В ЕВРОПЕ. ПОЧТИ

Поделиться
C 21 по 23 мая в киевском Международном выставочном центре проходила 5-я Панъевропейская конференция министров экологии «Окружающая среда для Европы»...

C 21 по 23 мая в киевском Международном выставочном центре проходила 5-я Панъевропейская конференция министров экологии «Окружающая среда для Европы». В ее работе должны были принять участие делегации из 53 стран Старого Света, Америки, Кавказа и Центральной Азии, а также представители многочисленных международных и неправительственных организаций. Проигнорировали мероприятие Исландия, Андорра и Израиль. Впрочем, и многие другие развитые государства-—участники 5-й «Окружающей среды…» более чем красноречиво продемонстрировали свое отношение к киевскому форуму, прислав в качестве глав «экодесантов» чиновников, чей ранг на порядок ниже министерского.

Основное политическое значение киевской конференции, по мнению экспертов, заключается в том, что она определила новые пути для транснационального сотрудничества после расширения Европейского Союза. Пожалуй, ни один из документов конференции не вызвал столько дискуссий, как Стратегия экологического партнерства для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, принятая в формате государств Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Поначалу предполагалось, что страны бывшего СССР, среди которых и Украина, подпишут отдельный документ, так называемую «стратегию 12-ти». В таком случае было бы сложно согласовывать многие законодательные позиции, развивать сотрудничество даже между бывшими странами соцлагеря, добиваться равенства в отношении с европейскими партнерами. Украина предложила расширить рамки Стратегии, пойти на своеобразный компромисс: в ЕС мы, разумеется, не вошли, но принятый документ максимально приближает нас к экологическому законодательству Евросоюза. В новом формате документ обеспечивает практически полное юридическое равенство между странами ЕС и их постсоветскими партнерами.

Уравнивает нас с европейскими государствами и целый ряд других документов, принятых на конференции. Например, три протокола: о регистрах выбросов и переносах загрязнителей, о стратегической экологической оценке и о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный воздействием трансграничных промышленных аварий. Первый позволит не допустить превращения нашей страны в международную свалку отходов: теперь такой «импортер» обязан будет открыто сообщить о своих намерениях на определенном сайте в Интернете. Более того, о своих выбросах обязаны будут сообщать и большинство промышленных гигантов, постоянно загрязняющих окружающую среду.

— Протокол, — отметила заместитель директора международного центра «Эко-согласие» Ольга Сперанская, — даст возможность различным заинтересованным структурам получать информацию (она будет ежегодно обновляться) о конкретных загрязнителях и их источниках. Ведь часто что происходит? Общественность пользуется слухами, непроверенными данными, а потому чиновники не желают с ее представителями разговаривать. Теперь неправительственные организации или даже просто жильцы какого-либо района могут войти в Интернет и получить информацию от самого предприятия. В том случае, если загрязнения превышают нормативы, общественность может сообщить об этом в соответствующие органы и потребовать принять адекватные меры. По регистру можно сравнить, к примеру, ситуацию нынешнюю и прошлогоднюю, проследить динамику. К сожалению, целый ряд позиций в Протокол не вошел. К примеру, рапортовать о переносе загрязнителей необходимо лишь в том случае, если отходы перевозятся из одной страны в другую. Если же их перевозят внутри страны, то заявлять об этом никто не обязан. Не подлежат декларированию и хранилища отходов, например запасы устаревших пестицидов. Предприятие, выбрасывающее отходы, докладывает лишь об их объемах, а не о том, что в них содержится. Ничего не говорится в Протоколе и о создании централизованного регионального регистра.

Определив нарушителя, общественная организация может провести экологическую экспертизу, определить размер нанесенного ущерба и добиться его компенсации. Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий, закрепляет принцип международного права «загрязняющий платит». Этот документ обеспечит режим гражданской ответственности, а также адекватной и незамедлительной компенсации за ущерб, нанесенный природе Европейского региона. Страны фактически берут на себя ответственность по обеспечению превентивных мер в данной сфере. Вышеупомянутым Протоколом предусмотрена также организация финансовой поддержки международными структурами, которые могут профинансировать налаживание качественной системы предотвращения возможных аварий на производстве.

Как отмечают специалисты, конференция во многом оправдала возложенные на нее надежды отечественных политиков и экологов. Уже сейчас начались переговоры о конкретных финансовых проектах, связанных с решением целого ряда экологических проблем различных украинских предприятий, дан новый импульс процессу европейской интеграции. Какую роль в нем сыграет наше государство, сегодня прогнозировать сложно. Но во многом от нас самих зависит, станет ли Киев более или менее влиятельным игроком на панъевропейской экологической арене либо ограничится скромной ролью хлебосольного хозяина 5-й «Окружающей среды для Европы» и вытекающими отсюда немногочисленными позитивными последствиями.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме