А ВОДИТЕЛИ «УРА» НЕ КРИЧАТ… О НОВОМ ЗАКОНЕ, «ОТТЕПЕЛИ» НА ДОРОГАХ И АВТОНАГЛЕЦАХ

20 июля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 20 июля-27 июля

Даже в дождливые и прохладные дни на украинских дорогах жарко. И не только в столице, где некоторые улицы сейчас больше напоминают баррикады...

Сергей Коломиец
Сергей Коломиец

Даже в дождливые и прохладные дни на украинских дорогах жарко. И не только в столице, где некоторые улицы сейчас больше напоминают баррикады. Автолюбителей у нас с каждым годом становится больше, а ленты асфальта, к которым они привязаны, как говорится, оставляют желать… Впрочем, в нынешнем году градус на дорогах еще более повысился. Виноваты жаркие дискуссии, всколыхнувшие все общество. Горячие споры вызваны новым Законом об изменениях в Административном кодексе, предусматривающем уменьшение размеров штрафов за нарушение Правил дорожного движения, а также запрещающем сотрудникам ГАИ самим их накладывать. Такие дела теперь будут рассматриваться районными и городскими судами по месту проживания нарушителей. Казалось бы, десятки тысяч водителей должны в порыве радости хлопать в ладоши и громко кричать «ура!». А они не хлопают и не кричат. Каковы причины довольно скептического отношения к нововведениям? Чтобы выяснить это, корреспондент «Зеркала недели» обратился к первому заместителю начальника управления госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины полковнику милиции Сергею Коломийцу.

— Чем, по вашему мнению, вызваны изменения в Административном кодексе, касающиеся участников дорожного движения? Каковы причины, заставившие законодателей принять столь неординарные решения?

 

— Основной мотив — привести действующие у нас законодательные положения в соответствие с общеевропейскими и даже, если хотите, общечеловеческими требованиями. Наиболее важным было для них, чтобы решения в подобных делах выносил суд. Именно так поступают во всех цивилизованных странах. Что ж, это решение можно только приветствовать. Мотив понятный и вполне благородный. Иной вопрос, насколько соответствуют новому закону наш нынешний менталитет, а также судебная система Украины. Любопытная деталь. До первого чтения в Верховной Раде проект закона был несколько иным, я бы сказал, более взвешенным. Но при работе над ним в комиссиях их члены привнесли исправления и уточнения, которые, как мне кажется, существенно понизили его качество.

— А разве с представителями ГАИ законодатели не советовались?

 

— Начнем с того, что мы отрицательно отнеслись к самой идее изменения Административного кодекса. Наверно, поэтому конструктивного диалога на первом этапе у нас не получилось. А следовательно, учесть наше мнение они практически не могли. И хоть говорят, что после драки кулаками не машут, тем не менее сейчас компромиссный вариант все же найден, и мы уже начали новый закон активно внедрять в жизнь.

— Вам не кажется, что некоторые внесенные им изменения вступают в противоречие с другими законодательными актами Украины? А ведь подобные вещи принципиально недопустимы. Как нестыковки могли возникнуть и каким образом сотрудники ГАИ (и законодатели!) собираются выходить из возникшей сейчас довольно пикантной ситуации?

 

— На первый взгляд действительно получается, что некоторые пункты данного закона противоречат другим законодательным актам, в частности о дорожном движении, о милиции и т.д. Но если разобраться более внимательно, то можно выяснить, что там есть статьи со ссылкой на другие законы. Собственно говоря, на этом и строится наша тактика применения нового документа. В нем, к примеру, отсутствует запрещение снимать номерные знаки либо изымать права. Просто те статьи, которые подобные вещи позволяли, теперь изъяты. Однако Законом о дорожном движении и то, и другое предусмотрено. Значит, сотрудники ГАИ вправе такие санкции по-прежнему применять. Иными словами, никаких противоречий на самом деле не существует. Просто раньше в Административном кодексе действующий закон подкреплялся определенным практическим механизмом. А теперь его нет, но закон продолжает работать. К примеру, как прежде разрешалось помещать на штрафную площадку автомобиль, за рулем которого сидит нетрезвый водитель, так можно поступить и теперь. Я хочу, чтобы вы поняли: речь идет лишь о наличии некоторых несоответствий. В ближайшее время они будут устранены.

Недавно мы провели научно-практическую конференцию, в которой участвовали ведущие специалисты в области административного права, законодатели и начальники ГАИ всех областей Украины. Сегодня смело могу сказать, что уже выработана определенная концепция деятельности автоинспекции страны в условиях нового законодательства. Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Новый Уголовный кодекс уже принят, а Административный — нет. Но коль так, то вещи, которые будут нам мешать или, допустим, отрицательно влиять на безопасность движения, в новую редакцию Кодекса попадут уже откорректированными. Таким образом, он окажется «обкатанным» на практике, а следовательно, более действенным. Как говорится, нет худа без добра. По моему глубокому убеждению, совсем неплохо, что изменения внесены в закон до окончательного утверждения нового Административного кодекса, который, надеюсь, примут в ближайшие несколько месяцев.

— Положим руку на сердце и признаемся, что со скоростью 40—60 километров в час в большинстве крупных городов сегодня ездят разве что грузовики. Теперь легковушки добавят прыти, хотя техническое состояние многих наших улиц и шоссейных дорог остается весьма плохим. Выходит, заранее можно было предвидеть, что отмена наказания за превышение скорости меньше чем на 20 километров в час приведет к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

 

— Согласен, здесь есть проблема. Хотя наказание за подобное прегрешение в общем-то и осталось, оно попадает теперь в раздел «прочих нарушений», не считается грубым и не влечет за собой достаточно ощутимого наказания. На мой взгляд, такое решение является несколько преждевременным. Дело в том, что нынешняя улично-дорожная сеть не соответствует повышенным скоростям. Наши дороги проектировались по старым нормам. Они рассчитаны совсем на другую, более спокойную и умеренную езду.

Авторы нового закона считают, что запрещающие знаки установлены нерационально. Так ведь дело-то вполне поправимое. Уже разработана специальная программа. Автомагистралей, на которых разрешается развивать скорость до 130 километров в час (таких, например, как дорога Киев — Борисполь), в Украине, к сожалению, раз-два и обчелся. Но существует знак «Дорога для автомобилей». Он позволяет ездить с максимальной скоростью 110 километров в час. И сейчас проводится тщательное обследование целого ряда дорог. На многих из них скорость движения повысится. И все же, повторяю, мне кажется, что наши уважаемые законодатели несколько погорячились. Не будем забывать, что ежегодно до 30 процентов дорожно-транспортных происшествий связаны с превышением скорости. В таких ДТП погибают более 1000 человек…

— Знаки, к сожалению, бывают разными. Среди них немало таких, которые водители называют «фиктивными». Допустим, несколько лет назад на данном участке шоссе велись строительные работы. Они давно закончены, но ограничения скорости до 30—50 километров в час остаются. А рядом с таким знаком-ловушкой нередко дежурит предприимчивый автоинспектор, собирающий с водителей солидную дань. Тут невольно напрашивается мысль: а не специально ли «забыты» на дорогах старые ограничения скорости?

 

— Как раз этим авторы нового закона и мотивируют свое решение не наказывать за превышение скорости движения меньше чем на 20 километров в час. Но ведь на подобные вещи можно повлиять и по-другому. Мы сегодня решительно боремся со знаками-ловушками. За то, что устаревшие ограничения скорости своевременно не убирают, руководителей местных ГАИ строго наказывают.

— Как ни печально, наибольшие сомнения водителей вызывает положение о судебном разбирательстве. Теперь на наших перегруженных судейских чиновников навалятся десятки тысяч «гаишно-транспортных» дел. Сколько же времени придется потерять бедолаге-водителю при рассмотрении даже мелкого нарушения Правил! Чтобы не довести дело до суда, он будет готов заплатить инспектору вдвое больше, чем раньше…

 

— Опросы общественного мнения в самом деле свидетельствуют, что большинство конфликтных ситуаций с участием автоинспекторов и водителей последние предпочитают решать на месте, не доводя до судебного разбирательства. Пожалуй, сейчас уже многим ясно: новое законоположение следует несколько видоизменить. И это непременно должно найти отражение в новом Административном кодексе. Что я имею в виду? Водителя, совершившего незначительное нарушение Правил, если он согласен, можно наказать и на месте — без судебной волокиты. Но в том случае, когда речь идет о серьезных проступках, связанных с лишением водительских прав, подобные инциденты надлежит рассматривать судам. Работники юстиции и сами признают, что они не готовы оперативно «переварить» такое огромное количество дел. Нелишне отметить и то обстоятельство, что наши водители боятся суда, как черт ладана.

Ко всему прочему остается нерешенным и вопрос о судебных издержках. Суд рассматривает нарушения, за которые могут накладываться штрафы от 3,4 гривни и выше. Но даже при минимальном денежном наказании издержки составят 8,5 гривни, то есть они в два с лишним раза превышают штраф. Есть ли здесь хоть какая-то логика? Столь же не проработан и механизм исполнения наказания. В других странах, если человек своевременно не выполняет решение суда, штраф увеличивается. Наши законодатели только собираются ввести подобную норму. А пока… За проштрафившимся водителем, чтобы получить с него 3 гривни 40 копеек, должны бегать несколько человек и тратить на такие «сверхважные» занятия свое служебное время (за которое им, к слову заметить, платят куда больше этой злосчастной трешки). Поэтому обеими руками голосую за пересмотр законодательства в части судебного рассмотрения таких наказаний.

— За последние годы во взаимоотношениях водителей и сотрудников ГАИ наметились отрадные сдвиги. Гуманизация отношений с участниками дорожного движения принесла положительные плоды. Но у медали, которую можно было бы присудить за смелые и полезные новшества руководству ГАИ, есть обратная сторона. Наглец, сев за руль, не становится ангелом. И такие «автохамы» сейчас почуяли некоторую слабинку. Как, по вашему мнению, призвать их к порядку, не пожертвовав общей «оттепелью» на украинских дорогах?

 

— Процесс воспитания — дело длительное. Чтобы у нас появились нормальные, цивилизованные водители, не говоря уже о шоферах-джентльменах, должно смениться не одно поколение. Начинать нужно со школы, вернее, с детского сада. Наказание — последняя мера: человек уже совершил нарушение. А его следует предотвратить. Именно в этом главная задача автоинспекции.

Несмотря на общую либерализацию отношений с водителями и запрещение останавливать машины без серьезных причин, мы провели в Черкасской и Полтавской областях так называемый час сплошной проверки. Закон о милиции подобное позволяет. Это один из действенных способов укрепить дисциплину. Другой — судебные разбирательства, о которых мы с вами уже говорили. Теперь многие потенциальные нарушители Правил задумаются, стоит ли «дерзкий» маневр на перегруженной автомобилями улице 20—30 минут, потерянных на составление протокола, и целого дня, а то и двух, которые уйдут при рассмотрении дела в суде.

— Недавно на одной из пресс-конференций в ГАИ шла речь о контроле в потоке машин. Но, честно говоря, на киевских улицах таких действий автоинспекторов мне видеть не приходилось…

 

— В большинстве случаев данный метод используют на автотрассах. При четырехрядном движении в одну сторону кого-то контролировать, а тем более останавливать — занятие сложное. Мы планируем использовать для подобных целей специальную аппаратуру, которую применяют в большинстве развитых стран. Но вот беда, скажем, в Германии фоторегистратор стоит 70 тысяч марок. Однако там, истратив на подобное оборудование круглую сумму, местные власти за счет штрафов не только возмещают расходы, но и через некоторое время начинают пополнять городской бюджет. А у нас все деньги, полученные за счет штрафов, забирает родное государство. Раскошеливаться же на приобретение фоторегистраторов должны местные органы власти. Ясно, что мэры украинских городов внедрять данную технику не спешат. Кто их осудит?

— От многих водителей сегодня можно услышать, что у нас, фигурально выражаясь, существуют два дорожно-транспортных «кодекса». Один предназначен для нормальных, законопослушных водителей, другой — для «крутых» нахалов, которые, на всех наплевав, гонят к светофору по полосе встречного движения и проезжают перекресток первыми. И обидно, что большинству моторизованных наглецов это чаще всего сходит с рук. В Киеве подобные вещи сейчас не замечает только слепой.

 

— О новом законе всюду почему-то говорят как о документе, защищающем права водителей. Хотя фактически от его введения выигрывают главным образом нарушители Правил. Теперь они платят меньшие штрафы, усложнился механизм привлечения их к ответственности. Ясно, что у некоторых людей это порождает чувство безнаказанности. Ко всему прочему следует признать, что и при старом законодательстве штрафы были не столь уж высокими. Максимальный составлял 35 гривен. Для наших сограждан, коих мы именуем «крутыми», три с половиной десятки — мелочь, о которой не стоит и говорить. А теперь денежное наказание стало еще более легким. Нарушители, разъезжающие на иномарках (как, впрочем, и все остальные), больше всего боятся отметки в талоне предупреждений. Поэтому сейчас слышатся голоса: нужно их вообще упразднить. Но до тех пор, пока все подобные грехи станут фиксироваться компьютером, талон отменяться не будет. На сегодняшний день он представляется мне наиболее эффективным и действенным сдерживающим фактором. В заключение скажу, что новое законодательство и общество притираются друг к другу. Уверен, пройдет немного времени — и шероховатости сгладятся.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно