АЛКОГОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЕРИЛО

Поделиться
Может ли количество опорожненных стаканов служить надежным показателем экономического благосостояния страны?..

Может ли количество опорожненных стаканов служить надежным показателем экономического благосостояния страны?

Для стран, в которых не существует социальных или религиозных запретов на выпивку, потребление алкоголя может быть достаточно надежным критерием состояния экономики. В годы подъема доходы населения возрастают и люди покупают больше спиртных напитков. А когда экономика находится в стадии рецессии или даже спада, рачительные покупатели безжалостно сокращают эту статью расходов. Эту закономерность позволили выявить исследования, результаты которых приведены в справочнике «Тенденции потребления алкоголя» выпуска 1994 года.

В двух максимально рыночно ориентированных странах - Соединенных Штатах и Мексике - потребление алкоголя очень тесно связано с колебаниями показателя валового национального продукта, приходящегося на душу населения. Причем потребление алкоголя определялось в литрах чистого спирта на душу населения, а не в литрах вина или пива.

Конечно же, любая зависимость между потреблением алкоголя и состоянием экономики может и не быть достоверной, считают экономисты. Но все равно очень интересно проследить закономерности изменения этих показателей.

Количество выпивки на человека в Мексике постоянно возрастало до 1984 года, а в следующем году сократилось. Показатель ВНП на человека в 1986 году упал на 9%. Совпадение? Решайте сами. Сейчас, после драматического падения песо в декабре прошлого года, можно было бы также ожидать уменьшения трат на выпивку, однако последних данных по этому показателю еще нет.

«Похоже, что количество выпивки в Мексике меняется с достаточно постоянной цикличностью», - говорит Эверет Эрлич, помощник секретаря по экономике и статистике Министерства торговли Мексики.

В Японии постоянный экономический рост соотносится с повышением потребления алкоголя, хотя изменения обоих этих показателей не так уж значительны.

«Бурно развивающаяся экономика Японии сделала многих людей намного богаче, - говорит Эверет Эрлич о великом экономическом буме в конце 1980-х. - За период изобилия у японцев появлялась тенденция перепотреблять скорее услуги, чем товары, так как у них очень мало места, где бы они могли хранить избыточные запасы». Если определенная зависимость действительно существует, то при наступившей рецессии в Японии выпивка должна сократиться.

Иными словами, для этих двух стран увеличение этой статьи расходов служит наглядным знаком экономических перемен. Возможно, наравне с потреблением сигарет и шоколадного мороженого, уровень потребления алкоголя может служить заменителем потребительского индекса.

В Соединенных Штатах эта закономерность выражена не так явно, возможно, из-за того, что американцы больше следят за своим здоровьем. До рецессии 1981-1982 годов количество выпивки неуклонно возрастало, но затем упало, и с тех пор продолжает сокращаться. Лишь в 1989 году наблюдался кратковременный подъем, после которого в 1993 году последовало еще более резкое падение. Поэтому Мартин Бэйли, член экономического совета, достаточно скептически относится к идее использовать алкогольный показатель для оценки благосостояния населения.

В других странах культурные факторы способствуют увеличению разрыва между доходами населения и количеством выпивки. Например, среднестатистический немец потребляет примерно 10,5 л спиртного в год, и этот показатель практически не менялся с 1975 года. А в Марокко этот показатель застыл на отметке 0,3 л в год, опять же независимо от всех изменений, которые произошли в экономике этой страны за последние 20 лет.

В отдельных странах в тяжелое время люди чувствуют себя настолько несчастными, что потребляют намного больше спиртного, так что возможное увеличение количества пьяниц также необходимо учитывать при оценке экономического благополучия. Именно этим можно объяснить рост потребления алкоголя в Мексике в 1983-1984 годах, когда экономика находилась в достаточно плачевном состоянии. К сожалению, информация, содержащаяся в справочние «Мировые тенденции потребления алкоголя», не разбита по отдельным рубрикам, так что эту теорию проверить нелегко.

Ознакомившись с исследованиями зависимости между количеством выпивки и благостоянием населения Мексики и Японии, Эверет Эрлич сделал неожиданный вывод: чем выше доходы населения, тем хуже для его здоровья. А правительство Соединенных Штатов не считает необходимым учитывать, насколько участятся выпивки, когда оно решит, стоит ли и в каких пределах замедлять падение экономических показателей повышением процентных ставок.

Есть ли смысл в таких условиях продолжать подобные исследования? На наш взгляд, стоит учесть, во что обходится вычисление ВНП или ВВП, которые проводятся в США каждые три месяца: администрация требует выделения $400 млн. для финансирования Бюро статистики и Бюро экономического анализа, которые и занимаются подобными расчетами. Однако подсчет общего количества выпивки сможет стать гораздо более дешевым способом определения состояния экономики страны. К тому же на сэкономленные деньги можно будет всей стране выставить по стаканчику бесплатной выпивки...

А вот это уже все без исключения эксперты считают вредной затеей. Дармовая выпивка может серьезно повлиять на политическую стабильность в стране и, следовательно, обойтись в миллиарды, а не миллионы долларов.

По материалам газеты Washington Post, любезно предоставленным ММЦ «Интерньюз».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме