В Украине назрел водораздел

Поделиться
Об этом заявляют ученые и специалисты, ссылаясь, в частности, на результаты исследования отечеств...

Об этом заявляют ученые и специалисты, ссылаясь, в частности,
на результаты исследования отечественного рынка
бутилированных вод, проведенного по международным нормативам

Лето, жара, жажда… Под крышей павильона с прохладительными напитками глаза разбегаются от названий на бутылках различной емкости. Хочется просто чистой воды — в воображении всплывает заманчивая картинка: журчащий источник в тени деревьев со студеной хрустально прозрачной водицей. «Берите эту, у нее семь степеней очистки…» — советует продавец.

…Вода теперь товар

То, что еще не так давно считалось даром природы, как воздух, и доставалось тоже даром, — стоило лишь опустить ведро в колодец или подставить ладонь под родниковую струю, — теперь доступно не каждому. Сегодня во многих странах высококачественная вода является ценным продуктом и стоимость ее довольно высокая. Расфасованная (бутилированная) питьевая вода становится все более распространенным товаром и на отечественном рынке. Как говорится, вода уже не дар — вода теперь товар. Ее производство из года в год увеличивается, ассортимент становится шире, хотя объемы потребления пока значительно уступают среднеевропейским. Так, по данным Beverage Marketing Corporation, итальянец в год выпивает в среднем 190 литров упакованной воды, француз — 138 л, немец — 127 л, испанец — 146 л, мексиканец — 178 л, американец — почти 100 л, чех — 90 л и т. д. Что касается Украины, то, по подсчетам отечественных специалистов, уровень потребления бутилированной воды составляет немногим более 30 литров на человека (в год).

Между тем, если рынок упакованных вод в европейских странах остается практически неизменным, то в Украине стремительно развивается — только в 2006 году рост его объема составил 17 % по сравнению с 2005 годом, а, по прогнозам, за текущий год он возрастет еще на 16%. Повышение спроса населения на бутилированную питьевую воду, как полагают специалисты, обусловлено несколькими причинами. Это, во-первых, экологический фактор, увеличение количества экстремальных ситуаций, в том числе с повреждением систем централизованного водоснабжения; во-вторых, изменение образа жизни населения — все большее количество людей питается вне дома (командировки, туристические поездки и т. д.), что приводит к повышению риска заболеваний, вызванных употреблением недоброкачественной воды; в-третьих, расширение знаний о последствиях заболеваний, вызванных «водным фактором», а также о требованиях к безопасности питьевой воды.

Бурное развитие рынка диктует необходимость в новых подходах к классификации этой продукции. Сегодня под общим названием «питьевая вода» объединены весьма различные по составу и назначению продукты. Не все бутилированные воды пригодны для ежедневного употребления. В нашей стране есть очень жесткие ограничения по химическим компонентам для такой воды, и в то же время гораздо меньше внимания уделяется ее происхождению. В этом кроется одна из причин того, что, в отличие от остальных европейцев, в Украине не различают просто очищенную питьевую воду от природной. А ведь именно с размежевания этих двух видов упакованных вод начинается определение ее (т. е. воды) в Codex Alimentarius — главном пищевом стандарте ООН, которого должна будет придерживаться и Украина после вступления в ВТО.

В мире уже давно существует четкая классификация бутилированных вод, которую, по мнению специалистов, целесообразно ввести и в Украине. Согласно этой международной классификации, они делятся на две основные категории — природные и подготовленные (обработанные). Существует ряд критериев, по которым определяется их принадлежность к одной из этих категорий.

Так, природными (натуральными) считаются воды, которые добывают из природных источников, подземных месторождений с соблюдением всех мер предосторожности, дабы сохранить их первоначальный состав (первозданность). Дело в том, что оптимальным химическим составом может похвастаться далеко не каждый источник, такие месторождения — редкость и представляют собой настоящее природное сокровище. Подготовленные упакованные воды могут происходить из любого типа водных ресурсов как поверхностных, так и подземных, содержать специально добавленные минеральные вещества. Как известно, новейшие технологии позволяют довести до питьевой кондиции даже очень загрязненную воду: ее подвергают механической фильтрации и химической очистке, деминерализации, искусственной минерализации, обработке обратным осмосом, ультрафиолетом и т. д. Вследствие такого технологического «насилия» на выходе получается хотя и безопасная, пригодная для питья, но, тем не менее, искусственная вода.

Согласно требованиям Федерации производителей бутилированных вод Европы, на этикетке обязательно должно быть обозначено происхождение воды. У нас же маркировка на бутылке способна ввести в заблуждение не только потребителя, но и специалиста.

Тестирование показало…

Недавно научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест» провел анкетирование производителей репрезентативных торговых марок питьевых вод, в ходе которого попросил производителей упакованных вод ответить на вопросы о происхождении их продукции и о применяемых технологиях очистки. Воды оценивались не по критериям их химического состава, чистоты или вкусовых качеств, а с точки зрения сохранения их природных свойств. Опрашиваемым предлагалось дать ответы на несколько вопросов, в частности: место розлива, транспортировка от источника до места розлива, тип водозабора, а также используемые методы по очистке и обеззараживанию воды. Как отмечали эксперты, далеко не все производители, которым направили анкету, согласились ее заполнить, некоторые, ссылаясь на коммерческую тайну, отказались принимать участие в этом опросе.

Результаты первого исследования отечественного рынка упакованных питьевых вод были обнародованы на пресс-конференции «Питьевая вода: на пути к евростандартам». Как оказалось, только два наименования бутилированной воды известных производителей (из 16, заполнивших анкету) относятся к первой категории, то есть природным водам, все остальные — ко второй (подготовленная, обработанная вода). (На сайте центра — www.test.org.ua — имеется более подробная информация об этом исследовании).

Эксперты НИЦ «Тест» пришли к однозначному выводу: главный «водораздел» проходит между категориями «природные» и «подготовленные» воды.

«Независимо от того, как скоро наша страна присоединится к ВТО, наш потребитель имеет право на информацию о различиях в продуктах первой жизненной необходимости, — отметил президент Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. — В этом исследовании мы не задавались целью определить качество упакованных вод. Просто речь идет о разных категориях продуктов. Как, например, если бы мы говорили о свежеотжатом соке и искусственном витаминном комплексе. Оба продукта являются качественными, но их различное влияние на организм нельзя сбрасывать со счетов.

Исходя из международных и европейских требований, большинство бутилированных вод на украинском рынке следует отнести к категории «подготовленные упакованные воды». В то же время подходить с одной меркой к достаточно разным продуктам (например, одна вода имеет полностью измененный химический состав, а другая была подвергнута только обеззараживанию) тоже нельзя, поэтому в категории «подготовленные упакованные воды» логично будет выделить подгруппы. Это будет следующим шагом на пути к созданию классификации бутилированной воды».

Декрет для источника

Почему Европа делает особый акцент на разделении природных и подготовленных вод? В первую очередь сказываются традиции. Один из первых документов, разработанных с целью сохранения качества воды в природных источниках, которые использовали для ее розлива в емкости, был декрет французского правительства 1856 года. Интересно, что принципиальные положения этого декрета стали базовыми для директив ЕС и документов Codex Alimentarius, разработанных для бутилированных питьевых вод и действующих в настоящее время. 95% бутилированных вод в Европе — природного происхождения, тогда как например в Азии — около 25%. Уважительное отношение к своим источникам, культура водопотребления — это истинно европейская традиция.

«Такая классификация, безусловно, нужна — и государству, и производителям, и потребителям, — считает доктор медицинских наук, профессор Татьяна Стрикаленко. — Не только потому, что мы стремимся в ВТО, где соблюдение требований Codex Alimentarius является азбукой, его требования обязательны для всех стран, вступающих в эту организацию. Просто грех Украине, имеющей лучшие в Европе запасы подземных вод — а это весь карпатский регион, — по-прежнему придерживаться требований тех стран, в которых совершенно нет доброкачественных источников подземной воды. Это же неуважение к собственной стране, ее природным богатствам, в конце концов, к ее экспортному потенциалу.

Глубоко убеждена, что такая классификация нужна также производителям. Подземные воды разливать намного труднее, чем подготовленные. Необходимо соблюдать строгие требования к водоисточнику, его защите. Поэтому на такую воду везде выше цена. Мы не умеем себя уважать, свои подземные воды.

Уже несколько лет ведется дискуссия — есть ли разница во влиянии на организм десятки раз обработанных, очищенных-переочищенных вод и природных, первозданных. Многие ученые считают, что природная вода более полезна для организма, имеется уже много научных фактов в пользу этой точки зрения. Я говорю о природных питьевых водах, не касаясь минеральных, с особыми свойствами. Поэтому в принятии такой классификации заинтересованы все».

По мнению заместителя директора Института экогигиены и токсикологии им. Л. Медведя Анатолия Подрушняка, классификация упакованных вод должна появиться как можно скорее. Сегодня, покупая бутылку воды, потребитель не в состоянии разобраться, за что он платит деньги. Много раз очищенная, и кислородом обработанная, и УФ-лучами… Но в любом случае это вода подготовленная, обработанная. В последнее время все больше появляется данных о том, что все-таки более здоровой для организма, биологически активной и полезной является природная вода.

«Закон о защите прав потребителей говорит о том, что информация для потребителя должна быть достоверной, полной и своевременной. Почти единственным источником инфомации для потребителя о фасованной воде является этикетка. Однако у нас сложилась практика, что она (этикетка) используется как реклама. На ней много места отведено названию торговой марки, картинке и совсем не значительное — информации для покупателя. Это нарушение прав потребителя, — возмущается Наталья Бородачева, эксперт проекта ООН и Евросоюза «Потребительское общество и гражданские объединения». — Информация, адресованная потребителю, даже на продукции очень популярных торговых марок, для него фактически недоступна, так как подана мелким шрифтом, многие не могут прочесть, что там написано, даже в очках. Это и неуважение к потребителю, и нарушение законодательства. Иногда на этикетке можно увидеть: негазированная минеральная природная столовая натуральная вода. Что из этого может понять потребитель?»

«Действительно, сегодня, прочитав этикетку, потребитель мало что поймет, — дополняет Т.Стрикаленко. — Более того, напуганный информацией из газет о том, какая у нас никудышная водопроводная вода, он будет отдавать предпочтение той, которая прошла шесть или семь ступеней очистки да еще с добавлением серебра в концентрациях, допустимых разве что только для космонавтов (то есть для экстремальных условий и непродолжительного приема)».

Есть и другая опасность — поддельная продукция. О том, что рынок бутилированной воды, как и в прежние годы, наводнен фальсификатом, можно не сомневаться. Никто систематически и серьезно не занимается его мониторингом, не повышает планку требований к качеству продукции. За рубежом существуют ассоциации производителей бутилированных питьевых вод, которые объединяют большинство компаний-производителей и, учитывая конкуренцию на рынке, принимают дополнительные требования и к качеству продукции, и к ее производству — начиная от защиты водоисточника и заканчивая мероприятиями по защите окружающей природной среды. К сожалению, в Украине нет такой ассоциации, хотя о необходимости ее создания поднимался вопрос еще несколько лет назад. Почему-то не спешат наши производители объединяться. Впрочем, несложно догадаться, почему. Возможно, принятие классификации упакованных питьевых вод заставит их оторваться от своей скважины (или трубы?), определить свое место в рыночной водной стихии и начать усиленно «грести». Нет, не под себя — к берегу цивилизованных требований и стандартов. Иначе «на плаву» долго не продержаться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме