СИГАРЕТА NON GRATA

Поделиться
Изменить некогда более чем терпимое отношение общества к курению, курильщикам и производителям табачных изделий было очень непросто...

Изменить некогда более чем терпимое отношение общества к курению, курильщикам и производителям табачных изделий было очень непросто. Ведь, в частности, утаивалась научная и медицинская информация, подтверждающая пагубные последствия табакокурения. Тем не менее в конце прошлого века большинство развитых стран мира объявили сигареты «персоной» non grata. Назрела необходимость менять юридические нормы производства, распространения и рекламы табачных изделий. Многие государства в одностороннем порядке запретили на своей территории рекламу сигарет, ввели на них высокие акцизы. Пионером в этом деле выступила Норвегия, где с 1975-го — года введения запрета на рекламу — количество курильщиков сократилось на 26%. За ней в 1978 году последовала Финляндия (от курения отказались 37% «сигаретоманов»), Новая Зеландия (1990 год, 21%), Франция (1993 год, 14%). А в 1996 году на Всемирной ассамблее здравоохранения было решено разработать международную Рамочную конвенцию о борьбе против табака (РКБТ).

Рабочий вариант вышеупомянутого документа был готов уже в 2000 году. Но понадобилось еще долгих три года переговоров с отдельными странами—членами ВОЗ для того, чтобы подписание конвенции стало реальным. С особыми сложностями переговорный процесс шел с Соединенными Штатами, делегация которых лишь в самый последний момент решилась руководствоваться не интересами мощного табачного лобби, а более высокими соображениями.

Наконец в мае этого года текст РКБТ подписали представители всех 192 стран. Но чтобы документ вступил в юридическую силу, его должны ратифицировать как минимум 40 государств. Официально данный процесс рассчитан на год, но уже меньше чем через месяц удалось набрать необходимое количество ратификаций. В числе утвердивших конвенцию оказалась и Украина, хотя история национального законотворчества в этом вопросе весьма и весьма запутанна.

Хотя текст Конвенции без особого труда можно найти в Интернете, было бы наивным полагать, что с ним ознакомились широкие слои населения. А ведь там не только выражается крайняя обеспокоенность здравоохранительными, социальными, экономическими и экологическими последствиями курения. Там еще прямо говорится о том, что «сигареты сконструированы таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость». Сама же зависимость от табака, согласно основным международным классификациям, рассматривается как нарушение, расстройство функций организма. При этом подчеркивается: эпидемия курения не только глобальная проблема, но и проблема глобализации, от которой пострадают в первую очередь развивающиеся страны.

Одной из основных мер по предотвращению распространения «дымной» эпидемии является запрет на рекламу табачных изделий, который вводится с середины 2005 года. Исключения возможны лишь для специализированных изданий и специализированных торговых точек. Кроме того, с 2006-го табачным компаниям запретят спонсировать любые общественные мероприятия, включая спортивные соревнования, молодежные фестивали и так далее. Примечательно, что Украина объявила о запрете табачной рекламы уже с сентября 2003 г.

Особое внимание РКБТ уделяет ценовым и налоговым методам борьбы с распространением табакокурения. Как показали исследования американского центра контроля над заболеваемостью, в 1999 году каждая пачка сигарет обходилась стране в 3,45 доллара затрат на преодоление медицинских последствий курения. Плюс 3,73 «потерянных» доллара из-за снижения производительности труда по причине преждевременной смерти курильщиков. Итого — 7,18 доллара на пачку, стоившую на тот момент 2,92 доллара. Предусмотренное конвенцией повышение налогов на табачные изделия призвано хотя бы частично компенсировать подобные расходы. Однако не стоит забывать, что львиную долю налогов табачные компании платят «дома», а свою продукцию реализуют преимущественно в развивающихся странах.

Борьба с пассивным курением также является одним из приоритетов РКБТ. Она предусматривает введение запрета на курение в общественных местах. Ими признаны любые закрытые или открытые пространства, куда люди могут попадать свободно или за плату. Примечательно, что в некоторых штатах Америки курить запрещено даже в собственном доме, если доказано, что табачный дым способен распространяться за пределы частной собственности.

И наконец, Конвенция требует принятия конкретных мер, направленных на борьбу с контрабандой табачных изделий. Ее объем, по некоторым оценкам, составляет 355 миллиардов сигарет в год. Отныне каждая пачка этих табачных изделий должна будет содержать подробную информацию о том, где и для какой страны она была произведена. Это поможет установить, действительно ли данный продукт поступил в торговую сеть на легальных основаниях, с уплатой всех положенных налогов и сборов. Кроме того, на каждой пачке должен быть указан перечень абсолютно всех ингредиентов данной марки изделия. А он, как и состав табачного дыма, способен впечатлить даже бывалого человека: формальдегид, ацетальдегид, цианид водорода, фенол, ацетон, бензопирен, свинец, кадмий, ртуть и еще несколько сот не менее «смачных» химикатов…

С нынешнего сентября на территории многих стран вступит в действие запрет на маркировку табачных изделий посредством определений «легкие» и «мягкие». Такая маркировка, говорится в постановлении Европейского суда, вводит потребителя в заблуждение, вызывая у него ложное ощущение относительной безопасности, создавая впечатление, что переход на такую продукцию минимизирует вред, наносимый здоровью. В действительности же это не так: снижение дискомфорта в процессе затяжки делает их более глубокими и частыми, и в результате в организм курильщика попадает не меньшее, а в некоторых случаях и большее количество токсических продуктов. Зато такие сигареты за счет своей более высокой цены однозначно приносят больше прибыли табачным компаниям. Как грустно шутят активисты антитабачного движения, люди, которые курят «легкие» сигареты, умирают не более здоровыми, а более бедными.

Особо деликатная проблема — предотвращение подросткового курения. Известно, что тот, кто не закурил до 18 лет, может считаться потерянным для табачных монстров. Как показывают последние исследования, основная масса курильщиков приобщается к сигарете в возрасте приблизительно 13 лет. Причем вся разъяснительная работа о вреде курения, адресно направленная на подростков, чаще приводит к прямо противоположному результату. Именно поэтому табачные концерны с таким энтузиазмом берутся финансировать любые антитабачные кампании в школах, среди молодежи. А ведь опыт Норвегии показал: добиться снижения количества сигаретозависимых подростков можно в первую очередь за счет кампании, ориентированной на взрослых курильщиков. Тогда тинейджер воспринимает подобную информацию не как дискриминирующую его по возрастному признаку, а адекватно.

Впрочем, умение должным образом подать информацию важно не только в работе с подростками. Статистика свидетельствует, что сейчас от последствий табакокурения ежегодно умирает почти 5 миллионов человек (всего в ХХ веке от табака погибло более 100 миллионов — больше, чем от применения ядерного, химического и биологического оружия, вместе взятых). Но эти жуткие факты мало кого отваживают от очередной затяжки. И табачные концерны, потратившие баснословные суммы на всевозможные социопсихологические исследования, об этом прекрасно знают. Тем не менее и антитабачные активисты постепенно нарабатывают весьма эффективные методы воздействия на сознание курильщиков. Так, например, Энтони Мур, руководитель исследования, выявившего зависимость между частотой возникновения рака у котов, живущих в домах курильщиков, заметил, что многие из его знакомых, не бросившие эту пагубную привычку ни ради своего здоровья, ни ради здоровья своих жен и детей, смогли отказаться от сигареты именно ради домашнего любимца.

Не обошла вниманием конвенция и финансовую сторону проблемы. Тем более что осуществлению всего предусматриваемого РКБТ будут активно противодействовать табачные концерны, сражающиеся за сохранение своих сверхприбылей. Основная финансовая нагрузка в этой борьбе, понятно, ляжет на национальные правительства, но не останутся в стороне и международные организации. Никак не смогут проигнорировать это противостояние СМИ. С одной стороны, они понесут значительные убытки от запрета рекламы табачных изделий. В одной лишь Германии, например, их сумма оценивается в 200 миллионов евро в год (кстати, именно ФРГ, являющаяся вторым по величине производителем табачных изделий, выторговала себе исключительное право на сохранение табачной рекламы на своей территории, хотя в целом по ЕС, как уже упоминалось, такая реклама будет запрещена). С другой стороны, все больший вес приобретает социальная реклама. Так, эффект взорвавшейся бомбы произвела во Франции демонстрация телевизионного ролика с документальными кадрами последних дней жизни курильщика, умершего в 1999 году. Ему было 49 лет, весил он 39 килограммов. Видеокамеру держала его жена…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме