С ГЛАЗ ДОЛОЙ — ИЗ СЕРДЦА ВОН ДЕСЯТКАМ ТЫСЯЧ УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ УГРОЖАЕТ СПИСАНИЕ С ИНОСТРАННЫХ СУДОВ

21 декабря, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 21 декабря-28 декабря

Когда знакомишься с избранными местами из переписки ведомств некоторых держав, трудно отделаться...

Всего на иностранных судах могут потерять работу 
 50 тысяч наших моряков из числа командного состава. Что ожидает их семьи, украинских чиновников не волнует
Всего на иностранных судах могут потерять работу 50 тысяч наших моряков из числа командного состава. Что ожидает их семьи, украинских чиновников не волнует

Когда знакомишься с избранными местами из переписки ведомств некоторых держав, трудно отделаться от ощущения безысходности — интересы граждан одного государства тщетно пытаются защитить организации и ведомства другого. Потому как чиновничество первого, усиленно демонстрируя понимание и как бы даже солидаризируясь с усилиями иностранных партнеров, на самом деле тихо саботирует и отворачивается от предлагаемой помощи…

Документальным свидетельством того, как это выглядит в реальности, может послужить предпоследнее из официальных писем в адрес Минтранса Украины из Королевства Нидерланды. Направила его в стольный град Киев 11 октября с.г. министр транспорта Нидерландов г-жа Т.Нетеленбос. Заверив своего украинского коллегу г-на В.Пустовойтенко в совершеннейшем почтении, Т.Нетеленбос просит его обратить внимание на следующее обстоятельство: «10 апреля 2001 г. генеральный директор торгового транспорта моего министерства отослал Вашему заместителю министра письмо с приглашением принять участие в подписании соглашения между двумя нашими странами по вопросу признания дипломов моряков в рамках пересмотренной Конвенции ПДНВ-95 («Международная конвенция по вопросам подготовки и дипломирования моряков и несения вахты». — Ред.). Я хотела бы выразить мое глубокое беспокойство по поводу задержки с подписанием этого двустороннего соглашения. К настоящему времени (11 октября 2001 г.) Нидерландами не было получено никакого официального ответа от Ваших полномочных представителей…».

О чем же полгода печется и выражает беспокойство г-жа министр из благополучного Королевства Нидерланды? Оказывается, не только о процветании голландского флота, но также о судьбах 593 наших соотечественников — украинских матросов и офицеров торгового флота, сначала оказавшихся вследствие тихой приватизации отечественного флота на голландских судах, а затем прочно позабытых. С 1 февраля 2002 г. им угрожает реальная опасность пополнить ряды безработных в силу безответственного отношения отечественных чиновников. А заодно по причине игнорирования последними требований ИМО, влиятельной Международной морской организации, принявшей упомянутую в письме Конвенцию ПДНВ 78/95 о «белом списке» морских держав. В 1995 году был установлен предельный срок заключения двусторонних соглашений между странами «белого списка» о взаимном признании дипломов морских специалистов. Г-жа Т.Нетеленбос разъясняет ситуацию так: «Нидерланды как член ЕС ограничены европейским законодательством. Это значит, что необходимо представить подписанный договор в Европейскую комиссию для подтверждения не позже 31 октября 2001 г.», а «если договор не будет подписан вовремя, голландские судовладельцы не смогут более нанимать украинских моряков на свои суда после 1 февраля 2002 г… По моему мнению, в интересах обеих стран не допускать подобной ситуации».

Ответ из Киева в Амстердам не поступил. Наши моряки, работающие на судах под флагом Королевства Нидерланды, в отчаянии. Обращаются к председателю Федерации морских профессиональных союзов Украины Николаю Барскому: помогите, не допустите фатального срыва сроков подписания договора о взаимном признании морских дипломов! Кстати, параллельно с ноябрьским письмом-запросом председателя федерации Н.Барского направляет свое обращение в адрес руководства Минтранса Украины Королевская ассоциация судовладельцев Нидерландов (КАСН). В обоих документах вновь подчеркивается срочность и важность подписания «двустороннего соглашения между Украиной и Нидерландами». Голландские судовладельцы, указывается в обращении КАСН, «считают, что вклад украинских моряков, который имеет огромное значение, может быть продолжен после 31 января 2002 г.». Напоминается, что «процедура подтверждения иностранного диплома занимает большое количество времени и требует значительных денежных затрат», поэтому «совершенно необходимо заключить соглашение в кратчайший срок».

«Ну а что в ответ Минтранс Украины и его департамент морского и речного транспорта?» — поинтересовался автор этих строк у лидера Федерации профсоюзов моряков Н.Барского. «По нашим сведениям, в Минтрансе в течение октября—ноября продолжали рассматривать обращения голландцев. А ответ из ведомства и до сегодня, 15 декабря, не поступил, — замечает он. — И это, между прочим, касается не только обращений по поводу сохранения свыше полутысячи рабочих мест наших моряков в Нидерландах. Всего на судах иностранных государств могут утратить высокооплачиваемую работу около 50 тысяч украинских моряков из числа командного состава. Подписаны-то двусторонние договора о взаимном признании морских дипломов состоянием на первую декаду декабря лишь с Кипром, Багамскими островами, Германией, Антигуа и Барбуда, Польшей и Либерией. С десятками других морских государств, под флагами которых продолжают работать наши специалисты, таких договоров до сих пор нет. Нетрудно предугадать, какая судьба ожидает моряков и их семьи в случае списания на берег «по несоответствию документов».

Как отмечает президент Ассоциации капитанов Одессы Анатолий Лапин, «в этом примере, как в зеркале, отражается отношение не только к офицерам торгового флота, но и к зарубежным учреждениям и организациям, проявляющим иногда удивительное участие в судьбах моряков, несравнимое с отношением наших чиновников. Ассоциация капитанов и Ассоциация менеджеров крюинговых агентств Украины уже охрипли, пытаясь докричаться, предупредить руководство отрасли о грозящем бедствии. Я сам 10 октября отправил обращение об этом в Минтранс. Но что проку? Такое впечатление, будто перед нами стена непробиваемая или штаб отрасли переполнен совершенно профнепригодными чиновниками».

Весьма беспокоят капитана дальнего плавания А.Лапина, являющегося компетентным лицом ИМО от Украины, и сведения о том, что некоторые страны, например Панама, уже официально объявили: с 1 октября этого года прекращен прием морских дипломов на взаимное подтверждение. А ведь под «удобным» флагом Панамы, а также ряда островных государств зарегистрированы тысячи судов, на которые в последние годы вынуждены наниматься десятки тысяч украинских моряков из-за утраты национального торгового флота.

Получается абсурдная ситуация: при отлаженной эффективной системе морского образования и дипломирования наши специалисты-«подфлажники», особенно командирские кадры, могут остаться за бортом судов под «удобным» флагом просто из-за чьей-то недопустимой нерасторопности, преступного безразличия либо недостаточной компетентности. А ведь, согласно требованиям Конвенции ПДНВ 78/95, странам «белого списка», в том числе Украине, надлежало давно утвердить и выдавать командирские дипломы, а также их подтверждения единого стандарта. Между тем из Минтранса в адрес капитанов морских портов лишь совсем недавно разослали указания, как должны выглядеть новый диплом и его подтверждение. А вплоть до сентября текущего года капитаны портов вынуждены были выдавать подтверждения к морским дипломам устаревшего образца. Излишне говорить, чем это может аукнуться для их владельцев в ближайшие недели…

Примечательно, что буквально в конце ноября кое-кто из управленцев Минтранса Украины предлагал представителям ряда морских делегаций прямо в кулуарах очередной ассамблеи ИМО в Лондоне решить горящий «договорной» вопрос. О результативности «тушения пожара» таким образом уже упоминалось.

Иным ярким штрихом к стилю управления штаба отрасли можно считать недавнее указание президенту разоренного ГСК ЧМП уволить большинство сотрудников управления, упустив из виду выплату многомесячной задолженности по зарплате. Последствия таких решений и действий в общем-то нетрудно было спрогнозировать: канцелярии одесских судов пополнили новые иски о принудительном погашении задолженности. Впрочем, в Минтрансе предприняли ряд превентивных мер. К примеру, добились решения Одесского хозяйственного суда об установлении моратория на продажу с аукционных торгов ранее арестованного за долги многомиллионного имущества Черноморского пароходства. Затем ГСК ЧМП было объявлено банкротом, вследствие чего «заморожено» принудительное погашение долгов морякам на общую сумму 4,5 млн. грн. Спокойный уход пароходства в небытие нарушила в ноябре с.г. юридическая служба упоминаемой Федерации профсоюзов. Юрист федерации Ирина Коврижных обнаружила, в частности, ряд нарушений судейскими чиновниками закона Украины «О банкротстве», которые практически делали невозможным осуществление моряками и береговыми работниками ГСК ЧМП их конституционного права на исполнение решений судов, постановленных именем государства Украина. «Впрочем, — говорит И.Коврижных, — в течение четырех лет борьбы за исполнение решений судов о взыскании с ГСК ЧМП задолженности по зарплате морякам мы перестали удивляться тому, что некоторыми органами прокуратуры, исполнительной и судебной власти неоднократно предпринимались попытки заблокировать выплату зарплат и социальных выплат по решениям судов. В то время как имущество пароходства «уплывало» на сторону». Многие незаконные решения и действия были обжалованы профсоюзной федерацией в высших судебных инстанциях и Генпрокуратуре Украины. И ряд фактов не остался незамеченным. Уже второй месяц группа сотрудников СБУ, Генпрокуратуры, МВД и Минфина Украины проводит проверку законности отчуждения многомиллионного имущества структур ГСК ЧМП. По некоторым фактам, признал во время недавнего визита в Одессу глава Минтранса, Генпрокуратура возбудила уголовное дело. «Это подтверждает правильность отстаиваемой Федерацией профсоюзов позиции, — говорит И.Коврижных, — что не было и нет весомых причин для отсрочек принудительного взыскания трехгодичной задолженности по зарплате тысячам моряков. И последние заявления руководства Минтранса по этому поводу обнадеживают».

Ну а до февраля 2002-го, о котором не единожды напоминали голландцы и прочие судовладельцы, рукой подать. И для многих наших моряков-«подфлажников» он может стать последним месяцем их морского стажа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно