Чрезвычайная коррупция. Далеко не все авантюры бывшей власти завершились с приходом нового правительства

11 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 11 февраля-18 февраля 2005г.
Отправить
Отправить

Расчищать авгиевы конюшни, доставшиеся от прежнего руководства страны, придется всем новоназначенным министрам...

Расчищать авгиевы конюшни, доставшиеся от прежнего руководства страны, придется всем новоназначенным министрам. Не избежать этого, по-видимому, и Министерству по чрезвычайным ситуациям: по крайней мере в области, касающейся наиболее «горячей» темы последних месяцев, — тендерных закупок медицинской техники.

Как сообщил источник в самом МЧС, в ближайшее время министерство планирует потратить 55 млн. грн. на покупку трех информационно-диагностических комплексов для медучреждений областей, пострадавших в результате чернобыльской аварии. Факт сам по себе вполне заурядный, если бы не некоторые настораживающие моменты.

В первую очередь, скорость подготовки сделки. Судя по срокам прохождения документов, чиновники нескольких министерств трудились не щадя ни собственное здоровье, ни народные деньги. Ответ на запрос МЧС о том, в какой именно технике нуждаются учреждения здравоохранения, пришел в декабре прошлого года. К середине месяца было определено, что в первую очередь необходимо закупить диагностическое оборудование: магнитно-резонансные томографы открытого типа с частотой 0,35 тесла и ультразвуковые диагностические системы экспертного класса.

21 декабря из Минздрава приходит письмо, в котором обосновываются потребности в оборудовании, необходимом для лечения пострадавших от чернобыльской аварии. 27-го (какая оперативность!) из того же ведомства поступает следующее письмо, где утверждается, что существуют информационно-диагностические комплексы, в которые входят одновременно и нужный МРТ, и аппарат УЗИ, и клиническая информационная система. Причем выпускает их всего один производитель в мире — американская компания GE Medical Systems.

Последнее уточнение особо важное. Дело в том, что обычно государственные торги проходят открыто и участие в них принимают как минимум две фирмы. В данном же случае делается упор на то, что производитель всего один (что, мягко говоря, не соответствует действительности) и «альтернативы нет». Более того, нет ее и в выборе поставщика продукции. Единственный, как следует из документа, кто имеет право реализовывать такие аппараты в Украине, — некая малоизвестная компания ООО «Медицинский комплекс-МК», проработавшая к тому времени на рынке всего около девяти месяцев. 29 декабря МЧС получает формальное, но необходимое заключение из Минпромполитики о том, что в Украине такие системы не изготавливаются, а значит, рынок открыт.

В тот же день, когда мысли всех граждан, по идее, заняты елкой, в МЧС проходит заседание тендерного комитета (протокол № 279), на котором определяется процедура закупки оборудования — у одного участника тендера. Выясняется и другая интересная деталь. Всего на комплексное медико-санитарное обеспечение граждан, которые пострадали в результате чернобыльской катастрофы, из бюджета будет выделено 95 млн. 390 тыс. грн. Из них 61 млн. 900 тысяч МЧС планирует потратить на приобретение оборудования для медицинских учреждений.

А поскольку, согласно письму Минздрава, наиболее необходимы именно информационно-диагностические комплексы «МРТ 0,35 тесла+УЗИ», то, как отмечалось на заседании, целесообразно закупить именно три таких комплекса для Житомирской, Винницкой и Черниговской областей. Обосновывать, почему именно для этих, а не для других пострадавших областей, никто не стал.

Заседание проходит без сучка без задоринки, и уже на следующий день в Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции отправляется письмо с просьбой «благословить» закупку у одного участника трех комплексов стоимостью 18 млн. 486 тыс. грн. каждый. То есть за три комплекса МЧС должно заплатить чуть менее 55,5 млн. грн. — или почти 90% денег, выделяемых на медтехнику на весь год.

Однако в единую коррупционную цепочку все выстраивается, если указать имя того, кто в Министерстве здравоохранения дал столь выгодные для фирмы «МК» заключения. Как явствует из вышеуказанного протокола заседания тендернего комитета в МЧС, сделал это до недавнего времени первый заместитель министра здравоохранения Тимур Педченко.

Возникает вопрос: каким образом человек, занимающийся исключительно связями Минздрава с Верховной Радой (и по словам коллег, с трудом справляющийся с объемом информации по своей тематике), может настолько хорошо знать рынок медтехники и, главное, прогнозировать цены на нее? Не говоря уже о том, что, по идее, он не имеет права согласовывать документы такого рода, не посоветовавшись со специалистами и не послав соответствующие запросы в офисы мировых производителей подобного оборудования.

В принципе, общую информацию о том, что именно выпускает тот или иной производитель, можно найти и в Интернете. Возможно, замминистра так и поступил, написав в первом своем письме в МЧС (от 21.12.04) о том, что необходимые аппараты МРТ выпускало две фирмы — «Тошиба» и Medical System, а УЗИ системы экспертного класса, помимо двух перечисленных компаний, еще и «Сименс», «Филипс», «Алока» и некоторые другие.

Однако ни на одном сайте в Интернете не значится, сколько может стоить такое оборудование при его поставке в Украину. А г-н Педченко прямо пишет, что ожидаемая стоимость МРТ 15 млн. грн., а УЗИ — 1,7 млн. Поэтому никого и не удивило, что комплекс, включающий в себя помимо аппаратуры еще и информационную клиническую базу, стоит более 18 млн. грн.

Между тем та же фирма «Тошиба», выставляя на прошлогодние торги аналогичный аппарат МРТ открытого типа с напряженностью 0,35 тесла, просила за него всего 8 млн. грн. Что позволило Педченко «ожидать» повышения цены чуть ли не вдвое, сказать сложно. Можно лишь предположить наличие неких «не уставных» отношений с ООО «МК».

Трудно объяснить и закупку именно таких сложных комплексов, которые из-за дороговизны не стало приобретать ни одно государственное и частное медучреждение Украины. В условиях, когда в стране нет самого необходимого, закупать именно это оборудование, являющееся, образно говоря, «мерседесом» на фоне находящихся в большинстве наших клиник «волг», «жигулей» и «запорожцев», как минимум, неразумно.

На эти деньги вполне можно было бы купить качественную и не менее эффективную аппаратуру для всех пострадавших областей — не только трех «осчастливленных». Да и в них, кстати, приобретением лишь одного на область — пусть и суперсовременного — комплекса всех проблем не решить. Но дело в том, что стоимость обычных аппаратов хорошо известна — в прошлом году через процедуру открытых торгов было закуплено шесть МРТ от ведущих мировых производителей.

Представленный же информационно-диагностический комплекс в Украине еще никто в глаза не видел, на торгах он не выставлялся, а потому его стоимость можно взять, как говорится, с потолка, поделив бюджет будущего года всего за один раз и между «своими».

Не меньший интерес вызывает и сама компания ООО «Медицинский комплекс-МК», созданная, как можно предположить, специально для проведения подобных сделок. Чем еще можно объяснить, что, едва появившись на рынке и не занимаясь более-менее солидной коммерческой деятельностью (оборот компании за эти месяцы близок к нулю, а уставный капитал составляет всего 20,5 тыс. грн.), она получила столь крупный заказ, оплата за который должна идти из бюджета?

Поражает и широта интересов. По уставу, помимо экспорта и импорта медицинского оборудования «МК» намеревается продавать продукты питания, бытовую химию, косметику, вино, пиво, коньяк и безалкогольные напитки, а также электричество, газ, нефть и нефтепродукты. «МК» собирается строить и продавать дома, ремонтировать и обслуживать все виды транспорта, содержать СТО, выращивать и продавать семена и скот, организовывать туристические поездки, производить и реализовывать товары народного промысла (может, вязать варежки? — самое подходящее занятие в смысле возможной судебной перспективы).

Однако все это нисколько не смутило тех, кто давал «добро» на закупку информационно-диагностического комплекса у одного, но далеко не единственно возможного участника торгов. Остается лишь надеяться, что новое руководство МЧС успеет разобраться в ситуации еще до того, как деньги за дорогостоящее оборудование поступят на счета сомнительной фирмы, а бюджет МЧС безвозвратно потеряет треть суммы, предназначенной для закупки медицинской техники.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК