Закон и «целесообразность» Незаконное назначение и.о. главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств может создать серьезные проблемы для фармацевтического рынка Украины

Поделиться
Поводом для написания настоящей статьи послужила публикация Лидии Суржик «А главгос будет посыпа...

Поводом для написания настоящей статьи послужила публикация Лидии Суржик «А главгос будет посыпать хлоркой?» («ЗН», № 23, 18.06.05), где были подняты проблемы Государственной санэпидслужбы, возникшие из-за отсутствия на посту главного санитарного врача Украины, которым по закону должен быть первый заместитель министра здравоохранения Украины. Аналогичная ситуация сложилась и в Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ.

Эта структура и непосредственно подчиненные ей государственные инспекции по контролю качества лекарственных средств в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — специальный орган государственного контроля, обладающий соответствующими полномочиями.

Согласно ст. 14 Закона Украины «О лекарственных средствах» и Положения о Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МОЗ, ее должен возглавлять главный государственный инспектор Украины — заместитель министра здравоохранения, который назначается на должность и увольняется президентом Украины. С марта месяца текущего года эта должность вакантна, так как последний руководитель Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Михаил Пасечник был освобожден указом президента Украины.

В результате, как и в случае с санэпидслужбой, специальный орган государственного контроля почти полгода работает без руководителя, назначенного на должность в установленном порядке. Попытка решить эту проблему путем назначения исполняющего обязанности главного инспектора приказом Минздрава, по сути, создала парадоксальную ситуацию.

На основании приказа от 21.03.05 года «О разделении функциональных полномочий руководства Минздрава Украины» заместитель министра осуществляет функциональное руководство в отношении Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины. Но в каких пределах эти полномочия распространяются на Государственную инспекцию Минздрава, упомянутый приказ умалчивает.

То есть, с одной стороны, существует заместитель министра с полномочиями «куратора» Государственной инспекции МЗ, но без статуса главного инспектора Украины. А с другой — существует и.о. главного инспектора Украины, назначенный с нарушением установленной процедуры, не занимающий должность заместителя министра.

Поскольку, подписывая 25.05.05 приказ «Об исполняющем обязанности главного инспектора», министр здравоохранения превысил свои полномочия, он тем самым поставил под сомнение любые решения Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ, подписанные существующим и.о. главного государственного инспектора.

Указанное решение Минздрава грубо нарушает и ст. 19 Конституции Украины, которая устанавливает принципы основ правового порядка страны, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Таким образом, данный приказ Минздрава является не только документальным подтверждением того, что соответствующие должностные лица пренебрегают действующим законодательством Украины, но и свидетельством ущемления прав и обязанностей главы государства.

Искажается также предусмотренная законодательством система баланса власти, так как существующий руководитель специального органа государственного контроля качества лекарственных средств фактически находится вне контроля президента Украины, не говоря уже об утрате взаимодействия с правительством и другими органам исполнительной власти.

Такое положение вещей создает существенные риски для деятельности Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины, так как ее нынешние полномочия могут быть расценены иными субъектами правоотношений как незаконные. В первую очередь это касается решений, принятых и подписанных существующим и.о. главного инспектора, которые могут считаться нелегитимными и по этой причине не исполняться как должностными лицами Государственной инспекции, так и субъектами, осуществляющими свою деятельность на фармацевтическом рынке Украины.

К тому же субъект хозяйственной деятельности, решивший, что его права нарушены соответствующим решением Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, которое подписано существующим и.о. руководителя, может обжаловать его по формальным признакам. Не говоря уже о возможности предъявления исков о возмещении морального и материального ущерба. В результате сложившейся ситуации серьезные проблемы могут возникнуть и у рядовых посетителей аптек.

Законность — основа государства — говорили древние римляне. Это высказывание не утратило своей актуальности и в наши дни. Ведь законность и правопорядок, соблюдение всеми лицами требований правовых актов являются тем устойчивым каркасом, который страхует общество и государство от опасных действий и необдуманных решений отдельных его членов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме