ТРАГИЧЕСКИЙ РЕЙС «ПАМЯТИ МЕРКУРИЯ» КРЫМСКАЯ ПРОКУРАТУРА СЧИТАЕТ, ЧТО ТРАГЕДИИ В МОРЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ИЗБЕЖАТЬ…

2 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 2 февраля-9 февраля

Как сообщил заместитель прокурора Крыма Владимир Ребров, крымская прокуратура возбудила уголовное дело по факту крушения судна «Память Меркурия», выполнявшего рейс Стамбул — Евпатория, и гибели людей в Черном море...

Как сообщил заместитель прокурора Крыма Владимир Ребров, крымская прокуратура возбудила уголовное дело по факту крушения судна «Память Меркурия», выполнявшего рейс Стамбул — Евпатория, и гибели людей в Черном море. В Севастополь, после спасения людей попутными судами, выезжал прокурор Крыма Александр Доброрез. Взят под стражу капитан судна Леонид Пономаренко, прибывший на теплоходе «Виктор Лебедев» вместе с группой спасенных пассажиров и членов команды. Изъята документация в симферопольской туристической фирме «Сата», являющейся владельцем судна. Специальная следственная группа крымской прокуратуры ведет расследование обстоятельств катастрофы…

Теплоход «Память Меркурия» построен в Польше в 1965 году. По назначению является гидрографическим судном. В 1995 году выкуплено у Черноморского флота симферопольским предпринимателем Александром Степаненко для фирмы «Сата», переоборудовано для осуществления коммерческих рейсов из Крыма в Турцию, работало в основном на рейсе Стамбул — Евпатория. Приписка — Севастопольский рыбный порт. Размеры судна: длина 54 метра, ширина 10 метров, высота борта 5 метров. Валовая вместимость 770 реестровых тонн.

 

До этого трагического рейса — 26 января 2001 года судно вышло из Стамбульского порта и взяло курс на Крым — «Память Меркурия» осуществил больше 300 рейсов по этому маршруту. Капитан и команда, как и многие пассажиры, также являющиеся сотрудниками фирмы-владельца «Сата» и фирмы арендатора «Алан-тур», не только отлично знали друг друга, их связывали и дружеские отношения. Ничто не предвещало беды, однако 28 января 2001 года в 19 часов 20 минут в Государственную инспекцию портового надзора Севастопольского морского порта поступило сообщение с судна «Виктор Лебедев» (порт приписки Мариуполь) о выявлении в Черном море на расстоянии 150 километров юго-западнее Севастополя спасательного плота с судна «Память Меркурия», на котором находились 14 человек, из которых 8 были уже мертвыми.

Вскоре поступили сообщения и с других судов: теплоход «Герои Севастополя» поднял и доставил в Севастополь 23 человека с двух надувных плотов, теплоход «Омега» доставил в Ялту 3 человека с одного плота и 6 трупов из перевернутой шлюпки. Подразделения МЧС Украины в Крыму и Севастополе начали оперативный поиск и спасение людей: в районе бедствия целый день ходили галсами до 9 судов, были подняты поисково-спасательный самолет АН-24 ВМС Украины, на котором вылетел лично командующий спасательной авиацией ВМСУ генерал-майор Владимир Коваль с парашютистами-спасателями и аварийными лодками на борту, и вертолет Черноморского флота. По сведениям МЧС остается неизвестной судьба еще 14 человек, до сих пор не найден один плот, на котором должны были находиться 5 человек, о них никто ничего не знает. Среди пропавших без вести — и сын владельца фирмы «Сата» и владельца теплохода Александра Степаненко. Всего было спасено 32 человека и 14 человек обнаружено мертвыми. Почти двое суток они провели в воде при температуре 6—8 градусов, без пищи и воды. Теплая одежда осталась на борту, впрочем, она была бесполезной, даже всю обувь, которая сразу же промокла и лишь тянула на дно, они выбросили за борт, на ноги надели пластиковые пакеты. Шлюпки захлестывало волнами, и все время приходилось вычерпывать из них воду. Почти у всех соленая морская вода разъела кожу, начались дерматиты, все пострадали от переохлаждения. Сколько всего людей было на борту, до сих пор не выяснено. По первым данным МЧС их насчитывалось 51 человек, потом стали поступать уточнения: по данным МЧС — 52 человека, по данным УНИАН — 54 человека, и это, видимо, один из главных вопросов, которые предстоит выяснить следствию, поскольку на борту «Памяти Меркурия», по некоторым сведениям, были незарегистрированные пассажиры.

Как сообщил заместитель прокурора Крыма Владимир Ребров, первые данные следствия говорят о том, что причиной трагедии в море стала перегрузка судна тюками и баулами с товарами «челноков», неправильное закрепление груза. По некоторым сведениям, превышение максимально возможного груза на теплоходе составляло до 70 тонн. В результате шторма незакрепленный груз сместился на правый борт, судно дало сильный крен, зачерпнуло воды и всего за 9 минут ушло на дно. Случилось это 26 января в 18 часов 52 минуты. Два дня морской порт и фирма-владелец судна не сообщали о неприбытии «Памяти Меркурия» в порт назначения в назначенное время. Это второе за последние 40 лет после катастрофы «Новороссийска» крупное крушение морского судна с множеством человеческих жертв. Команда даже не успела подать сигнал SOS, радист, высадившийся в шлюпку, все время держал в руках включенным маяк космической системы спасения КОСПАС-САПСАТ, однако подтверждения о том, что его сигнал кто-либо принял, еще нет.

Кто знаком с практикой «челночества» — особого вида туризма, известного в мире как «шоп-туры», но на постсоветском пространстве ставшего профессией многих людей, тот может понять, что этот один из 300 коммерческих рейсов был ОБЫЧНЫМ для «Памяти Меркурия» и обычным для сотен тысяч рейсов других теплоходов, так же как и для самолетов, и для автомобилей, и для автобусов! Они ВСЕГДА перегружены товаром, всегда перегружены людьми, на них всегда нарушается техника безопасности. В рекламных проспектах многих турфирм часто оговаривается нелепость: «количество груза не ограничивается». Кроме того, специалисты утверждают, что судно должно было идти вдоль западного побережья, однако капитан направил его поперек Черного моря, ближайшим маршрутом. И можно лишь посочувствовать капитану теплохода Леониду Пономаренко, который знает, что 300 раз эти нарушения прошли безнаказанно, и вот — этот роковой рейс. А систематические нарушения, как правило, заканчиваются страшной трагедией. Теперь капитану угрожает лишение свободы до 15 лет по статье 77 (часть 1) Уголовного кодекса Украины — за нарушение безопасности движения, повлекшее человеческие жертвы.

Поэтому, как считают в Симферопольской прокуратуре, катастрофы в Черном море могло и не быть. В связи с этим задержаны рейсы других теплоходов из Турции в Украину, ведется проверка документации практически всего «челночного» транспорта. По мнению юристов, сказалось также отсутствие в Крыму организованной государственной спасательной службы, Морского спасательно-координационного центра в Севастополе, принадлежность гидрографической службы и ее оборудования не украинским службам, а Черноморскому флоту и многие другие причины. Судно также не было застраховано, о страховании пассажиров и груза пока данных нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • NERO NERO 28 липня, 13:13 В 1983 году я был на этом судне,работали мы тогда в Средиземном море,много мы миль тогда прошли,вышли из Балтийска и черз все проливы к гибралтарскому в Средиземное,везде проводили БТГ,даже во время штормов,ложилось судно даже на крен выше 45 градусов но всё вынесло,пол года мы так прошли,а затем вернулись в Севастополь но уже в Чёрном море нас изрядно потрепало,чудом остался в живых,жаль конечно людей которые в темноте и холоде боролись за свою жизнь и погибли,нередко я себе представлял крушение этого судна и что делать в таких случаях,оно уже тогда было старое но из кап ремонта который сделали в Польше.Я тогда служил 80-83 г,но направлен был в командировку потому что командование было военным и считалось разведкой,ну а состав уже гражданский,как никак гидрография. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно