ВМЕСТО КРАСНОГО КОММУНИЗМА — ЗЕЛЕНЫЙ?

17 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 17 октября-24 октября

Черный юмор «зеленых» позволяет увидеть в привычном немало неожиданного. К примеру, как вам нрави...

Черный юмор «зеленых» позволяет увидеть в привычном немало неожиданного. К примеру, как вам нравится такой совет: не прячьте спички от детей — все равно вокруг все горит… Или: нечего зарывать голову в песок — он радиоактивный…

Книга «Украина моя радянская», написанная лидером Партии зеленых Виталием Кононовым, сразу же заставила меня вздрогнуть — по аспидно-черному анархическому полю ее обложки были рассеяны серпы и молоты вперемежку с трезубцами. Ничего хорошего не ожидая, раскрыл ее и начал читать… Оторвался лишь, когда закончил последний абзац.

Если искать литературные аналогии, пожалуй, ближе всего к ней (пусть и написанный 200 лет назад) труд Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», изданный в собственной типографии автора. Та книга появилась в печати, поскольку императрица, начитавшись французских просветителей, отменила цензуру в России. «Путешествие…» заставило ее пожалеть об этом — тираж радищевского детища быстренько собрали и пустили под нож. Как видим, технологии манипуляции общественным мнением — достояние не наших дней. И тем не менее около двадцати тех бунтарских книг доселе хранятся в лучших библиотеках мира. Все известные политические революционеры России не преминули упомянуть в своих биографиях о том, какую роль сыграл этот труд при выборе их жизненного пути…

Сюжет книги Виталия Кононова, вышедшей в 2003 году, незамысловат и хорошо обкатан — автор плывет по реке (в данном случае это Буг) на лодчонке, всматривается в окружающий мир и делится своими впечатлениями с читателем. Впрочем, «плывет на лодке» — сказано слишком сильно. Немало времени автор проводит в поисках истоков реки, которую так заилило, что эти самые истоки попросту исчезли. Когда река все-таки появляется на свет божий, лодочнику от этого не становится легче — ему то и дело попадаются на пути «заросли» ржавого железа вперемешку с полиэтиленовыми пакетами, автомобильными шинами и прочими признаками цивилизации. Поэтому временами путешественник обходит рукотворные «пороги» пешком, едет на телеге, тракторном прицепе, попутке. Он ночует в хатах селян и с удивлением открывает для себя ту Украину, которую до сих пор не видел. Все это заставляет партийного лидера «зеленых» признаться, что электорат, посещающий хорошо подготовленные предвыборные митинги, весьма отличен от украинского народа, встречавшегося ему на длинном пути.

В книге за душу берет многое. Меня, пожалуй, более всего тронуло описание содержания «потребительской корзины» сельского жителя страны самых богатых в мире черноземов. Думаю, эти строки заставят прослезиться даже тех, кто знаком с рационом Освенцима и Треблинки.

Автор не без иронии глядит на окружающий мир, вовсе не располагающий к смеху. Однако как не улыбнуться, когда «в витрине, рядом с печенкой, сердцем и легкими убиенного барана, высилась жалкая кучка мозгов с удивительной этикеткой: «Ум — 1 р. 20 коп. — один кг»…

Как часто мы любим говорить о том, что «нам мешают», «не дают», «гнобят веками»… Однажды в городке Черный Остров предводителю «зеленых» показали хату украинского баснописца Глибова, басни которого мы все учили в школе. «Хата Глибова, — пишет Кононов, — брошенное, никому не интересное строение. Совсем недавно в нем еще жили люди. Сейчас в нем никто не живет, то ли выехали, то ли умерли, я так и не понял. Крашенное синькой, длинное, в четыре окна, оно смотрит на заросший и захламленный двор с тоской и грустью: «Скорее б умереть, чтобы не мучили. Не били окна и не растаскивали шифер».

Здесь же, в хате в Черном Острове, Глибов — наш классик — написал песню, ставшую уже народной:

Стоїть гора високая,

Попід горою гай

Зелений гай густесенький

Неначе справді рай…

Під гаєм в’ється річечка,

Як скло вода блищить…

«Гора высокая» — вот тот холмик, а речечка из песни — Буг, состояние которого доставило немало горьких минут путешественнику. Под мостом на реке автора удивили флотилии из яичной скорлупы, водившие хороводы в грязных заливах. Что это?.. Местный житель объяснил, что так обитательницы этих мест «лечатся» от всех болезней, считают — если выбросить яичную скорлупу через левое (а может, через правое?) плечо, река вместе с ней унесет и все напасти, болезни, неприятности… Увы, на смену не очень хорошей в недалеком прошлом медицине пришла настоящая средневековая дикость…

У мужчин в украинской провинции свои «прибамбасы»: откровенное пьянство, наркомания и другие занятия, замешанные на чудовищном ощущении безнадежности и бессмысленности бытия.

«Работающих бань в украинском селе просто нет, — пишет в своей книге Виталий Кононов.

Купаться народ все же любит и использует для этого лето вовсю. Пацаны не вылазят из Южного Буга, даже в местах, где вода ниже колена, устраивая купальни-копанки. Но, к сожалению, в Украине бывает зима…

Все это составляющие того, что можно назвать жизнью в дерьме, и такие предвестники культурной весны, как туалетная бумага в сельских клозетах, не могут не радовать душу патриота»…

Об отношении наших предков к гигиене путешествующие по Украине иностранцы оставили немало свидетельств. Виталий Кононов с размахом и дотошностью профессионального «зеленого» дает этой теме новый поворот: «Первые годы нашей независимости врезались в память первых зарубежных посетителей не хлебосольством и государственными атрибутами, а засранными обочинами приграничных переходов.

Я не прошу прощения за это прилагательное, поскольку все остальное — «обделанными», «загаженными», «закаканными» — просто не отображает реальной действительности. Именно засранными обочинами парадных дорог встречала наша европейская страна дорогих гостей, переметывая им дорогу и цепляясь за шины обрывками газет, салфеток, ненужных документов с характерными следами характерного применения…».

Здесь прерываю цитирование, поскольку даже в очень сокращенном виде оно дает, на мой взгляд, достаточно образное представление, в частности, и о том, почему у нас возникли непредвиденные трудности со вступлением в ЕС. Не менее экологичен взгляд представителя «зеленых» и на нашу внутреннюю жизнь: «Даже в туалетах высшего законодательного собрания — Верховной Раде — до 1998 года смердело…

Я много видел. Видел наклеенных мушек в писсуарах амстердамского аэропорта, колотый лед в писсуарах ЮАР, ватерклозеты на огороженных от диких зверей площадках национальных парков Африки, но более загаженного туалета, чем в центре Умани, на улице Эрнста Тельмана, возле Педагогического института, не встречал нигде.

И это в городе, где есть примеры иного отношения к человеческим потребностям. Стоит только посетить аналогичные заведения в месте паломничества к еврейскому праведнику.

А что будет, если десятки тысяч паломников и посетителей Софиевки, ежегодно приезжающих в славный город, вдруг вздумают заглянуть в общественный городской туалет. Представляете пиар?

Господин мэр! Только не говорите, что в городской казне нет денег. Это не оправдание перед народом, который не хочет носить звание редких засранцев. Введите специальный туалетный налог, только избавьте нас от этого компромата».

Виталий Кононов со спокойствием летописца, еще не знакомого с литературными ухищрениями, позволяющими облагородить дурно пахнущие детали бытия, тщательно описывает элементы быта, на которые не обратит внимания рядовой литератор. Невольно захотелось задать автору несколько вопросов:

— Виталий Николаевич, меня в вашей книге удивила шокирующая прямота, с которой вы готовы обсуждать любые болезненные вопросы. Собственно, что вас подвигло на такую откровенность?

— Трезвый взгляд на себя вообще не свойственен человеку — везде любят себя приукрашивать. Знаете, существуют даже такие упражнения по психотренингу, когда много раз говоришь сам себе: «Я сильный, я красивый, я умный!». И в этом есть смысл, потому что если мы не скажем себе этого, то и шансы наши на выживание уменьшатся. Это защитный механизм, который издавна существует в культуре многих народов.

— Вы в своей книге решились достаточно резко сказать, что мы и нищие, и безынициативные, и даже не особенно чистоплотные. И это когда основная масса политиков кричит о борьбе с «комплексом неполноценности», который нам будто бы мешает двигаться вперед. Зачем вы мешаете нам любоваться собой, сочинять очередные небылицы о том, что все великое родилось и пошло отсюда?

— Прежде всего хочу подчеркнуть: решился на это, поскольку твердо уверен — мы не наихудшая страна и у нас далеко не наихудший народ. Есть в мире государства, в которых люди живут намного беднее. Но это не оправдывает того, что видим вокруг нас, — такой образованный народ, как наш, не имеет права жить в таком г… Ну был бы уровень развития нашего общества очень низкий, ну были бы наши люди опутаны всякими дикими суевериями, не удивляло бы, что они так живут. Но Украина была на весьма высоком уровне и неожиданно упала в болото. Подтверждения тому видишь на каждом шагу. Наиболее показательное может заметить каждый в столице — бомжи сидят на мусорках и… читают литературу. Такого вы не увидите нигде. Это нонсенс! Или посмотрите, какого интеллектуального уровня люди стоят на базарах и торгуют всякой копеечной чепухой — среди них масса образованных и интеллигентных людей. Это великое преступление людей, олицетворяющих власть.

— И у вас есть ключ к тому, чтобы повернуть все к лучшему?

— Не все, но хотя бы радикально изменить отношение к окружающему миру. Нужно воспитывать народ, упорно учить его более цивилизованному отношению к природе…

— Идея перевоспитать народ, отучить его от пагубных капиталистических привычек, чтобы он не рвался к идеалам потребительского общества — это мы уже проходили и, кажется, поняли, что переделать заложенное в человеке на генетическом уровне невозможно, даже применяя самые жесткие меры. Неужели после столь масштабного и беспощадного большевистского эксперимента вы еще верите, что сможете просветительской деятельностью что-то сделать?

— А у человечества нет другого выхода — оно должно разумнее относиться к природе. Иначе нас всех ждет крах. Да, просветительская деятельность растянута во времени и не проявляется так быстро, как хотелось бы. Так что вопрос в другом — хватит ли у нас времени на проведение этой политики. Терпения хватит, а времени может не хватить. Могут кончиться ресурсы Земли, и все закончится само собой…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно