ЧП НЕ РАЙОННОГО МАСШТАБА, или КАК МАЛЕНЬКОЕ ВОРОВСТВО ПРИВЕЛО К БОЛЬШОЙ БЕДЕ

4 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 4 февраля-11 февраля

На Львовщине — экологическая беда. Более 300 тысяч жителей Дрогобыча, Трускавца, Стебника и некоторых сел Дрогобычского и Стрыйского районов оказались без питьевой воды...

На Львовщине — экологическая беда. Более 300 тысяч жителей Дрогобыча, Трускавца, Стебника и некоторых сел Дрогобычского и Стрыйского районов оказались без питьевой воды. И длится такая ситуация не день и не два, а уже более месяца. В водозабор, который дает воду этим населенным пунктам, попали нефтепродукты ( в том числе фенол, вызывающий в организме человека неизлечимые заболевания) из разгерметизированного продуктопровода Дрогобыч — Калуш, принадлежащего Калушскому химическому концерну «Ориана». Вылив дизтоплива был обнаружен 20 декабря минувшего года. Специалисты соответствующих служб, проведя необходимые работы, полагали, что локализовали аварию. Ничего страшного району не грозит. Но беда оказалась значительно серьезнее. Сегодня речь идет об экологической катастрофе не только областного, но и государственного масштаба.

ФЕНОЛОМ «ЗАРАЖЕН» ВЕСЬ ГИРНЯНСКИЙ ВОДОЗАБОР

А началось все с невинного (на первый взгляд) воровства. Недалеко от реки Стрый, в том месте, где продуктопровод выведен на поверхность, злоумышленники просверлили в трубе дырку… всего-то диаметром 8 мм. Закрыли ее резиной, в которую вставили краник, чтобы «цивилизованно» красть топливо. Кто это сделал и когда, выяснить пока не удалось, хотя в принципе продуктопровод — объект охраняемый. Очевидно, со временем через неплотно пригнанный резиновый «кляп» содержимое из продуктопровода начало вытекать на землю. Опять же, сколько его вытекло, точно определить 20 декабря не удалось. Той ночью шел снег, поэтому никто не заметил, что в опасной близости от села Гирное, где берут воду, разлилось достаточно большое озеро дизельного топлива. И только после того, как снег сошел, забили тревогу: топливо просочилось через береговую зону и попало в речку Стрый. Но было уже поздно. Пленка солярки появилась и в скважинах: сначала в одной, а потом в четырех, шести. Сегодня фенолом «заражены» 21 из 23 скважин водовода, расположенного почему-то под (!) продуктопроводом — в 200 метрах от речки Стрый. Председатель облгосадминистрации Степан Сенчук дал жесткое указание разобраться: кто разрешил строить продуктопровод в нарушение всех санитарных норм и правил в опасной близости от водозабора?

Но что это изменит в данный момент? Когда лежал снег и стояли морозы, первые меры по предотвращению аварии, очистке воды и территории оказались довольно эффективными. Поэтому, наверное, и определили, что в грунт вылилось около двух тонн нефти и загрязнено 500 кв. метров территории. Но когда снег начал таять и увлажнять землю, в водозабор вновь «поползла» опасная «нафтуся». Вот тогда заговорили о восьми тоннах вылившихся нефтепродуктов и значительно большей территории. Сегодня, по оценкам специалистов физико-технологической лаборатории водных систем Ривненского государственного технического университета, из продуктопровода Дрогобыч — Калуш на площадь размером 5000 квадратных метров вылилось 85 (!) тонн нефти. И председатель управления экологической безопасности Львовской области Богдан Преснер ведет речь уже о загрязнении всего водопровода и приостановлении его эксплуатации.

Вот вам и маленькая дырочка в трубе и вроде бы мелкое воровство (первоначально ущерб оценивался в 810—820 грн.), а привели они к большой беде. Да и неизвестно еще, чем все это закончится...

Наверное, сами того не желая, свою неблаговидную лепту внесли в это дело местные власти и местные экологические, санитарные и другие службы. Не придав должного значения произошедшему (или боясь выносить «сор из избы», чтобы не было нагоняя от вышестоящего начальства), они своими силами старались все тихо и мирно уладить. Поэтому и вторичную пробу воды на анализ взяли лишь 24 января. И ужаснулись... Вот тогда не только фенол, но и вся ситуация в целом «всплыла» на поверхность. Кстати, руководитель Дрогобычской службы экологической безопасности Богдан Бах поведал и о возможных других источниках загрязнения водозабора. Так, несколько лет тому назад одна из американских фирм провела пробный замер в санитарной зоне водозабора и обнаружила в подземных водоносных слоях наличие... фенола. Поэтому, не исключено, что гирнянский водозабор подпитывался фенолом не только из продуктопровода Дрогобыч — Калуш...

ДО СИХ ПОР «ОРИАНЕ» ВСЕ СХОДИЛО С РУК

Сегодня содержание фенола в воде составляет 1—1,5 мг/литр, что в 20—30 раз превышает норму. В некоторых скважинах содержание фенола в один из аварийных дней достигло 1450 мг/литр. Это даже страшно себе представить! Как тут не вспомнить о трагедии черновицких детей (облысении), заболеваниях гипоплазией в Сосновке, что тоже на Львовщине, под Червоноградом. Поэтому руководство областной госадминистрации намерено серьезно и жестко спросить с тех, кто несет ответственность за все случившееся. И не допустить трагедии.

В качестве основного виновника единодушно называется концерн «Ориана», вернее, одна из его структур — предприятие «Полиолефин». Управление экологической безопасности уже подало на него иск на сумму 2 млн. 60 тыс. грн. Пока что концерн выделил на ликвидацию аварии всего 33 тыс. грн. Не особенно спешили там с техникой, людьми, возможно, не осознавая масштабов экологической беды. Точно так же не сразу пустили «в дело» и препарат «Эконадин», предназначенный для ликвидации аварийных разливов. Хотя, надо заметить, ожидаемого эффекта от него не получили: то ли порошок «не тот», то ли обрабатывали не так.

Вообще до нынешнего времени «Ориане» все сходило с рук, хотя только в прошлом году на продуктопроводе было зафиксировано пять аварийных ситуаций, а вообще за пять последних лет на нем было 10 аварий. Думали, все утихомирится и на сей раз. Очевидно, нет, и «Ориане» придется нести ответственность в полном объеме.

До сих пор не найдены и конкретные виновники аварии, те, кто «протаранил» трубу. Прокуратура занимается этим вопросом. А покуда, как уже было сказано, эксплуатацию гирнянского водозабора, скорее всего, придется приостановить. Сейчас разговор идет о строительстве нового водозабора, на который потребуется 6,5 млн. грн. Где взять такую сумму? Область вряд ли сможет ее осилить... А пока областная комиссия по экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям решила обратиться в Кабинет министров с просьбой выделить Львовской облгосадминистрации 1 млн. грн. для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на водозаборе «Гирное» и выполнения мероприятий по восстановлению водообеспечения Дрогобыча и Трускавца качественной питьевой водой.

В ДРОГОБЫЧЕ «ОХОТЯТСЯ» НА ВОДОВОЗКИ

А как же 300 тысяч человек, которые «питались» от гирнянского водозабора, обходятся без воды? Или им обеспечили альтернативное водоснабжение?.. Конечно же, нет. Единственные спасители — водовозки. Но воды в «обезвоженных» городах катастрофически не хватает.

В первые дни после аварии было принято решение не останавливать водозабор в полном объеме (за исключением наиболее загрязненных скважин), а все-таки подавать воду в котельные, на объекты коммунального, теплового хозяйства. Население Дрогобыча, Трускавца, Стебника было оповещено о том, что воду из кранов можно использовать лишь в технических целях.

Сегодня дефицит питьевой воды в этих городах и прилегающих селах становится проблемой номер один. Суточная потребность региона (кроме Трускавца, куда питьевую воду завозят в основном по графику) удовлетворяется всего на 15—20%.

Больше всех от недостатка питьевой воды страдает Дрогобыч, в котором проживает треть всех пострадавших от аварии. Развозят воду здесь 16 водовозок, но «на ходу» не все, так как для их заправки не хватает дизтоплива (парадокс: под землю ушло 85 тонн нефтепродуктов, а 1 тонну «наскрести» для водовозок не могут). Люди начинают терять самоконтроль. Мало того, что нужно выстоять километровую очередь, чтобы получить лимит питьевой воды, да еще далеко не всем она достается. Особенно страдают жители микрорайонов, которые иногда по несколько дней остаются без питьевой воды. Поэтому неудивительно, что люди стали организовывать «охоту» на водовозки. Увидев издали машины, они перекрывают дорогу, а когда водовозка останавливается, вычерпывают цистерну до дна.

Еще хуже обстоят дела в Стебнике, где питьевую воду жителям вообще не подвозят. Как сказал городской голова Николай Гориславский, на 24 января жители вычерпали воду из всех городских колодцев. Сам мэр использует воду из водопровода, предварительно ее прокипятив, но чувствует себя плохо — болит печень...

В курортном Трускавце возможности местной власти тоже исчерпываются. Мэр Трускавца Богдан Матолич рассказал, что на мероприятия, связанные с ликвидацией аварии на продуктопроводе, потрачено уже 248 тыс. грн. Скорее всего, Трускавец будет отказываться от воды из гирнянского водозабора. Решить проблему водоснабжения тут собираются за счет Бориславского водоканала и резервов собственного водохранилища. Предполагается строительство собственного 300-метрового водовода. Кстати, еще 1 февраля 1996 года было издано постановление Кабмина об усовершенствовании действующей системы водоснабжения Трускавца. Речь шла о таком водоводе. Что ж, осталось это постановление выполнить...

Но это — проблемы будущего пусть и не столь отдаленного. А что делать сейчас? Как быстро и эффективно ликвидировать экологическую беду и снять социальное напряжение? Местные власти надеются, что с этой задачей справятся...

В свою очередь директор института «Львовдипрокоммунстрой» Николай Одуха, главный гидрогеолог института «Укрзападгеология» Иван Масенко и другие специалисты считают, что проблему водообеспечения, например, Дрогобыча можно решить с помощью Львова и Стрыя. Для этого достаточно построить один километр водопровода и присоединиться к львовскому и стрыйскому водозаборам. В этом случае жители Дрогобыча и окрестных сел смогут получать 45 тысяч куб. метров питьевой воды в сутки. Вариант сравнительно недорогой и приемлемый. Но реально ли это? Ведь Львов тоже страдает от недостатка воды, которая в жилые микрорайоны подается по графику: в основном с 6 до 9 часов утра и в то же время вечером. Поэтому очень сомнительно, чтобы мэр Львова Василий Куйбида пошел на такой шаг.

Казалось бы, произошла авария местного масштаба, но она повлекла за собой массу серьезных и глобальных проблем. Решать их нужно немедля. Ведь под реальной угрозой — здоровье десятков тысяч людей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно