ОБСЕ предложение создать в Украине в рамках института Верховного комиссара по делам национальных меньшинств Центр этнических исследований.

Важным фактором содействия решению конфликтов призваны быть положения Хартии европейской безопасности, которые подтверждают обязательства относительно неприменения силы или угрозы силой и мирного решения споров и признания главной ответственности Совета Безопасности ООН за поддержку международного мира и безопасности, а также его решающей роли в этой сфере в нашем регионе.

Крайне важным является недопущение произвольного, выборочного подхода в вопросах принципов и норм ОБСЕ. Сегодня, как и 25 лет назад, действительно требование Хельсинкского Заключительного акта о первостепенной важности и неукоснительном соблюдении всех его десяти принципов. Нельзя допускать отставания в работе ни на одном из измерений безопасности, в том числе и экономическом. Требуют более предметного и результативного рассмотрения в рамках ОБСЕ вопросы помощи молодым независимым государствам с целью наискорейшего преодоления ими социально- экономических трудностей переходного периода, которые, как известно, содержат немало вызовов и угроз стабильности и безопасности во всем регионе.

Активное содействие молодым демократиям — членам организации во всех сферах для наискорейшего их обновления и выхода по всем параметрам на европейские стандарты, а затем приобщения их к полнокровной жизни семьи европейских государств — это и есть построение единой, демократической и процветающей Европы.

Учитывая эти убеждения, Украина стремится развивать всесторонние отношения, создает новые формы сотрудничества с ОБСЕ. Активное использование нашим государством экспертной и иной возможной помощи организации должно помогать упрочению в нашей жизни основ демократии, верховенства права, обеспечению прав человека и основных свобод, служить развитию рыночной экономики, повышению экологической безопасности.

Дальнейшая всесторонняя активизация деятельности ОБСЕ во всех измерениях безопасности будет настоящим проявлением преданности человеческим ценностям, утверждать и защищать которые призывал 25 лет тому назад Хельсинкский Заключительный акт.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме