Путь домой

Поделиться
Насколько людям свойственно ошибаться, я отчетливо осознал после того, как пару лет назад купил билет на рейс одной небольшой авиакомпании до Запорожья...

Насколько людям свойственно ошибаться, я отчетливо осознал после того, как пару лет назад купил билет на рейс одной небольшой авиакомпании до Запорожья. Из-за снегопада нас не приняли ни Запорожье, ни Днепропетровск, и в итоге мы оказались в Донецке. Поскольку моя встреча в Запорожье сорвалась, а вылет обратно в Киев откладывался, неизбежно встал вопрос о питании и прочих благах цивилизации, положенных мне согласно Варшавской конвенции и «Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа». От авиаперевозчика они оказались для меня так же недоступны, как и аэропорт в Запорожье.

И уж совсем стало занятно после диалога с молодым, но мрачным представителем авиакомпании:

— Как насчет гостиницы?

— Да вы что? Компенсации обойдутся нам дороже, чем стоимость вашего билета.

— Деньги за билет до Запорожья вернете?

— Как?! Мы же вас практически довезли…

Как партнер крупной юридической фирмы, летаю очень много, в первую очередь по работе — минимум два-три раза в месяц. Как-то отправляясь из Симферополя вечером в День независимости, я оказался в числе людей, ставших жертвами овербукинга (билетов продали больше, чем посадочных мест). И все «счастливчики» безуспешно пытались вылететь в столицу, поскольку других рейсов в этот день просто не было.

Судиться ни в одном, ни в другом случае я не стал: сумма была незначительной, тратить силы, время и нервы ради этих денег не хотелось, хотя вполне можно было. Единственное, что сделал, — настоятельно рекомендовал всем знакомым не пользоваться услугами этих компаний.

Для сравнения: в цивилизованном мире подобные вопросы решаются настолько быстро и качественно, что желания судиться просто не возникает. Так, однажды овербукинг у меня случился в Амстердаме с KLM. Авиакомпания, у которой самолеты отправлялись один за другим, в считанные минуты перерегистрировала мне билет на другой рейс, а задержку в два часа компенсировала купоном на 50 евро в бар аэропорта. В другой раз из-за погодных условий задержался мой рейс из Генуи в Киев транзитом через Мюнхен. Стыковка была короткой, и на самолет в Мюнхене я не успел. У стойки Люфтганзы провел максимум полторы минуты. За это время оператор оформил мне новый билет на следующий день, выдал талон на бесплатное поселение в гостиницу, питание и возле выхода из аэропорта нас ожидал автобус, который каждые 15 минут развозил людей по отелям. Система отлажена до автоматизма!

Поскольку до ЕС и США нам еще далеко (хотя законопроект Фельдмана, предусматривающий дополнительные компенсации для пассажира, помимо прямых убытков, уже правильный шаг в этом направлении), нашим гражданам еще предстоит научиться «качать права». Особенно, когда пришла беда, откуда не ждали: вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьяллайекуль превратил вылет для миллионов пассажиров в едва ли не самый печальный день в их жизни.

Следует помнить, что, в случае задержки рейса даже на одну минуту, вы вправе сдать билет и получить за него полную сумму — и тариф, и все сборы. Теоретически законодательством (ст. 922 Гражданского кодекса) предусмотрен штраф для перевозчика за задержку рейса, но поскольку его сумма нигде не указана, то рассчитывать на него не стоит. Аналогично ни огромный материальный ущерб, ни тем более большой моральный ущерб авиакомпания вам не возместит. Ответственность авиаперевозчика ограничена, и он всегда будет искать лазейку, чтобы объяснить, почему рейс не состоялся вовремя.

Также следует помнить, что перевозчик не обязан везти вас заявленным типом самолета. Вместо «Боинга» вполне могут подать «Як», в некоторых ситуациях придется смириться даже, например, с перевозкой автобусом. Хотя авиакомпания, согласно требованиям конвенций, обязана принять все меры, чтобы не травмировать пассажиров своим «сервисом».

В еще менее выгодном положении оказываются туристы, у которых на руках только турпутевка. Поскольку договора перевозки с авиакомпанией они не заключали, то все претензии переадресовываются турагентству. Вот тут для многих и наступает момент истины, когда они углубляются в чтение своих договоров, ведь львиная доля граждан подписывает их, не читая. Зачастую оказывается, что ответственность туроператора ограничена или вовсе не предусмотрена. Практически во всех договорах есть оговорка, в соответствии с которой в случае задержки вылета деньги возвращаются турфирмой «за вычетом понесенных затрат». И не исключено, что они выльются в те самые 100% стоимости.

В данной ситуации нужно педантично фиксировать все нарушения: получить отметку о задержке вылета рейса, составить акты о непредоставлении питания, гостиницы и т.п. В идеале подписать их у представителя турфирмы, авиакомпании или аэропорта. Если не получится, то у остальных пассажиров (с указанием их фамилий и адресов). Собрать все чеки из гостиницы, ресторана, зафиксировать факт отказа предоставить комнату матери и ребенку — и в суд. При этом желательно также регулярно названивать туроператору, чтобы распечаткой звонков подтвердить бездействие турфирмы.

Все вышеописанное позволяет сделать несколько практических выводов. Во-первых, надо не стесняться ставить вопрос перед туркомпанией о равномерном распределении рисков в договоре. Откажут в изменении стандартной формы контракта — идите в другую фирму. Не стоит надеяться на авось — или вулкан может опять проснуться, или найдется еще сотня форс-мажоров.

Во-вторых, лучше обращаться в проверенные авиа- и туристические компании, с представителями которых можно, по крайней мере, разговаривать. Да, их услуги, как правило, дороже именно потому, что в стоимость включены такие риски.

В-третьих, застраховаться на случай таких форс-мажоров — ряд страховых компаний оказывают подобные услуги.

Ну и еще — путешествие без «запасных» денег — привилегия молодости и, если хотите, неразумности. Если нет денег на случай форс-мажора (скажем, за свой счет вернуться поездами и автобусами при отмене авиарейсов или несколько дней жить и питаться в пункте вылета), езжайте лучше на рыбалку за город.

P.S. Авиакомпания, которой я летел из Симферополя, находится «при смерти». Ведь наказать можно не только судами, но и плохими отзывами. Как известно, о хорошем опыте человек расскажет трижды, а о плохом — минимум раз десять.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме