Пять гривен на рассмотрение дела. Самое дешевое в мире хозяйственное правосудие дорого обходится гражданам

24 апреля, 2009, 16:29 Распечатать

Согласно Закону «О Государственном бюджете Украины», на деятельность отечественной судебной системы выделено средств ровно в пять раз меньше, чем необходимо...

Согласно Закону «О Государственном бюджете Украины», на деятельность отечественной судебной системы выделено средств ровно в пять раз меньше, чем необходимо. Вследствие этого в среднем на рассмотрение одного дела в суде сегодня можно израсходовать 4 грн. 67 коп.
Хотя стоимость только почтового отправления судебных повесток для сторон стоит дороже. По расчетам Государственной судебной администрации, потребность в средствах судебной системы в 2009 году на финансирование текущих расходов составляет 5931,9 млн. грн., а капитальных — 3131,4 млн. грн. Эта информация размещена на официальном сайте пресс-службы Высшего хозяйственного суда Украины.

Может ли быть при таких условиях, хотя бы теоретически, справедливым, непредубежденным и своевременным наше правосудие? Что думают по этому поводу специалисты?

Председатель Государственной судебной администрации Украины Иван Балаклицкий: «Ситуация в судебной системе катастрофическая. В процессе разработки проекта закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» Министерство финансов совместно с Государственной судебной администрацией поддержало цифру финансирования судебной системы на текущий год в размере 3 млрд. 500 млн. грн. Но в документе, принятом парламентом, ассигнование из госбюджета на финансирование судов определили в размере 1 млрд. 960 млн. грн. При этом 97,6% — средства на заработную плату, пожизненное содержание судей и коммунальные затраты, но последние не полностью покрываются, и только 2,5% составляют деньги на обеспечение судопроизводства. При таком финансировании суды остановят свою деятельность. В ГСА уже поступают письма о том, что средств на осуществление правосудия нет. Откровенно говоря, были даже случаи, когда судьи просили «хоть какую-то» сумму, чтобы обеспечить конвертами рассмотрение конкретного дела.

Шестого февраля на заседании Совета судей Украины ГСА проинформировала о сложившейся ситуации. В свою очередь Совет судей одобрил решение, в котором четко сформулировал свое несогласие с соответствующими статьями нынешнего бюджета. ГСА отправила также соответствующие письма на имя премьер-министра Украины и провела встречу с первым вице-премьером Александром Турчиновым. В результате правительство обязало Министерство финансов обеспечить надлежащее финансирование судебной системы».

Своего непосредственного руководителя компетентно и детально дополняет зампред ГСА Александр Лощихин (заслуженный экономист, финансовый «куратор» судов): «В соответствии с положениями Закона Украины «О судоустройстве Украины», Бюджетным кодексом и другими нормативными актами Государственная судебная администрация разработала бюджетный запрос на 2009 год. Он включает в себя 12 бюджетных программ. Ни одна из них не была профинансирована в достаточном объеме.

Кроме того, не может оставаться нерешенной проблема финансового обеспечения перерасчета оплаты труда судьям местных и апелляционных судов, возникшая в связи с принятием судебных решений в административном деле по иску В.Нимченко относительно введения в действие постановления Кабинета министров от 03.09.2005 №865 не с 1 января 2006 года, а с 1 июня 2005 года. Для осуществления указанного перерасчета ГСА должна дополнительно предусмотреть в проекте бюджета на эту потребность 636,7 млн. грн. Перерасчету подлежат ежемесячное денежное (пожизненное) содержание судей и выходное пособие, общая сумма которых составляет 136,5 млн. грн.

Перерасчету также подлежит заработная плата судей в связи со вступлением в силу постановления Печерского районного суда г. Киева по иску Одынака о признании противоправным и об упразднении пункта 4—1 постановления Кабинета министров от 03.09.2005 №865 «Об оплате труда судей». Для этого перерасчета в проекте бюджета дополнительно необходимо было предусмотреть 668,3 млн. грн. Средства для осуществления указанных выплат также были включены в расчет потребности на 2009 год.

В случае невыплаты этих сумм фактически всех работающих судей и судей в отставке можно отнести к числу потенциальных истцов в судебных делах и обращениях в Европейский суд по правам человека с результатами, уже определенными в решении Европейского суда по правам человека в деле по иску Зубка и других против Украины.

То есть общая потребность в финансовых ресурсах, которую необходимо было обязательно предусмотреть в госбюджете на 2009 год, составляет 10504,8 млн. грн. В предложенном бюджетном запросе особое внимание уделено также бюджетной программе «Обеспечение судей надлежащими помещениями».

Фактически же из госбюджета профинансировано за минувшие годы только 5,5% общей суммы. Как свидетельствует статистика, недофинансирование в несколько десятков раз превышало сумму финансирования. И сегодня оно (финансирование) практически «нулевое». К величайшему сожалению, подчеркнул А.Лощихин, нам не удалось защитить сполна бюджетный запрос ни на 2009 год, ни в минувшие годы...»

Пресс-служба ВХСУ напоминает, что еще год назад в своем заявлении по этому поводу, которое называлось «Кому нужен посредник между судами и государством?», акцентировала внимание судебного общества на следующем: «Высший хозяйственный суд Украины на основании изучения состояния организационного, материального и финансового обеспечения хозяйственных судов органами Государственной судебной администрации считает ее деятельность неэффективной, а дальнейшее ее функционирование нецелесообразным».

Этот жесткий и бескомпромиссный вывод о работе специальной государственной структуры — ГСА Украины, созданной пять лет назад для организационного и финансового обеспечения функционирования отечественных судов, поступил в правительство из Высшего хозяйственного суда Украины еще в начале года.

Как заявляют представители судейского корпуса, созданием судебной администрации в годы правления Леонида Кучмы был затронут прежде всего основный конституционный принцип — обеспечение государством независимости судебной системы от других ветвей власти, как это предусмотрено статьей 6 Конституции Украины о распределении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Но к абсурдному, возмутительному нонсенсу все почему-то привыкли.

«Более пяти лет ГСА Украины как центральный исполнительный орган со специальным статусом выполняет, в сущности, роль посредника между государством и судебной системой, — комментирует ситуацию председатель Высшего хозяйственного суда Украины Сергей Демченко. — Это абсолютно неправомерно. Возложение функций организационного и финансового обеспечения работы судов на орган исполнительной власти ставит суды в непосредственную зависимость от исполнительных органов и является грубым нарушением Конституции. Это является также очевидным нарушением демократических принципов, соблюдением которых занимаются международные организации, прежде всего Совет Европы».

Конкретные факты, изложенные в указанном письме ВХСУ в правительство, свидетельствуют: за годы деятельности Государственной судебной администрации остались нерешенными приоритетные вопросы финансового и материального обеспечения судов. Резко уменьшилось финансирование судов, в частности хозяйственных, в том числе на потребности капитального строительства и ремонта.

Значительно ухудшилось состояние с выплатой заработной платы, обеспечением социальных гарантий судьям и другим работникам судов. По официальными данным самой ГСА, на содержание отечественных судов в 2009 году намечено выделить только 22 процента средств от потребности! Такой беспрецедентно тревожной ситуации судебная система Украины еще не знала.

Остались нерешенными и другие приоритетные для судов вопросы: обеспечение судов помещениями, оздоровление судей. Из года в год суживается содержание и объем гарантий независимости судей.

Как показывает практика, деятельность органов Государственной судебной администрации не только не содействует повышению уровня правосудия, но и, через перебирание на себя функций судейского самоуправления и руководства судами, существенным образом ухудшает условия работы судов.

Кроме этого, подчеркивалось в заявлении, чрезвычайно затратное содержание Государственной судебной администрации Украины обошлось гражданам за это время в 200 млн. грн. бюджетных средств. Которые, конечно же, с большей пользой можно было бы использовать на судебную систему — хотя бы на те же помещения судов...

В конце февраля этого года на пленуме ВХСУ принято специальное постановление о конституционном представлении в Конституционный суд Украины относительно официального разъяснения отдельных положений Конституции — в связи с существующей практикой организационно-финансового обеспечения Государственной судебной администрацией Украины деятельности судов общей юрисдикции, в том числе местных и апелляционных хозяйственных, которая осуществляется в соответствии с законом Украины «О судоустройстве Украины» и Положением о Государственной судебной администрации Украины (как центральным органом исполнительной власти).

Эта проблема возникла с момента создания ГСА, поскольку упомянутый Закон предусматривает относительно этого смешанную систему, «поделив» осуществление указанной функции между судебной и исполнительной ветвями власти. Такой порядок противоречит Конституции, а, кроме этого, в вопросах организационного обеспечения деятельности судов ставит аппараты и судей местных и апелляционных судов в полную зависимость от ГСА Украины. Попытки исполнительной власти укрепить свое влияние на судебную власть продолжаются и в нынешних условиях — опять же путем дальнейшего расширения полномочий ГСА, что является абсолютно противоправным.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно