Предыдущие ПДД были приняты Кабинетом министров Украины еще в 1993 году. С тех пор в них девять раз вносились различные изменения и дополнения, было принято два десятка нормативных актов, которые имеют непосредственное отношение к безопасности дорожного движения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ГУ ГАИ МВД Украины стало инициировать пересмотр ныне действующих ПДД. 10 октября Кабмин принял постановление №1306 «О Правилах дорожного движения», которые начнут действовать с 1 января 2002 года.
Авторы новой редакции ПДД объяснили наконец гражданам, что означают термины: автобус, автомагистраль, грузовой и легковой автомобили, велосипедная и пешеходная дорожки, владелец транспортного средства, мост, микроавтобус. Но, пожалуй, особый интерес или, возможно, недоумение даже у бывалых автомобилистов вызовут изменение понятий «остановка», «стоянка» и «обгон». Так, остановкой теперь будет считаться прекращение движения транспортного средства менее чем на 5 минут, необходимых для посадки-высадки пассажиров или загрузки машины. Стоянкой же называют «состояние спокойствия» автомобиля дольше 5 минут, если причины не имеют отношения к загрузке транспортного средства. А вот обгон — это опережение автомобилей только посредством выезда на встречную полосу. Похоже, надо будет семь раз отмерить, прежде чем рискнуть обогнать по правилам.
Также Правила запрещают водителю держать в руке «средства связи». Для разговора по мобильному телефону необходимо будет остановиться, использовать комплект hands-free либо телефон с громкой связью. Правда, как сообщил заместитель начальника Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Зеновий Дерех, до сих пор в Украине нет никаких статистических данных, доказывающих, что использование мобильного телефона за рулем транспортного средства влечет за собой ДТП или усыпляет бдительность водителя. Данная норма просто позаимствована из ПДД других стран. К примеру, на территории России за рулем запрещено пользоваться «мобилками» с апреля нынешнего года. Подобные требования существуют в странах Европейского союза и ряде стран Юго-Восточной Азии. Вместе с тем в виде наказания за несоблюдение этого пункта новыми ПДД предусмотрено только устное предупреждение, так что штрафы с водителей взиматься все равно не будут.
Правила также обязывают водителя транспортного средства иметь при себе договор обязательного страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, «если такое соглашение заключено». Выходит: кто не заключил, тот никому и ничего не должен.
Права водителей и автовладельцев дополнены пунктами, которые разрешают требовать у дорожного инспектора предъявить удостоверение личности, оспаривать незаконные действия работника милиции в суде, а также нарушать законодательство (в том числе и Правила дорожного движения) в случае силового давления на водителя или если иным способом невозможно избежать гибели и увечий людей. Кроме всего прочего, владелец автомобиля может рассчитывать на компенсацию затрат, причиной которых стало использование его транспортного средства работниками милиции или здравоохранения. К тому же, он может требовать компенсировать убытки, нанесенные неудовлетворительным состоянием дорог. Правда, в ГУ ГАИ МВД Украины не смогли описать процедуру, которая должна предшествовать «выбиванию» у милиции этой самой компенсации.
Что касается пешеходов, то на нерегулируемых пешеходных переходах им предоставлено право переходить проезжую часть по всей ее ширине, не останавливаясь и не пропуская транспортные средства. Одновременно для них вводится наказание за неожиданное появление на пешеходном переходе. Правда, что именно будет расцениваться, как «неожиданное появление», работники ГАИ пока затрудняются объяснить.
Велосипедистов обяжут оснастить свои транспортные средства звуковыми сигналами, а водителям мопедов с января будет запрещено буксировать разного рода прицепы. Инвалидам же предоставлено право двигаться на своих транспортных средствах даже в пешеходных зонах.
Внесены поправки и к названиям некоторых дорожных знаков. Вскоре можно будет встретить новый знак — «Опасность», который будет использоваться в случаях ДТП, сигнализируя об этом остальным участникам дорожного движения.