ЯД ПО БАРТЕРУ

21 марта, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 21 марта-28 марта

«Гуртом і батька легше бити». Пример «гуртового» решения довольно сложной пестицидной проблемы продемонстрировала Львовщина...

«Гуртом і батька легше бити». Пример «гуртового» решения довольно сложной пестицидной проблемы продемонстрировала Львовщина. Хотя еще год назад никто из заинтересованных (антагонистических) сторон в это не поверил бы.

Речь идет снова о Сянках, горном селе в самом отдаленном районе Львовской области («ЗН» от 14 июня 2001 г. и 28 июня 2002 г.). А прославились Сянки тем, что местный председатель Степан Василечко в 1994 году начал активно бороться с пестицидами, почти в течение двадцати лет «прописанными» в селе. Сначала в безопасном, а потом в разваленном складе хранилось более 11 тысяч непригодных к использованию и запрещенных пестицидов, загрязняющих окружающую среду, отравляющих сельский скот, отрицательно влияющих на природу. (Кстати, сейчас территория Сянок входит в региональный ландшафтный парк «Надсянский», в свою очередь являющийся составной частью международного биосферного природного заповедника «Восточные Карпаты».)

В конце концов свою миссию сельский председатель (с помощью общественности, а, главное, независимого экологического фонда WETI, объединяющего преимущественно молодых журналистов и экологов, собственно, и поднявших «бучу» в международном масштабе) выполнил: все пестициды на территории Сянок затарены в железобетонные контейнеры и хранятся на специальной заасфальтированной площадке (хотя пока что с территории села не вывезены). Но сколько за почти десять лет борьбы Василечко довелось вытерпеть!..

Различные государственные службы — экологические, санитарные и тому подобные единодушно заявляли, что сянкивские пестициды никакой угрозы ни для заповедной окружающей среды, ни для сельских жителей не представляют. Тем более что с 1999 года в области началась контейнеризация запрещенных и непригодных к использованию ядохимикатов, и в Туркивский район (преимущественно в Сянки) поступало большинство из приобретенных контейнеров, куда отходы и затаривались. Производители контейнеров гарантировали спокойное пребывание там химии от 50 до 100 лет. Но сельский председатель, жители села в это не очень-то верили, поскольку затаривали не отдельные виды, а смесь неизвестно чего, которая по-разному могла себя повести. Предупреждал председатель и о том, что контейнеры небрежно закрыты крышками. На это никто не обращал внимания.

И, как на грех, в конце весны прошлого года два контейнера из 24-х потекли: один вверху, а второй снизу — треснуло дно. Но и это попытались не увидеть госслужащие: дескать, кто-то из крестьян сорвал крышку (а вес ее огромен! — Авт.), вот химия и потекла, а внизу никакой трещины вообще нет. Казалось, конца-края не будет этому непонятному противостоянию.

И вдруг бывшие соперники стали по одну сторону баррикады. В конце ноября прошлого года сессия Львовского областного совета приняла региональную программу безопасного обращения с запрещенными и непригодными пестицидами на 2002—2005 годы. Главные ее направления: полная инвентаризация всех непригодных химических веществ, обеспечение их надежного сохранения (а если возможно — повторное использование) и создание специальных предприятий, занимающихся непригодными ядохимикатами до тех пор, пока они полностью не исчезнут «с лица земли».

В соответствии с областной программой, пестициды со всей Львовщины свезут в одно место, рассортируют, проведут инвентаризацию, кое-что утилизируют, а там, где есть возможность, направят на повторное использование. Предварительно уже определено и место такого общего областного склада. Это — склад действующий (правда, на его капитальный ремонт необходимы 900 тысяч грн.), и в нем может храниться около четырех тысяч тонн химических веществ — две тысячи тонн пестицидов и столько же минеральных удобрений. (Сегодня на территории области, согласно результатам последней инвентаризации, находится 759 тонн запрещенных и непригодных к использованию ядохимикатов.)

Деньги на ремонт склада теоретически найдены — 400 тысяч из областного фонда охраны окружающей среды и 500 тысяч — из государственного. Создается и предприятие, которое возьмет на себя все хлопоты о никому не нужной химии. Дальше будет проводиться работа по контейнеризации отходов, хотя на Львовщине киевские контейнеры себя немного скомпрометировали. Но, как говорят специалисты-экологи, к частичному разрушению контейнеров скорее всего привела небрежность тех, кто запаковывал туда пестициды и не придерживался всех технических требований. Виновные вроде бы найдены, но ни одного из них не то что не подвергли наказанию, а даже «в угол» на исправление не поставили. Кроме контейнеров, на Львовщине ядохимикаты планируют запаковывать и в специальные полиэтиленовые мешки, изготавливающиеся для раздельного хранения различных видов «химии». То есть на этом этапе о полном уничтожении запрещенных отходов пока что речь не идет: нет у Украины ни своей технологии, ни денег, чтобы сбросить эту проблему в другие государства, — речь идет лишь об их безопасном хранении.

И если на Львовщине в организационном плане этот вопрос, можно сказать, наконец решен, то сразу появилась другая проблема — против пестицидов выступила сельская община, на территории которой размещен склад, куда должны свезти все отходы из области. И снова забурлило общественное движение, возглавляемое уже некоторыми депутатами. Не хотят люди брать к себе чужую «химию», не верят в безопасность ее хранения, отстаивают свои права. А права у них значительные. Ведь если территориальная община принимает решение запретить ввоз веществ, опасных для жизни людей и окружающей среды, то отменить это решение практически никто не имеет права. Следовательно, в определенной степени снова получается замкнутый круг...

Степан Татух, начальник отдела контроля земельных ресурсов Львовского областного управления экологии, говорит, что нередко община принимает решение без какого бы то ни было аргументированного основания. Поэтому прокуратура все же должна отслеживать принятие местными общинами таких решений. Ведь речь идет об экологической безопасности государства. И, бесспорно, должен существовать и компенсационный механизм. Это — общеобразовательная норма. Поступается община какими-то своими интересами — следовательно, должна получить за это определенные «блага», скажем, новую школу, благоустроенные дороги и тому подобное. То есть сегодня община диктует условия своего существования. Административные решения, давление власти не являются решающими, как было раньше. И, по-видимому, с этим придется считаться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно