В ЧИНОВНИКЕ ПРОСНУЛОСЬ ЧУВСТВО ГРАНДИОЗНОГО...

2 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Заметки с заседания межведомственной экспертной комиссии при НАН Украиныпо вопросам строительст...

Заметки с заседания межведомственной экспертной комиссии при НАН Украины
по вопросам строительства глубоководного судоходного пути Дунай—Черное море

Темпы роста украинской экономики, по-видимому, послужили питательными дрожжами, подстегнувшими рост бюрократических фантазий. В психологии людей власти неожиданно пробудилось, казалось бы, уже навсегда исчезнувшее (вместе с гибелью Советского Союза) чувство любви к грандиозному. Все чаще отмечается хорошо известный чиновничий зуд — куда «зарыть» появившиеся у государства деньги.

Поэтому неудивительно, что когда в последние месяцы часть украинской прессы с хорошо сдирижированным энтузиазмом начала сообщать о подготовке к углублению одного из рукавов в украинской части дельты Дуная, экологи, да и просто внимательные читатели насторожились: неужели возвращаются времена «великих строек»?

Благородные мотивы развертывания гидрологических работ хорошо узнаваемы — мол, углубление рукава откроет путь достаточно мощным судам и вернет к жизни умирающие украинские порты в устье Дуная. В сообщениях делается акцент на том, что, кроме всего прочего, будет решена нелегкая в этих местах проблема занятости и, как следствие, связанные с ней социальные проблемы. Знакомы и обвинения в адрес экологов в том, что они за заботой о своих птичках и жабках не видят проблем простого человека... Только сколько раз уже так бывало — не позаботились о братьях наших меньших и накликали на свою голову беду, которую до сих пор расхлебать не можем.

Подобные опыты преобразований природы знакомы и другим народам. Не зря же так много пустынь на теле Земли. Поэтому 170 стран на конференции в Рио-де-Жанейро пришли к выводу, что каждый хозяйственный проект, реализующийся на планете, должен подчиняться интересам сохранения окружающей среды.

У планов «что-то углублять и поворачивать русла рек» всегда хватало решительных противников в академической среде. На этот раз их реакция оказалась молниеносной и очень мощной. Ученые, в принципе, не возражали против проекта, который бы решил социальные и судоходные проблемы региона. Но конкретно проект, предложенный фирмой «Дельта-лоцман» из Николаева и интенсивно поддержанный Министерством транспорта Украины во главе с министром Валерием Пустовойтенко, ученые подвергли уничтожающей критике, а докладчика даже прямо упрекнули в непрофессионализме.

Традиционного академического спокойствия в обсуждение экологической проблемы не добавило и письмо главного управления разведки СБУ. Солидное ведомство также решило высказать свое отношение к углублению Дунайского русла и направило свое послание премьер-министру Анатолию Кинаху. Как считают ученые, хотя в письме и говорится о национальных интересах, но в нем отсутствует убедительное профессиональное обоснование. Впрочем, главное ученые уловили — в этом письме не так важен смысл, как адрес отправителя.

Очевидно, борьба вокруг проекта углубления Дунайской дельты — событие знаковое. Ученые считают, что нельзя допустить подобный вандализм в XXI веке, когда человечество готовится серьезно работать над воплощением идей исторической конференции в Рио-де-Жанейро. Мало того, под документами той конференции есть и подпись председателя Верховной Рады Украины Ивана Плюща.

Корреспондент «ЗН» присутствовал на недавнем заседании межведомственной экспертной комиссии при НАНУ по вопросам строительства глубоководного судоходного пути Дунай—Черное море. Комиссия рассмотрела вариант строительства канала, разработанный николаевской фирмой «Дельта-лоцман», и альтернативное предложение, подготовленное коллективом одесских специалистов, возглавляемым Вилемиром Зизаком. Репортаж с заседания экспертной комиссии дает представление о том, с какого уровня проблемой сегодня столкнулась (очевидно, не в последний раз) Украина.

Неумирающее обаяние великих строек

 

В Украине в эпоху «развитого социализма» был реализован ряд, мягко говоря, непродуманных народнохозяйственных проектов. Примеров можно привести сколько угодно, но, пожалуй, вне конкуренции — каскад гидроэлектростанций на Днепре, который превратил живую реку в ряд медленно умирающих так называемых морей. Остается лишь гадать, как можно было аккумулировать воду, увеличивая многократно площадь испарения? Как можно было загонять под воду около 600 тысяч гектаров высокопродуктивных пойменных земель? Вода цветет до сих пор. Тысячи тонн дохлой рыбы отравляют запахом гниения все вокруг...

Украина понесла огромные потери, но экологи уверены, что сейчас мы ощущаем только первые последствия — этот шрам вряд ли удастся залечить в обозримом будущем. Но преобразователей природы горький урок ничему не научил. Они предложили начать масштабное... осушение болот Полесья под предлогом заботы о людях: нужно увеличить площадь производства сельскохозяйственной продукции. И все это говорилось тогда, когда 30% выращенного урожая оставалось нетронутым на полях.

Против осушения учеными были выдвинуты очень серьезные возражения. Болота тысячелетиями аккумулировали воду и были главными источниками подпитки верхних притоков, поддерживающих на протяжении года полноводность главной реки Украины. Но остановить рвение ретивых мелиораторов не удалось. На сегодня осушено 2,5 млн. гектаров в украинском Полесье.

Какие доводы против могли быть услышаны, когда бюджет одного Министерства мелиорации в то время превышал весь бюджет Украины! Перед мелиораторами стояла нелегкая задача — освоить миллиарды рублей, иначе заберут. От избытка денег при отсутствии гражданского контроля их попросту «зарывали» в землю.

Несколько лет осушенные болота эксплуатировали, что привело к переосушению торфяников, выходу на поверхность так называемых «кочующих песков», прикрытых ранее торфом... Полесье начало терять эти земли. Инициативные белорусы (в советское время они были лидерами по части осушения болот Полесья) сейчас предложили украинцам вместе взять грант по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», чтобы... ренатурализовать Полесье. Теперь вместе приходится ломать голову: где найти воду, чтобы вернуть жизнь болотам, которые перестали существовать...

Не менее впечатляющей по своему безумию стала следующая авантюра — широкомасштабное обводнение земель Таврии. Для этого построили гигантские каналы. Равного Каховскому магистральному не было в Европе. Мощные насосные станции качали в него воду из Днепра. В поля юга Украины воды было влито немеряно. В результате добились... подтопления миллионов гектаров орошаемых земель, потому что украинские черноземы не выдерживают чрезмерного орошения...

Показательно, что осуществленные великие стройки вскоре начали диктовать стране новые проекты — оказалось, в результате всего этого Днепр настолько обессилел, что перестал пополнять Днепро-Бугский лиман былым количеством пресной воды. В него начала поступать соленая вода из Черного моря. Появились грозные признаки деградации целого региона.

Вот тогда и родился новый план — раз Днепр обессилел, давайте перебросим в него часть воды из Дуная. Неизвестно, как далеко бы мы зашли в реализации нового плана. Может, удалось бы и Дунай испортить, но на этот раз не выдержала Европа — нам начали все настойчивее указывать на то, что мы уже начали нарушать планетарные процессы.

Когда Украина обрела независимость, идея переброски Дуная в Днепр как-то сама собой угасла, поскольку и деньги кончились, и те особо активные люди с орденами за великие преобразования природы ушли в отставку либо в мир иной. Казалось бы, вот теперь в обращении с природой все будет по-иному...

 

Что нам стоит поменять законы!

 

С чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор вокруг углубления хода для судов в Дунае? Началось все еще в приснопамятные времена — с двух сторон украинско-румынской границы одну и ту же проблему устройства морского порта, к которому можно было бы подойти каравану судов с реки, решали мы и румыны. Логика руководителей была в принципе разной — наши старались построить порты подешевле. И каждый раз наступали на одни и те же грабли — судоходные пути заносило илом, корабли вскоре не могли подходить к причалам.

Румыны строили свой единственный порт в Констанце с размахом. Только в создание глубоководного канала вложили около двух миллиардов долларов. Но построили его так, что разом решили все проблемы: и корабли по нему смогли ходить, и река не заиливала канал. Потом еще раз не стали экономить «на мелочах» и вложили столько же в инфраструктуру порта. Итог говорит сам за себя: 70 млн. тонн грузооборота в год только в Констанце — это больше, чем грузооборот всех 24 украинских портов. Кроме того, мы имеем постоянные проблемы с тем, что подходы к портам приходится непрерывно углублять.

Первую попытку в независимой Украине углубить путь для кораблей, идущих из Дуная в Черное море, сделал еще в 94-м году руководитель «Укрречфлота» Николай Славов: была выбрана трасса по Старостамбульскому гирлу. Однако ученые, к которым обратились проектанты, выступили против такого плана. Они мотивировали свои возражения тем, что в этой части реки сосредоточены все запасы дунайской сельди. Более двух лет шли дискуссии, и тем не менее работу с Николаем Славовым с теплотой вспоминают в академии. Он проявил гибкость и ум, понял логику возражений. Проект был снят. Однако пауза продолжалась недолго.

Новый этап дунайско-черноморской эпопеи начался 1 декабря прошлого года на рабочем совещании у тогдашнего первого вице-премьера Украины Юрия Еханурова. Минэкобезопасности, Минтранс и Минюст получили задание дать правовое обоснование для будущего проекта. Результаты работы указанных министерств представителям академии до сих пор узнать не удалось — по-видимому, никто этого поручения попросту не выполнил.

Но работа над проектом резко активизировалась после того как Министерство транспорта Украины возглавил Валерий Пустовойтенко. Это сразу же почувствовали в Национальной академии наук Украины, когда 27 февраля сюда пришло письмо от руководителя фирмы «Дельта-лоцман» господина Бездольного с сообщением о начале работ над новым проектом. Было странно, что обратился в академию руководитель проектной организации, а не министр транспорта с аргументированным разъяснением по этому вопросу. Тем не менее началась дискуссия, которой в академии поначалу не придали особого значения. Только предупредили фирму, чтобы она учла — объект, над которым работают, будет расположен на территории биосферного заповедника ЮНЕСКО со всеми вытекающими из этого последствиями.

Возможно, события и дальше развивались бы бесконтрольно, без необходимого правового, экологического и экономического обоснования, и Национальная академия наук Украины не обратила бы серьезного внимания на разворачивающиеся приготовления, если бы кто-то из журналистов не рассказал в СМИ о том, что приготовления к реализации плана идут полным ходом, что уже «забита» строка в проекте бюджета следующего года (с весьма немалыми деньгами). Более того, «Дельта-лоцман» уже в ноябре текущего года планирует задействовать свой мощный технический потенциал для расчистки гирла Быстре. Это подстегнуло ученых узнать: кто же, грубо игнорируя законодательство Украины и международные документы ЮНЕСКО, без спросу собирается начать строить на абсолютно заповедной территории? Следует подчеркнуть, что сертификат на организацию Дунайского биосферного заповедника подписан не только Президентом Украины, но и генеральным директором ЮНЕСКО.

К сожалению, не успели еще чернила высохнуть на подписях, а мы уже начали грубо нарушать свои же международные обязательства. И все это под аккомпанемент заявлений, мол, Украине нужен глубоководный путь. Хотя независимые экономисты утверждают: эта глубоководная, пардон, канава мало чему послужит для национальных интересов Украины. В материалах министерства нет доказательства того, как указанный канал сможет решить важные экономические проблемы. В Дунайском регионе весь грузопоток по реке уже пошел по трассе Амстердам—Констанца на глубоководье Черного моря. Водный транспорт все больше уходит от дельты. Это и экономически выгодно, и решает экологическую проблему — здесь водно-болотные угодья, дельта, находящаяся под защитой международных Рамсарских соглашений, к которым в 1982 году присоединилась Украина.

Долгосрочная стратегия в обустройстве порта, выбранная румынами, оказалась правильной. Мы же снова ищем какие-то сиюминутные решения. Ученые разводят руками — как так могло получиться, что повторяется ситуация, принесшая столько бед в советские времена? Особое удивление вызвало то, что молодая генерация украинских руководителей применяет приемы, которые, казалось бы, давно уже должны были отойти в прошлое. Судя по всему, то, что рыть канал нельзя, опираясь на правовые основы, инициаторов новой стройки совершенно не смущает: ну, так мы поменяем законы. Уже готов проект соответствующего указа Президента...

 

В поисках альтернативы

 

Реакция специалистов на разворачивающиеся работы не заставила себя ждать: академик НАНУ Дмитрий Гродзинский: «Открытие движения по руслу Быстре через абсолютно заповедное ядро является грубым нарушением требований ЮНЕСКО к биосферным заповедникам и вызовет международный скандал, приведет к лишению Дунайского биосферного заповедника международного статуса и введения моратория со стороны этой организации на создание новых биосферных заповедников».

Чл.-корр. НАНУ Игорь Акимов: «Возобновление движения по устью Быстре приведет к фрагментации ядра заповедника и его полной деградации. Значительно возрастут шумовые раздражители от землеснарядов, которые будут постоянно расчищать русло, и от грузовых судов река—море на фауну абсолютно заповедной зоны».

Академик НАН Украины Виктор Романенко: «Нельзя строить судоходные каналы в дельте и фордельте Дуная, где постоянно происходят процессы дельтообразования. Ежегодный сток реки Дунай составляет 204 кубических километра, в каждом кубометре воды находится до 600 г ила. Поэтому на расчистку устья Быстре при его возможной эксплуатации впоследствии нужно будет постоянно вкладывать значительные средства. Учитывая вышесказанное, ссылки на экономическую целесообразность предложенного хозяйственного проекта организации судоходства через заповедную зону (устье Быстре) являются безосновательными».

Позиция президента Национальной академии наук Украины Бориса Патона также не дает повода для двузначного толкования: «Реализация каждого из вариантов судоходного пути Дунай—Черное море, которые предлагаются в ТЭО, противоречат требованиям существующего законодательства о природно-заповедном фонде Украины, в частности, статье 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», которая запрещает какую бы то ни было хозяйственную и другую деятельность в заповедной зоне, противоречащую его целевому назначению.

Единственная возможность нарушения этих требований на заповедной территории — упразднение статуса биосферного заповедника (статья 54 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины»). Но такую крайнюю меру законодательство предусматривает лишь в случае, когда соответствующая территория утратила свои природные качества, которые были основанием для предоставления такого статуса. К этому необходимо добавить, что Дунайский биосферный заповедник НАН Украины решением ЮНЕСКО в декабре 1998 года включен в международный трансграничный румынско-украинский биосферный резерват ЮНЕСКО «Дельта Дуная»...

Канал необходим, но такой, чтобы не затрагивал интересы заповедника и минимально влиял на его функционирование. Я стою за альтернативный вариант. Надо рассмотреть варианты на глубоком правовом, экологическом, социальном и экономическом основании. К сожалению, нам предложен безальтернативный вариант — вот берите это гирло Быстре».

P.S. Президент НАНУ Борис Патон обратился к премьер-министру Анатолию Кинаху с просьбой поддержать ученых в вопросе о недопустимости строительства глубоководного судоходного канала Дунай—Черное море через абсолютно заповедную территорию Дунайского биосферного заповедника. Премьер отреагировал незамедлительно и дал соответствующее поручение разобраться в этом вопросе.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно