УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ ИЩУТ ЗАЩИТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ

Поделиться
Европейский суд по правам человека был основан в 1959 году в соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека для обеспечения соблюдения государствами-участницами своих обязательств...

Европейский суд по правам человека был основан в 1959 году в соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека для обеспечения соблюдения государствами-участницами своих обязательств. С недавних пор украинские граждане также получили возможность обратиться в международную инстанцию для защиты своих прав. «ЗН» (номер от 31 октября 1998 года) уже писало об особенностях работы Европейского суда по правам человека. О том, какие тенденции прослеживаются сегодня в обращениях украинских заявителей, рассказывает судья Европейского суда по правам человека, профессор Владимир БУТКЕВИЧ:

-В последнее время количество заявлений от украинских граждан несколько уменьшилось. По этому показателю мы переместились с восьмого места на десятое. Но эта закономерность, я назвал бы ее эффектом первой волны, прослеживалась во всех странах. Сначала, после присоединения государства к Конвенции по правам человека, идет активное поступление заявлений, затем, спустя 10-15 месяцев, этот поток затихает. После этого кривая, отражающая количественный показатель поступающих обращений, стабильно поднимается вверх. Она-то и является более-менее объективным отражением тенденции на ближайшие два-три года. На мой взгляд, эти три года наша страна будет стабильно удерживать пятое место по количеству заявлений от своих граждан или от иностранных граждан против Украины. По этому показателю мы войдем в первую пятерку в начале следующего года.

Практически прекращается поступление заявлений, не соответствующих временному критерию действия Конвенции. Дело в том, что многие украинские граждане, не разобравшись со временем вступления в силу Конвенции для Украины, присылали заявления о нарушении их прав и соответствующие решения национальных судов до 11 сентября 1997 года, то есть до срока, когда Конвенция по правам человека стала юридически обязывающей для Украины. Естественно, Европейский суд по правам человека не мог устанавливать нарушение Конвенции, если она еще не вступила в силу для Украины. Таких дел было немало - несколько десятков.

- Какие нарушения прав человека чаще всего становятся причиной для обращения в Европейский суд украинских граждан?

- Для украинских дел характерен высокий процент заявлений о невыплате заработной платы, пенсий и неисполнении судебных решений. Характерной является также тенденция роста количества заявлений от известных в нашей стране партийных, политических, общественных деятелей о нарушении их прав. Но, видимо, это является не столь следствием того, что именно их права притесняются больше, как результатом более глубокого ознакомления названных деятелей с положениями Конвенции по правам человека. Без ссылки на конкретные дела хочу отметить, что некоторые из таких заявлений действительно имеют реальные шансы на выигрыш. Так что эти политики пройдут еще и хорошую школу защиты прав человека. Думаю, это неплохая тенденция.

- Кстати, как продвигается дело бывшего одесского мэра Эдуарда Гурвица, который обратился в Суд относительно нарушения его прав?

- 27 апреля нынешнего года Суд рассмотрел заявление и отклонил его.

- Сколько украинских жалоб поступило в Европейский суд по правам человека и сколько из них рассмотрено?

- По состоянию на 10 мая 1999 года в Европейских суд по правам человека поступило 1132 заявления, зарегистрировано 255, признано неприемлемыми 95, из них 82 - Судом, 13 - Комиссией по правам человека. Два дела признаны приемлемыми, по пяти у государства будет запрошена дополнительная информация.

- Каков процент дел, которые могли бы иметь шанс, но отсеиваются из-за неправильного оформления, отсутствия квалифицированной адвокатской помощи?

- К сожалению, немалый. И для украинских дел это также очень характерно. Если исходить из материалов, поступающих в Европейский суд по правам человека из Украины, можно сделать вывод: или у нас нет хорошей адвокатской школы, или граждане обращаются за помощью не к тем, кто действительно знает положения Конвенции.

Если гражданин указывает статью Конвенции по правам человека, которая, по его мнению, была нарушена, то именно эта статья будет рассматриваться. В действительности часто оказывается, что нарушение касается вовсе не той статьи, о которой идет речь в обращении заявителя. Если в статье 6 речь идет о гражданских правах, обязанностях или об уголовном обвинении, то она никак не может быть нарушена в части справедливого рассмотрения политических прав, например права на свободные выборы, которое определено статьей 3 Протокола 1.

Поэтому главное, на что хотелось бы посоветовать обратить внимание перед отправкой заявления в Страсбург, - это внимательно прочесть текст Конвенции по правам человека. В юридическом документе даже знаки препинания ставятся не столько для того, чтобы читающий «перевел дыхание», сколько для того, чтобы отделить один правовой режим от другого. В таком тексте обычная запятая - это часто жесткая «пограничная полоса» между двумя правовыми режимами. Вчитайтесь в текст и вы заметите справа и слева от этой запятой, тире или точки с запятой целые «вселенные» информации! Это не только поможет лучше уяснить положения Конвенции, но и защитить свои права.

Допустим, национальный суд принял решение, в соответствии с которым газета должна выплатить определенную сумму в качестве возмещения морального ущерба, нанесенного публикацией какого-то материала. Ясно, что речь идет о статье 10 Конвенции по правам человека, об обязанности журналиста информировать общество. Если, например, газета со своей обязанностью не справляется, граждане применяют к ней «санкцию» - не покупают ее. Поэтому, когда государство наказывает газету за подачу информации, ясно, что оно применяет иного рода санкцию к газете, а заодно и к гражданам в части их права на информацию.

В принципе, такого рода вмешательство в дела СМИ допустимо, но вчитайтесь в текст Конвенции - сколько она ставит преград для государства! Прежде всего, такое вмешательство должно быть санкционировано законом. Допустим, на суде было доказано, что закон запрещает подобные публикации. Идите дальше. Было ли такого рода вмешательство «необходимо в демократическом обществе»? Если да, то было ли оно пропорционально тому вреду, который гипотетически нанесла газетная публикация? Если да, то «соответствовало ли оно законно преследуемой цели»? Каждое из этих условий довольно подробно раскрывается в решениях по конкретным делам Европейского суда по правам человека. Поэтому не стоит придумывать, что они означают.

Проанализируйте, отражала ли публикация «насущную общественную необходимость». Если на этот вопрос в национальном суде вам ответили «нет», например, потому, что тираж вашей газеты, скажем, 2000 экземпляров, не отчаивайтесь. Посмотрите, осуществлялась ли перепечатка вашей информации другими газетами, были ли на нее ссылки по радио, телевидению или каким-то иным образом. Это необходимо для определения общественной значимости публикации. И если хотя бы на один из таких вопросов у вас есть положительный ответ, вы имеете шансы выиграть дело в Европейском суде по правам человека.

Необходимые предварительные условия, от которых зависит принятие жалобы к рассмотрению.

1. Факт, определенный как нарушение прав человека со стороны государства, должен произойти после даты ратификации Конвенции этим государством.

2. Должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты. Речь идет о получении ответов судебных инстанций всех уровней, вплоть до Верховного суда, не удовлетворивших заявителя.

3. Срок, прошедший с момента получения решения последней судебной инстанции до поступления жалобы в Европейский суд по правам человека, не должен превышать шести месяцев.

4. При подаче заявления следует ссылаться на те статьи Европейской конвенции по правам человека, в которых изложены права, которые, по мнению заявителя, нарушило государство.

Если вы считаете, что ваши права, предусмотренные Конвенцией, нарушило одно из государств, ратифицировавших ее, вы также можете обратиться в Суд. К рассмотрению могут быть приняты только те жалобы, которые касаются противозаконных, по мнению заявителя, действий государственной власти (парламента, администрации, судов и т.д.). Жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций, обществ рассматриваться не будут.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме