Наследие для туристов

Поделиться
Наследие для туристов Церковь Всех Святых из села Поплавники Галицкого района © Роман Якель, ZN.UA
Ныне на учете в заповеднике - 22 памятника архитектуры, из них 15 - национального значения. И это обязывает оживить потоки туристов в княжеский Галич.

Научно-практическая конференция "Галич и Галицкая земля", состоявшаяся в Национальном заповеднике "Древний Галич" при участии ученых-историков, археологов, архитекторов из разных городов Украины, побудила специалистов и активную общественность проанализировать, насколько эффективны усилия, предпринятые ради сохранения и использования историко-культурных памятников.

И подумать, какой объем работ еще следует выполнить. А работы - непочатый край …

Красноречивая статистика: ныне на учете в заповеднике - 22 памятника архитектуры, из них 15 - национального значения. И это обязывает оживить потоки туристов в княжеский Галич. Требуют консервации и музеефикации фундаменты знаменитого Успенского собора в селе Крылос, построенного в XII в., во времена правления князя Ярослава Осмомысла, чтобы сделать их осмотр более доступным для посетителей. Туристы хотели бы также увидеть отреставрированный старейший храм Прикарпатья - церковь Святого Пантелеймона (1194 г.) в селе Шевченково, что близ Галича. Им хочется подняться на реконструированную и благоустроенную Замковую гору, где появится отстроенный Галицкий замок (XIV в.). Однако для воплощения этих планов нужны десятки миллионов гривен, и это перспектива не ближайших лет. Но положительные сигналы уже прозвучали.

Костел кармелитов в  Большевцах
Костел кармелитов в Большевцах
Роман Якель, ZN.UA

На холме в центре поселка Большевцы высится костел кармелитов - выдающийся архитектурный памятник эпохи позднего барокко XVII–XVIII вв. на Галичине. Коронный гетман Мартын Казановский пригласил в городок монахов ордена кармелитов босых, и они в 1624 г. основали монастырь с костелом. Братья-кармелиты издавали книги духовного содержания, писали иконы, опекали больных и школу. При монастыре действовал приют для убогих и немощных.

Нападения турок и татар, события Национальной революции 1648–1654 гг. - все это причинило памятнику значительные разрушения. Дальновидным оказался польский государственный деятель Гондорф, который начал восстанавливать костел. Продолжили финансировать это благородное дело полковник польских войск Ян Галецкий, а затем его жена Тереза Кашницкая. Завершили восстанавливать храм лишь в 1728 г. Архитектурное декорирование интерьера финансировали уже следующие владельцы поселка - князья Яблоновские. Последний из этого княжеского рода, Антоний Барбара, сам инициировал и финансировал изготовление алтарей и фресковых росписей в традициях барокко. Но наиболее выразительно этот стиль был воплощен в обрамлении главного фасада. Такое изысканное оформление костела в 1767–1777 гг. не случайно - историки связывают его с подготовкой к коронации чудотворной иконы Божьей Матери.

В период советского воинствующего атеизма костелу в Большевцах был нанесен непоправимый ущерб: его использовали как склад, а монастырь разрушили так, что от него осталось одно лишь крыло. История стала благосклонна к сакральным зданиям лишь после 2004 г., когда на средства государственного бюджета Украины изготовили проектно-сметную документацию на их восстановление. А уже Сенат Польши и польское министерство культуры и национального наследия начали ежегодно направлять значительные суммы на восстановление внешнего вида, интерьеров костела и на практически новое строительство бывших монастырских зданий. В соседнем государстве реально действует программа "Восстановление памятников архитектуры за пределами государства". Так что украинской власти не будет лишним поучиться, как заботиться о святынях там, где проживают украинцы на своих этнических землях.

"Нам еще следует многое восстановить в костеле, например, пресбитериум, главный алтарь, капители на колонах, барочные фрески святого Ильи и князей Яблоновских. Мы задумали также открыть крипты, в которых были похоронены последние основатели храма - упомянутые князья Яблоновские, - рассказывает настоятель костела, отец чина францисканцев конвентуальных Андрей Ванат. - Есть идея не закрывать одну из крипт, а покрыть ее стеклом, чтобы туристы могли осмотреть остатки старого фундамента эпохи барокко. В Большевцах был когда-то Санктуарий Божьей Матери, и потому это место святое, избранное Богом для добра людей. И мы приехали сюда как христиане, чтобы сохранить этот храм…"

Интерьер костела
Интерьер костела
Роман Якель, ZN.UA

"Восстановление костела и монастыря кармелитов в Большевцах - образец того, как может эффективно работать концессия на использование памятников без заключения концессионного договора, только с охранительным договором", - расставляет акценты заместитель директора Национального заповедника "Древний Галич" Владимир Дидух.

В активном восстановлении двух сакральных памятников напрасно искать дух национального превосходства, шовинизма с польской или какой-либо иной стороны. Монастырь действительно используется для экуменического единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Здесь уже не первый год действует Центр мира и единения, куда во время летних каникул приезжает до 70 украинских детей, а вскоре учреждение планирует принять уже два детских тура - в июне и августе. Кроме того, в первой половине июля в поселок Большевцы на отпущение Матери Божьей Скарлежной приходят сотни богомольцев из разных городов Украины. И тогда молодежь здесь ожидает четырехдневная духовная программа. А недельная межконфессионная встреча молодежи "Ковчег" собирает и объединяет украинцев, поляков, евреев, караимов. В монастыре уже традиционно происходят исторические и религиозные конференции, проводятся реколекции, то есть дни сосредоточения людей, семей с детьми, которые нуждаются в духовном восстановлении.

Вообще у нынешнего монастыря братьев-францисканцев конвентуальных в Большевцах широкие возможности для общения, обмена идеями людей из разной среды. Это было бы невозможно, если бы у него не было должных атрибутов гостинично-туристического комплекса. Все желающие организации и общества могут заказать здесь конференц-зал на 100 мест, комнаты для ночлега, завтраки и обеды…

Не секрет, что в сохранении и использовании народной деревянной архитектуры ведущую роль играют музеи под открытым небом. Один из таких - в селе Крылос близ Галича. Он действует еще с 1981 г., а в 1994-м вошел в состав Национального заповедника "Древний Галич". Под открытым небом собраны жилые здания с четырех этнографических зон Прикарпатья - Ополья, Покутья, Бойковщины, Гуцульщины. Они воссоздают быт людей широкого промежутка времени - с конца XVIII до начала XX в. Мы видим разные типы строительства, разнообразие интерьеров жилища в зависимости от состояния хозяина. Но народные строители всегда вписывали дом в природное окружение, поэтому и дом, и все хозяйство, даже целое поселение создавали ансамбль, отмечает директор музея этнографии Леся Михальчук.

Иконостас церкви Всех Святых
Иконостас церкви Всех Святых
Роман Якель, ZN.UA

Ну а где же еще, как не в музее под открытым небом, мог так активно развиваться этнографический туризм? Но такой музей был бы неполноценным без памятников сакральной архитектуры. Именно потому туристы, посещая этот скансен, пользуются возможностью побывать в Церкви Всех Святых (начало XX в.), перевезенной сюда из села Поплавники Галицкого района, осмотреть в ней религиозную атрибутику, ценный иконостас. И почему же путешественникам не ознакомиться и с различными производственными процессами, которые практиковали наши предки? Для этого в гуцульском доме-гражде из поселка Ворохта Надвирнянского района создан мини-музей ткачества, которое во все времена было самым распространенным ремеслом гуцулов.

В музее-скансене экспонируются целостные производственные объекты, в частности маслобойня из села Олеша Тлумацкого района и кузница из села Тенетники Галицкого района, в которой периодически проводятся мастер-классы кузнечного дела. Экспозиция корчмы в упомянутом гуцульском доме-гражде наглядно показывает, что в таких заведениях селяне собирались не только для того, чтобы выпить и закусить, но и пообщаться, пошутить, уладить важные хозяйственные дела. В башне музея туристы могут осмотреть выставку различных видов оружия.

Гуцульская хата-гражда
Гуцульская хата-гражда
Роман Якель, ZN.UA

Развивая этнографический туризм, музей в селе Крылос позволяет посетителям приобщиться к обрядовым действам, стать их живыми участниками. В одной из селянских домов уже традиционно происходят вечерницы на Андрея (12 декабря) - с ворожением, шутками, песнями... Во время Рождественских праздников в музее звучат колядки, щедривки, сюда приходят Вертеп и Маланка. А Пасхальные фестины не только манят осмотреть выставки писанок, народной вышивки и одежды, но и побуждают погрузиться в атмосферу древних народных обычаев и обрядов. Посетив этнографический музей в Крылосе, туристы рассказывают о нем знакомым и друзьям, распространяют информацию через социальные сети, рекомендуют там побывать. Так срабатывает цепная реакция туристических потоков.

Хотя и с большим опозданием, но все же обустраивают в музее зону отдыха, задачу которой нетрудно угадать - привлекать еще больше туристов. К их услугам - домашняя печь, где можно готовить разные блюда, беседки и мангалы. А стилизованный под старину мостик, соединяющий два берега озерца природного происхождения, словно подчеркивает: если вы устали от будничных хлопот, то скорее сюда: вас ожидает общение с природой и традиционный уклад жизни в селе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме