Волюнтаризм Хрущева или здравый смысл?

Поделиться
Многолетняя подготовка оккупации Российской Федерацией украинского Крыма в 2014 г. сопровождалась информационной обработкой, во время которой в сознание как российского, так и украинского потребителя информпродукта вбрасывались многочисленные мифы. Разного характера, они, однако, большей частью призваны создать впечатление о бессмысленном и эмоциональном решении Н.Хрущева в 1954 г. "подарить" Крым УССР.

Об интеграции Крыма в УССР в послевоенные годы.

Многолетняя подготовка оккупации Российской Федерацией украинского Крыма в 2014 г. сопровождалась информационной обработкой, во время которой в сознание как российского, так и украинского потребителя информпродукта вбрасывались многочисленные мифы.

Разного характера, они, однако, большей частью призваны создать впечатление о бессмысленном и эмоциональном решении Н.Хрущева в 1954 г. "подарить" Крым УССР. Но насколько эмоциональным было это решение?

Конец 1940–1950-х - период эскалации противостояния между СССР, его сателлитами (странами "народной демократии") и бывшими западными союзниками из Антигитлеровской коалиции. США опережают СССР в ядерной гонке, стремительно наращивают экономическое и военное присутствие в Европе. В течение первой послевоенной пятилетки советское влияние в Европе было локализовано в пределах дотла разрушенной войной Центрально-Восточной Европы. Тем временем в Западной Европе возрождается высокотехнологичное производство, а страны "народной демократии" пытаются преодолеть голод за счет советской помощи. В апреле 1949 г. создается военно-политический блок НАТО для сдерживания агрессии, а после испытания советской атомной бомбы (29 августа) мир очутился на грани катастрофы из-за Корейской войны 1949–1952 гг.

Атмосфера этого периода была тревожной, и мир жил реальным предчувствием новой войны. Хотя бои велись на Дальнем Востоке, в Европе также не исключалась возможность перерастания противостояния в жестокую войну, особенно в 1949 г., когда система социализма получила первый мощный удар: Югославия Иосипа Броз Тито не желала быть молчаливым сателлитом. На своих южных рубежах в Европе Советский Союз чувствовал мощную угрозу, поскольку этот сегмент границы не был надежно прикрыт буферными странами "народной демократии". В Черном море военный потенциал наращивала Турция, а союзники Кремля - Болгария и Румыния - находились в опасном соседстве с недружественной Югославией и вражеской Грецией.

Кремль считал целесообразным укрепить свои южные границы в Европе. УССР играла в этом важную роль. Нужно было учитывать и чрезвычайно сложную ситуацию в Западной Украине, где украинские националисты продолжали сопротивляться тоталитарной Системе. Республика требовала экономического оживления, и официально именно этим было мотивировано строительство Каховской гидроэлектростанции, Южноукраинского, Северо-Крымского каналов и орошение земель юга Украины и севера Крыма. Решение о грандиозной стройке было оформлено 20 сентября 1950 г. постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б). Цель строительства - обеспечить развитие сельского хозяйства в орошенных и обводненных регионах, нарастить объемы производства электроэнергии и создать условия для улучшения судоходства на Днепре. Строительство Каховской ГЭС должно было стать дополнительным инструментом регулирования течения Днепра. С Каховского водохранилища воду должны были забирать и направлять в водохранилище на реке Молочная и дальше по Южноукраинскому каналу - в Крым, а еще дальше - по Северо-Крымскому каналу ее предполагалось транспортировать в Керчь.

Параллельно со строительством происходит переселение тысяч жителей Западной Украины в другие области. Лидерами по приему переселенцев были Херсонская, Сталинская (Донецкая), Запорожская и Николаевская области УССР, а также Крым. Сюда ежемесячно в послевоенные годы переселяли до нескольких тысяч семей. С началом строительства Каховской ГЭС, Южноукраинского и Северо-Крымского каналов стоит вопрос освобождения УССР от разнарядок по переселению населения в регионы за пределы республики.

Масштабное строительство ГЭС и каналов на первом этапе, т.е. до 1953 г., предусматривало создание социальной сферы для строителей. В УССР, с использованием возможностей разветвленной сети партийных звеньев КП(б)У, проходит масштабная мобилизация работников для строительства. Абсолютное большинство строителей каналов и Каховской ГЭС набирались с территории УССР. Проектировали строительство каналов и ГЭС ученые УССР, с привлечением десятков проектных и научных институтов. При президиуме Академии наук Украины действовал Комитет содействия строительству Каховской ГЭС, Южноукраинского и Северо-Крымского каналов. В пределах республики развернули масштабную пропагандистскую кампанию об экономических перспективах этого строительства. Власть активно работала над поощрением работников за участие в грандиозном строительстве. Постоянно продолжался мониторинг социально-бытовых условий строителей. Регулярно обращалось внимание на высокую текучесть кадров на строительстве, которая достигала 40–50%. Как отмечало партийное руководство УССР, каждый, кто ушел со стройки Каховской ГЭС и каналов, является агитатором против работы на этом сталинском строительстве. Очередной грандиозный проект сталинской эпохи становится мощным средством для мобилизации общества УССР.

Строительство каналов и Каховской ГЭС имело весомую стратегическую цель экономического содержания, которая состояла в создании на юге Украины единого хозяйственного комплекса. Этот единый комплекс должен был составлять целостность с Приднепровским экономическим районом, Донбассом, и в него планировалось интегрировать и Крым. Именно Каховская ГЭС должна была укрепить и расширить Южный энергорайон (юг Украины, Поднепровье, Донбасс, Ростовский энергорайон), присоединив к нему Крым. Здесь, очевидно, советское руководство учитывало опыт Второй мировой войны, когда из-за слабой интегрированности регионов Украины оккупантам удавалось восстанавливать там экономическую деятельность.

Развитие судоходства также имело стратегическую цель. Опыт Второй мировой войны подтвердил эффективность разветвленной речной системы для развития флотилий, которые могли оперативно перемещать мощные арсеналы артиллерии и средств ПВО, стратегических грузов, а также военные десанты и т.п. Реки были естественной преградой для противника, поэтому развитие их системы и средств ее регулирования должно было стать предпосылкой к формированию укрепленного района, в котором можно было заложить базу для стратегической обороны. Идея развития системы для судоходства в УССР состояла в обеспечении соединения Днепра с Азовским морем и, соответственно, соединение Приднепровского экономического района с Доном. В дальнейших планах было соединить (благодаря каналу) Днепр с Балтийским морем. Этот проект имел стратегическую цель - объединить единой водной артерией Балтийский и Черноморский бассейны.

Но стратегические планы СССР оказались на грани срыва вследствие неэффективности советской системы управления. Сталинское строительство, несмотря на его приоритетность, ощущало недостаток материальных ресурсов, и постоянно ставился вопрос о его возможном срыве. Собственно, система управления экономикой в период поздней сталинщины имела централизованный и слаженный механизм лишь в официальных отчетах и пропаганде. На самом же деле она давала сбои, в которых регулярно искали виновных. Строительство Каховской ГЭС, Южноукраинского и Северо-Крымского каналов решено было финансировать из государственного бюджета СССР. Руководство УССР в лице первого секретаря ЦК КП(б)У Л.Мельникова и председателя Совета министров Д.Коротченко взяло на себя функцию мобилизовать трудовые ресурсы и обеспечить строительство материалами местной промышленности. Также фактически руководство УССР представляло строительство каналов и организацию, которая его осуществляла (Укрводстрой), перед руководством государства. Строил Каховскую ГЭС Днепрострой, он был подчинен Министерству электростанций СССР. Так, в 1953 г. при Постоянном представительстве УССР в Москве создали оперативную группу Укрводстроя в составе пяти человек. Собственно, до вхождения Крыма в состав УССР в 1954 г. руководство республики оперативно решало все оргвопросы, связанные со строительством каналов.

Структура управления строительством была заложена по обычному на тот период советскому принципу - создание управляющей организации при союзном министерстве. Так, в 1950 г. при Министерстве хлопководства СССР создали организацию Укрводстрой. Мотивировалось создание такой организации именно при этом министерстве официальными планами развивать на юге Украины хлопководство, и это министерство получало из союзного бюджета немалые по объему фонды на развитие отрасли. Значительная часть прибыли от хлопчатобумажных предприятий УССР поступала в Москву. Так что формально именно это министерство занималось строительством и экономическим освоением юга Украины и севера Крыма. Однако управление узкоотраслевого министерства строительством, которое затрагивало многочисленные отрасли сельского хозяйства и промышленности, оказалось неэффективным из-за постоянных задержек в проектном и материальном его обеспечении.

По решению И.Сталина, в Укрводстрое создали Политическое управление. Это был административный орган, обеспечивавший оперативное управление процессом хозяйственного освоения юга Украины и Крыма как целостного региона. В результате, Укрводстрой фактически оказывается в оперативном управлении киевского руководства благодаря кадровому обеспечению и опеке со стороны ЦК КП(б)У и Совета министров УССР. Укрводстрой имел в своей структуре не только органы хозяйственного управления, но и политико-административный орган. Предпосылки такой интеграции грандиозного строительства Южноукраинского и Северо-Крымского каналов и его административной надстройки в административно-политический организм УССР складывались вследствие неэффективности системы управления централизованной экономикой.

Фонды на масштабные проекты распределяли из союзного бюджета, и такое централизованное их распределение обусловливало постоянные диспропорции в материальном обеспечении широкомасштабных проектов, которые, из-за неповоротливости советской системы администрирования, сложно было оперативно устранять. Избежать срыва такого стратегически важного для СССР строительства как Каховская ГЭС и каналы удается благодаря оперативной работе руководства УССР по лоббированию выделения на него фондов. Собственно, благодаря роли руководства УССР в строительстве Каховской ГЭС и каналов сформировалась идея реформировать советскую систему управления периода поздней сталинщины, которую в 1957 г. реализовали по инициативе Н.Хрущева.

Это был переход от отраслевого распределения фондов и управления экономикой к региональному управлению и мобилизации, а также распределению фондов. Фактически Украина становится наглядной демонстрацией эффективности децентрализованного управления экономикой, которое закладывало надежные предпосылки реализации стратегических проектов. Строительство Южноукраинского и Северо-Крымского каналов и освоение земель юга Украины и севера Крыма стало шагом в новом рациональном подходе к экономическому и стратегическому районированию Советского Союза. Поэтому интеграция Крыма в УССР была логичным и продолжительным процессом политико-правового оформления фактической ситуации, сложившейся в процессе укрепления экономики и военно-стратегического потенциала на юго-западных рубежах СССР.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме