Взрыв газа в жилом доме Днепропетровска и исполнение решения суда в Крыму, результатом которого стало применение силы со стороны правоохранительных органов, объединяет сознательное нарушение прав журналистов со стороны органов властей.
В первом случае работники МЧС и МВД оцепили квартал вокруг разрушенного дома и отказывались пропустить журналистов, ссылаясь на приказ руководства. Руководство же эмоционально заявляло, что это делается в интересах самих журналистов, чтобы с ними не случилось ничего плохого.
В Крыму районом конфликта была гора Ай-Петри, которую оцепили еще на подступах. Конечно же, для недопущения эскалации конфликта, при этом вопросы нарушения прав журналистов откровенно игнорировались.
Имеет ли право милиция или другие органы власти ограничивать передвижение журналиста во время чрезвычайного положения, стихийного бедствия, катастрофы?
Законодательство Украины так же, как и международное, дает четкий ответ: журналист, по предъявлению редакционного удостоверения или другого документа, удостоверяющего его принадлежность к средству массовой информации, может находиться в местах вооруженных конфликтов, совершения террористических актов, при ликвидации опасных преступных группировок, в местах чрезвычайных событий, в районе стихийного бедствия, катастрофы, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение.
Более того, ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствование его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительного органа. Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе. Это гарантии статьи 17 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов».
Кто будет нести ответственность, если с журналистом что-нибудь случится во время выполнения им профессиональных обязанностей в горячей точке?
Закон «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» в статье 15 устанавливает, что возмещение, обязательные выплаты и льготы в соответствии с законодательством об охране труда и социальной защите граждан в случае командировки журналистов для выполнения профессиональных заданий в места чрезвычайных событий гарантирует редакция (юридическое лицо) средства массовой информации. А в случае невозможности обеспечения установленных на такие случаи гарантий средства массовой информации не имеют права командировать работников в места чрезвычайных событий без их согласия. Если же журналист не работает в каком-нибудь одном СМИ, он самостоятельно должен позаботиться о своем обеспечении в случае несчастного случая. К журналистам приравниваются кино- и телеоператоры, режиссеры и другие работники средств массовой информации, если они по необходимости входят в состав откомандированных творческих групп.
Право на информацию является основополагающим (фундаментальным) правом каждого лица (физического, юридического, группы лиц) получать информацию, использовать и распространять ее.
«Право на информацию распространяется на любую информацию, которой располагает государственный орган. Государство должно прилагать усилия для того, чтобы предоставлять информацию вовремя и гарантировать точность и полноту информации, им предоставляемой, но также в случае, когда такой точности и полноты информации не хватает, государство обязано предоставлять общественности информацию, имеющуюся в его распоряжении» (из Рекомендации Совета Европы 2002(2) «О доступе к официальным документам»).
Журналисты наделены особыми правами для сбора информации, поскольку именно через средства массовой информации все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на оперативное получение публично распространяемой информации о деятельности государственных органов и организаций, объединений граждан и их должностных лиц, а также других сведений, необходимых для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций (статья 34 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»).