Чем меньше наценка, тем больше цена? В Украине есть механизмы, способные сделать лекарства более доступными

13 мая, 2005, 00:00 Распечатать

Заявление премьер-министра Юлии Тимошенко о снижении в ближайшем времени цен на лекарства на 10—40 процентов многие посчитали популистским...

Заявление премьер-министра Юлии Тимошенко о снижении в ближайшем времени цен на лекарства на 10—40 процентов многие посчитали популистским. Тем более что в аптеках не только ничего не подешевело, но и наоборот, дорожает с каждым днем. За последние месяцы основные препараты выросли в цене в среднем на 5,6%, а некоторые, в том числе и отечественные, — вдвое и даже больше. Адреналин, к примеру, подорожал на 47%, хлорид кальция — на 48%, вода для инъекций — на 50%, изониазид в растворе — на 130%, а 4-процентный раствор дофамина вообще на 584%!

Не добавило оптимизма совместное заявление главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения Виктора Рыбчука и генерального директора ОАО «Фармак» Фили Жебровской о том, что в результате последних экономических нововведений правительства спиртосодержащие препараты (а к ним относятся и жизненно важные кардиологические) еще больше подорожают. А высказывания высших фармчиновников об отсутствии действенного механизма регулирования цен и вовсе вызвало пессимизм, подтвердив наихудшие подозрения: нас просто хотят успокоить.

Между тем механизм такой как раз имеется и его активно используют в большинстве развитых стран мира. Более того, в Украине есть все необходимое для его внедрения уже в самое ближайшее время: подготовлены обоснования, методические рекомендации, произведены соответствующие расчеты. Отечественные ученые-фармацевты могут не только рассчитать, на сколько можно реально снизить цены, но и какими они должны быть, чтобы основные лекарственные препараты были доступны для населения.

— Сегодня есть реальная возможность снизить цены на лекарства, — утверждает заведующая кафедрой организации и экономики фармации Харьковского национального фармацевтического университета профессор Алла Немченко. — Правда, не на все, а лишь на определенные группы. Этого можно достичь за счет обоснования оптовой цены. Если речь идет об отечественном производителе, то несложно проверить, по какой цене была закуплена субстанция, из которой произведен препарат, какова его себестоимость, рентабельность производства.

В среднем, рентабельность по фармацевтической промышленности у нас составляет 70%, а некоторых препаратов — и все 200%. Цены на импортные препараты должны сравниваться с мировыми. Кстати, ВОЗ сопровождает перечень основных лекарственных средств базой мировых цен на них. Поэтому мы можем сравнивать, по каким ценам препараты к нам ввозятся, и не допускать их завышения. После такой экспертизы делается заключение: к примеру, вы, уважаемый производитель, завысили стоимость своего препарата, входящего в список жизненно важных, и чтобы иметь возможность его продавать, должны снизить цену.

Кроме того, чтобы такая система была действенной, нужно не просто проводить мониторинг и экспертизу цены, но и регистрировать оптовые цены на лекарственные препараты. Дело в том, что у нас сегодня все регулирование сводится лишь к ограничениям розничной наценки на лекарства: для продаваемых населению она не должна превышать 35%, а лечебным учреждениям — 10%. Причем регулируется таким образом ограниченный ассортимент — 154 международных наименования препаратов. Как видите, к снижению цен это не приводит.

— Почему? Если установить граничный предел наценки не 35%, а, скажем, в пять раз меньший, то и цены снизятся.

— Зайдя в аптеку, вы этого не обнаружите. К слову, аптеки и так сегодня работают с рентабельностью чуть более одного процента, а средняя наценка на препараты постоянно снижается и составляет 25—27%. Проблема в том, что, в отличие от таможенной стоимости на импортные препараты, оптовая цена отечественных нигде не фиксируется. А рынок стран СНГ отличается тем, что для него характерны высокие скидки — в среднем от 15 до 25%, а в некоторых случаях и до 60%.

Допустим, одна аптека купила препарат за гривну, а другая за гривну двадцать копеек: одной дали скидку, а другой — нет. Первая сделала наценку на него тридцать процентов и продает за 1 грн. 30 коп., а вторая всего двадцать и выставила в продажу за 1 грн. 44 коп. То есть наценка может быть ниже, а цена выше: все дело в цене.

— Получается, сегодня рентабельность аптеки и стоимость лекарств в ней зависят главным образом от личных отношений ее руководства с производителями и поставщиками?

— Совершенно верно. И это прекрасно понимают в Министерстве здравоохранения и правительстве. В 2003 году появился указ Президента, которым, с точки зрения обеспечения доступности лекарств, предписывалось ввести государственную регистрацию цен. Было принято и постановление Кабмина, утвердившее Государственную программу обеспечения населения лекарственными средствами на 2004—2010 годы, где также одним из пунктов значится введение госрегистрации цен. А в феврале нынешнего года состоялось обсуждение проекта введения регистрации оптовых цен на лекарственные средства. Но это категорически не устраивает наших фармпроизводителей, и они всячески лоббируют затягивание процесса.

— Вообще-то от государственного регулирования веет социализмом. Как это согласуется с принципами рыночной экономики и мировой практикой?

— В большинстве развитых стран действуют механизмы регулирования цен на медикаменты. Государство устанавливает единые розничные цены (предельный уровень) на лекарственные средства, которые указываются в справочниках, например Vidal. Деятельность же аптечных складов и аптек регулируется через уровень торговых скидок с розничных цен — пример Франции. Розничные цены на лекарства формируются на основе торговых наценок на оптовые цены. При этом уровень оптовых цен на основные лекарственные средства, как правило, декларируется и контролируется государством — пример Бельгии или Германии.

Сложилась закономерная тенденция, когда в странах ЕС цены снижаются под давлением систем обязательного медицинского страхования, которые компенсируют больному 75—90% стоимости лекарств. (В Украине такой показатель составляет 13—15%!) В Европе производители лекарств теряют более двух миллиардов долларов, которые «отбивают» в США и латиноамериканских странах, где больше распространено добровольное медицинское страхование. В результате, в США препараты втрое и более раз дороже, чем в странах ЕС.

Согласно рекомендациям ВОЗ, ценовая политика государств должна быть направлена на доступность, прежде всего, основных лекарственных средств. Они удовлетворяют потребности большинства населения и потому должны быть в каждой аптеке и по доступной цене. Рекомендованный перечень ВОЗ включает 300 международных непатентованных наименований и позволяет лечить 95% заболеваний. (У нас перечень основных лекарственных средств включает 740 непатентованных — это порядка 3000 торговых — наименований препаратов.)

В целом, независимо от используемых механизмов госрегулирования, в большинстве стран действуют единые розничные цены на медикаменты. Поэтому у наших граждан, побывавших за рубежом, возникает вопрос: «Почему в Украине так варьируются цены в разных регионах и даже аптеках?»

— Вы упомянули о доступности лекарств. Но, прямо скажем, доступность лекарств и их низкая цена не всегда одно и то же. Представление о том, низкая цена на препарат или высокая, часто зависит от того, с какой точки зрения на нее посмотреть. Скажем, по сравнению с мировыми ценами наши намного ниже.

— Не всегда. По онкопрепаратам наблюдается иная ситуация. Но мы предложили не только регистрировать оптовые цены, но и рассчитывать показатель доступности основных медикаментов с учетом индекса средней заработной платы, пенсий, индекса роста цен, а также соотношения минимальной зарплаты и пенсии и стоимости потребительской корзины. С октября 2001 года по сентябрь 2004-го показатель доступности рос и к концу указанного периода составлял 0,7 на импорт и 0,8 на отечественные препараты при необходимой границе, равной единице.

Однако в конце 2004 г. — начале 2005-го лекарства становятся менее доступными. Основная причина, на мой взгляд, связана с ростом оптовых цен отечественных производителей и таможенной стоимости импортных лекарств по евроконтрактам. Если производители и снизят оптовые цены на 10%, то это все равно будет не сопоставимо с реальным ростом оптовых цен.

В такой ситуации без экспертизы и госрегистрации оптовых цен украинских производителей и таможенной стоимости на импорт не обойтись. Введение этой непопулярной меры, как мне кажется, обеспечит реальность и прозрачность цен на основные лекарственные средства, позволит проводить не только внутренний, но и внешний мониторинг цен на них, и, как следствие, удешевление лекарств в рознице.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно