ТАК МРАЧЕН ЛИ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА XXI ВЕК?

Поделиться
Выглядывая утром в окно, что там за погода?, мы порой недоумеваем: погода как погода. И за что ополчились разбушевавшиеся экологи на давно знакомый по газированной воде и шампанскому углекислый газ, этот знаменитый СО2?..

Выглядывая утром в окно, что там за погода?, мы порой недоумеваем: погода как погода. И за что ополчились разбушевавшиеся экологи на давно знакомый по газированной воде и шампанскому углекислый газ, этот знаменитый СО2?

Между тем проблема неоднозначна и действительно глобальна. Впервые о возможном влиянии на климат избытка в атмосфере некоторых газов, накапливающихся в результате антропогенной деятельности, предположил еще в конце позапрошлого века нобелевский лауреат физико-химик Сванте Аррениус. Согласно его гипотезе, парниковый эффект заключается в том, что попадающие в атмосферу газы сильно поглощают тепло и задерживают тепловое излучение с поверхности Земли, тем самым повышая, как в замкнутом парнике, среднюю температуру планеты.

Давно открыт и «круговорот» углекислого газа в природе. Поскольку жизнь на Земле основана на углероде, большинство химических и биохимических процессов в биосфере представляет собой те или иные его превращения, прежде всего образование и распад его соединений с кислородом. Две «великие» реакции определяют эти процессы: реакция окисления углерода и образование углекислого газа (горение и гниение), и фотореакция с образованием клетчатки и молекулярного кислорода. Эти противоположные по своим результатам процессы составляют основу жизни на Земле и фундамент нашей цивилизации.

Огромную роль в процессе естественной стабилизации в природе содержания углекислого газа играет Мировой океан, где растворено 95 процентов мирового содержания этого газа. Растворимость СО2 в воде достаточно велика и сильно зависит от температуры: в теплой воде она сильно уменьшается, в результате чего прогрев океана всего на полградуса приводит к колоссальной эмиссии углекислого газа в атмосферу.

Однако далеко не во всех научных школах в области физики атмосферы, климатологии, геофизики, физики океана согласны с концепцией неизбежного глобального потепления вследствие накопления в атмосфере парниковых газов. Более того, в последние годы все большее подтверждение получает прямо противоположная точка зрения: изменение температуры Земли не зависит от содержания в атмосфере газов, обычно относимых к парниковым — метана, закиси азота, фреонов и, конечно, углекислого газа. То есть причину и следствие надо поменять местами. Не повышенное содержание СО2 в атмосфере приводило к потеплению, а в результате повышения температуры происходил выброс в атмосферу гигантских объемов углекислого газа — и без всякого человеческого участия!

Твердо установлено: с интервалом приблизительно 100 тысяч лет средняя температура изменяется с амплитудой 5—10 градусов. В пределах этого промежутка времени температурные колебания определяются очень сложными атмосферными явлениями и влиянием ближнего и дальнего космоса, в частности солнечной активности. Например, большая часть тепловой энергии в атмосфере не столько излучается в космическое пространство, сколько переносится воздушными потоками. А это уже совершенно другой механизм конвекции, который необязательно должен приводить к общему глобальному повышению температуры.

Огромный массив новых экспериментальных данных о процессах в атмосфере, полученный за сорок лет космической эпохи, в корне изменил многие представления науки о закономерностях формирования климата Земли. И прежде всего — об определяющем влиянии космических факторов. Суммарное действие космического излучения решающим образом влияет на процессы формирования, трансформацию и распад разных типов облаков. Причем солнечный ветер способствует образованию тонких облаков на больших высотах, а космические лучи — плотных на малых высотах. Влияние этих облаков на климат прямо противоположное: первые способствуют потеплению, вторые — похолоданию.

Накапливание научных данных о путях и механизмах климатических изменений привело к конкретным результатам в оценке происходящего мировым сообществом. В 1998 году бывший президент Национальной академии наук США Фредерик Зейтц представил на рассмотрение научной общественности петицию, призывающую правительства США и других стран отклонить подписание международного соглашения об ограничении промышленных выбросов парниковых газов (так называемого «Киотского протокола»). К петиции Зейтца прилагался научный обзор, из которого следовало, что статистическое обобщение данных почти трехсотлетних климатических наблюдений доказывает факт природного глобального потепления и, что самое примечательное, этот процесс слабо связан с антропогенной деятельностью.

Недавно появилось сообщение о том, что один из самых крупных ледников Антарктиды тает ускоренными темпами. За период с 1992 года он потерял 32 кубических километра льда. Если его таяние продолжится с той же скоростью, уровень Мирового океана поднимется на 5 метров.

Этот процесс идет лавинообразно. Наиболее пессимистически настроенные прогнозисты-экологи утверждают: в недалеком будущем таяние льдов Северного Ледовитого океана приведет к гибели Гольфстрима и подъему уровня Мирового океана на 60 метров. На местоположение Санкт-Петербурга тогда будут указывать только торчащие из воды верхушка купола Исаакиевского собора, шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости. Подобная участь постигнет Лондон, Стокгольм, Копенгаген и другие приморские города...

Для предотвращения катастрофических экологических последствий потепления и ликвидации уже имеющихся разрушений многие страны мира должны вкладывать значительные средства и предусматривать эти расходы в своих бюджетах. Но парадокс в том, что мировое экономическое сообщество сегодня идет по пути траты огромных денег прежде всего на ограничение выбросов парниковых газов путем реконструкции промышленности. Само по себе это оправдано, поскольку общее отрицательное воздействие антропогенной деятельности на природу очевидно, и не только с позиций предотвращения негативных изменений климата.

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) принята 9 мая 1992 года и вступила в силу 21 марта 1994-го. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне.

В конце 1997 года на Третьей конференции сторон РКИК в Киото был принят Киотский протокол РКИК, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Украину, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Сейчас Протокол ратифицирован почти 40 странами.

Весной 2001 г. США выступили с отказом участвовать в Киотском протоколе. Последующие действия Соединенных Штатов несколько сгладили острые углы и продемонстрировали возможность «раздельного» прогресса в деле предотвращения изменений климата. То есть пользу как от скоординированных действий в рамках Киотского протокола, так и индивидуальных шагов США.

Протокол вступит в силу только тогда, когда его ратифицируют 55 стран, причем среди них должны быть государства, ответственные за 55% выбросов СО2 развитых стран и стран с переходной экономикой. В 1990 году по общим объемам выбросов парниковых газов Украина занимала пятое место среди государств, внесенных в приложение А Киотского протокола. В 1998-м, в результате регресса в экономике и падения уровня производства, Украина переместилась на десятое место по объемам выбросов после США, России, Японии, Германии, Канады, Великобритании, Франции, Италии и Австралии. Тем не менее суммарная доля России и Украины составляет около 20%. Это означает, что если Россия и Украина не ратифицируют Протокол, то он в принципе не сможет вступить в силу.

Согласно Киотскому протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой, являющиеся сторонами протокола, должны в целом к 2008—2012 годам сократить свои выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 года. Уровень сокращения не одинаков. Так, развитые государства, в частности США, Япония и страны Европейского Союза, должны добиться такого снижения уровня выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 2008 — 2012 годы он был на 7, 6 и 8% ниже уровня 1990 года. Россия и Украина имеют относительно «мягкие» обязательства, от нас не требуется снижать выбросы ниже уровня 1990 года, но мы и не имеем права их превысить (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 год включительно).

Поскольку сейчас выброс России и Украины почти на 25% ниже, чем в 1990 году, и в ближайшие 10 лет не достигнет уровня 1990 года, основным обязательством наших стран по Киотскому протоколу становится учет и контроль выбросов и квот на выбросы, выпуск и регулирование «оборота» квот — разрешений на выбросы.

Несмотря на внешнюю запутанность и объемность задачи, создание системы учета и контроля не является ни очень сложным, ни дорогостоящим мероприятием. Необходимо как можно быстрее определиться с методиками учета объемов выбросов и ввести их официально на государственном уровне.

До 98% всех выбросов CO2 (или до 80% всего эффекта) дает сжигание ископаемого топлива: угля, газа и нефтепродуктов. Это означает, что проблема снижения выбросов — это проблема энергоэффективности и энергосбережения.

Еще в начале 70-х, анализируя возможные сценарии развития мировой экономики (тогда еще в условиях «холодной войны» между двумя мировыми системами и только зарождающегося развития «третьих стран»), группа экспертов Римского клуба под руководством Д.Медоуза обнаружила наличие общей зависимости между валовым внутренним продуктом (ВВП) и потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на душу населения в отдельных странах. Несмотря на различие социальных систем, геополитического положения, уровня экономического развития, существует определенная корреляция в этих показателях (рисунок). Самое удивительное заключается в том, что хотя мир и изменился за прошедшие тридцать лет коренным образом, эта зависимость существует и сейчас.

Можно выделить три характерные группы стран с низкой (Германия, Франция, Великобритания, Япония), средней (Беларусь, Польша, Чехия, Венгрия, Эстония) и высокой (Россия, Украина, Казахстан) энергоемкостью. К сожалению, Украина относится к разряду наиболее энергоемких «сырьевых» стран, для которых характерны высокие цены на наукоемкую продукцию и низкие цены на большинство видов сырья (кроме нефти).

Киотский протокол — первый международный документ, использующий рыночный механизм как подход к решению глобальных экологических проблем. В нашей стране технологический потенциал энергоэффективности и энергосбережения израсходован еще только на небольшую часть, в то время как в странах Европейского Союза, в Японии он уже почти полностью исчерпан. Поэтому выполнить тот или иной проект и снизить выброс в Украине существенно дешевле, чем в большинстве развитых государств.

Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный эффект — «передавать» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Для сотрудничества с развивающимися государствами предусмотрен в целом сходный механизм выполнения проектов, названный «механизмом чистого развития».

С целью содействия рыночным принципам создания эффективной системы снижения объемов выбросов парниковых газов Всемирный банк вместе с правительстом Швейцарской Конфедерации уже проводят в Украине работу по разработке проектов «совместного осуществления». Имеются конкретные предложения по восемнадцати проектам, правда, большинство из них находится пока в начальной стадии разработки. Общая предполагаемая стоимость этих проектов — порядка 475 млн. долларов США. Существует достаточно высокая вероятность получения этих средств по системе мирового рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Конечно, подъем экономики, на который сейчас направлены наши основные усилия, приведет к увеличению выбросов, однако по всем прогнозам их общий объем не превысит уровня 1990 года.

Таким образом, ограничения на выбросы парниковых газов, диктуемые Киотским протоколом, в ближайшие 10 лет не будут оказывать сдерживающего воздействия на украинскую экономику. Однако в этот период нам надо готовиться к последующему снижению выбросов — постепенно переходить на энергосберегающие технологии (что отвечает нашим целям и без Киотского протокола). Далее предполагается развитие обязательств на 2013—2017 гг. Вероятно, пока преждевременно ставить вопрос о численных обязательствах Украины на этот период, однако соответствующие исследования должны быть своевременно проведены с учетом хода выполнения планов правительства по развитию топливно-энергетического комплекса.

В рамках климатической Конвенции создаются два фонда по оказанию помощи развивающимся странам: «Специальный фонд для борьбы с изменениями климата» и «Фонд для наименее развитых стран».

В документах, касающихся организации помощи странам с переходной экономикой в создании систем и механизмов выполнения Протокола, говорится об активизации деятельности Глобального экологического фонда (а возможно, и других международных организаций) по помощи странам с переходной экономикой в следующих работах: построении национальных систем инвентаризации выбросов парниковых газов; составлении прогнозов выбросов; оценке воздействия изменений климата на экономику, социальные проблемы и экосистемы; в выполнении исследовательских, образовательных, мониторинговых и некоторых других программ.

В Украине пока нет ясной и отлаженной системы получения и использования средств Глобального экологического фонда. Уже подготовлен ряд проектов, но нужна продуманная система подачи и рассмотрения заявок, включающая четко прописанную процедуру и график рассмотрения, обоснованные критерии одобрения проектов и т.п. При наличии всего этого есть все шансы привлечь солидные безвозмездные средства и существенно облегчить создание и работу системы инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов, существенно поддержать климатические и социально-экономические исследования.

В документе детально прописано, как ведется мониторинг и верификация результатов проектов, каковы требования к контролирующим организациям, как ведется регистрация принадлежности и «движения» квот. Сами квоты разделены на 4 категории, то есть отдельно от «обычных» выделяются квоты, полученные по международным проектам (отдельно в развитых и в развивающихся странах), и отдельно — поглощение углекислого газа лесами.

Важный момент — требования к стране для начала передачи или продажи квот. Их всего четыре. Страна должна ратифицировать Протокол. Должна работать система инвентаризации выбросов, соответствующая разработанным международным требованиям. Должен работать национальный регистратор принадлежности и «движения» квот. Страна обязана в срок и в оговоренном объеме направлять в Секретариат соответствующую отчетность. В принципе все эти требования к началу торговли не представляют большой сложности, но требуют немало «бумажной» работы и определенных средств.

Также представляется важным, что стороны Конвенции решили «...воздержаться от использования единиц сокращения выбросов, полученных в результате использования атомных электростанций...» на чужой территории. Здесь, конечно, не имеется в виду какое-либо ограничение использования атомной энергетики ни в Украине, ни за рубежом, это просто не имеет к Киотскому протоколу никакого отношения. Речь идет лишь о том, что снижение выбросов, достигнутое с помощью атомной станции в чужой стране, например в Индии, не может быть передано Франции или России и не может быть предметом торговли квотами. Снижение выбросов, полученное за счет наших атомных станций в Украине, под данное ограничение, конечно, не попадает.

Зачет поглощения углекислого газа в результате лесохозяйственных мер также не может превышать предельных величин. Например, Россия, как «лесная» держава, настояла на выделении самого большого объема — 33 млн. тонн углерода в год (что в 2,75 раза больше, чем у Канады). С другой стороны, это всего около 4% от всех выбросов России (по состоянию на 1990 год, от которого ведется «отсчет» квот), то есть совсем немного.

Однако проблема не в цифре, а в том, как практически использовать эту квоту. Леса в Европе и Сибири растут намного медленнее, чем в тропиках, а затраты намного выше. Наши меры по управлению лесным хозяйством (посадка и возобновление лесов взамен вырубленных), увы, не смогут здесь конкурировать, а с нас будут требовать детальную ежегодную отчетность по этим мерам, что достаточно сложно и недешево. Так не лучше ли североевропейским странам вообще и Украине в частности пока, на первый пятилетний период обязательств по Протоколу, отказаться от использования таких лесных квот, сконцентрироваться на энергетических проектах, заключить с Европейским Союзом, Японией или другими странами соглашение о «зеленых» инвестициях в развитие энергетики с обязательным отчислением части средств на лесные, экологические и исследовательские проекты?

***

«Климат» — глобальное понятие, а все обсуждаемые ранее аспекты отношения человеческого сообщества к нему являются наглядным и ярким примером реализации попыток действительной интеграции усилий стран мира в решении общеземных, глобальных проблем.

Конечно, смущает то обстоятельство, что такая мировая интеграция с ее гигантскими организационными, материальными, интеллектуальными и эмоциональными затратами направлена на решение столь пессимистических проблем, как сохранение и даже спасение основ жизнедеятельности той самой «окружающей среды», которая ранее называлась природой. Значительно больший энтузиазм вызывало бы осознание того, что объединенные усилия мирового сообщества направлены на решение «красивых» и значительно более интересных задач, например организацию международной экспедиции на Марс или поиск внеземных цивилизаций. Но реалии XXI века, к сожалению, более жестоки. На первое место выходят проблемы, связанные с обеспечением выживания человечества как такового: борьба с терроризмом, голодом, эпидемиями, мировым дефицитом питьевой воды, сохранением окружающей среды.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме