Приключения кислых гудронов

14 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 14 июля-21 июля

У Львовщины новые заботы: с Грибовицкой мусорной свалки неожиданно, как-то по-злодейски начали вы...

 

У Львовщины новые заботы: с Грибовицкой мусорной свалки неожиданно, как-то по-злодейски начали вывозить кислые гудроны — «наследство» советских времен, «след» производственной деятельности Львовского исследовательского нефтемаслозавода, оставленный в период с 1957 по 1992 годы. Куда вывозят? Зачем? Эти вопросы волновали, будоражили людей, и, прежде всего, жителей сел Большие Грибовичи, Малые Грибовичи, Збыранка, Колония, Малехов, которым приходится жить по соседству со свалкой. Ведь речь идет о вредных отходах, которые опасны для здоровья человека и отравляют окружающую среду... В конце концов, что такое кислые гудроны, на Львовщине хорошо знают с тех недалеких времен (2002—2004 годы), когда в наш край, нарушая международные соглашения об охране окружающей среды, завезли около 25 тыс. тонн гудронов из Венгрии (а планировали завезти 60—70 тыс. тонн). Тогда общественность и пресса подняли шум, потому что вредные отходы пытались сжечь на Николаевском цементном заводе (Львовская обл.), на Добротвирской ТЭЦ — без разрешений, без экспертизы...

Ниточка, благодаря которой начал разматываться клубок

Информация о том, что с грибовицкими гудронами «что-то происходит», всплыла на поверхность неожиданно. Во львовских СМИ вдруг появилось разъяснение начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов во Львовской области Богдана Матолича: «Фирма из Макеевки, занимающаяся вывозом гудронов (20 тонн) с Грибовицкой мусорной свалки, не имела никаких разрешений, проектной документации на вывоз, поэтому им запрещено вывозить отходы до согласования документации». И далее: «В общем на Грибовицкой мусорной свалке хранится около 200 тыс. тонн гудронов (по информации, полученной несколько лет назад, — 500 тыс. тонн. — Т.В.). Фирма самовольно начала вывозить эти гудроны только на основании того, что у них есть договор, заключенный со Львовским исследовательским нефтемаслозаводом, являющимся владельцем гудронов».

Это сообщение стало ниточкой, благодаря которой начал разматываться клубок. Похоже на то, что власть не по собственной воле обнародовала эту информацию о запрете вывоза. Вероятно, ее подтолкнуло к такому шагу собственное расследование двух представителей грибовицкой общины — депутата Великогрибовицкого сельского совета Марка Шпикулы и активиста Комитета спасения Грибовичей Юрия Дмитришина. Мало того, расследование побудило этих двух молодой людей создать Комитет экологического спасения Львовщины.

Еще 6 мая им сообщили, что с Грибовицкой мусорной свалки начали вывозить гудроны. Они проследили, осуществляя фотовидеосъемку, как гудроны открытым способом, без каких бы то ни было средств защиты, загружал экскаватор в два чана, по восемь тонн каждый, и ежедневно утром машина отвозила их (нет, не в Донецкую область, что было бы вполне логично, если этим занимается макеевская фирма) на промышленную площадку Жолковского филиала «Райавтодора». Выяснили и название фирмы — «Алвема».

«У авто, перевозившего гудроны, отсутствовали предупредительные знаки об экологически опасном грузе. Если бы, не приведи Господи, произошла дорожная авария, все эти тонны опасного вещества разлились бы на асфальт... По нашим наблюдениям, гудроны перевозили в течение 24 дней по 16 тонн ежедневно (не исключено, что делалось и по две ходки), следовательно, вывезено около 400 тонн, а не 20 тонн, как считают в управлении экологии и, тем более, не шесть-семь тонн, как уверяли представители макеевской фирмы. Мы сделали запрос в Государственное управление экологии и природных ресурсов во Львовской области, обратились в природоохранную прокуратуру. Но ответа не получили», — говорит Марк Шпикула.

Что в действительности делали с гудронами в Жолкве? Представители власти уверяли через прессу, что в Жолкве гудроны не сжигали, а разогревали, чтобы загрузить в цистерны...

...Специалисты, имеющие дело с гудронами, не могут не знать: на каждый этап обращения с опасными, вредными отходами (от забора с озера, загрузки, до транспортировки, отгрузки и переработки) должны быть специальные разрешения экологических и санитарно-гигиенических служб. Это подчеркивает, в частности, заместитель директора по научной работе Института экологии Карпат НАН Украины, член коллегии Государственного управления экологии и природных ресурсов Оксана Марискевич: «Процесс погрузки, транспортировки и утилизации гудронов должен происходить под жестким экологическим контролем. Должна быть подготовлена соответствующая площадка, во избежание дополнительного загрязнения территории возле гудронного озера. Отходы следует загружать только в закрытые контейнеры, а люди должны быть обеспечены респираторами и спецкостюмами...» По словам эксперта, предприятие, вывозившее гудроны, должно в полном объеме придерживаться экологических норм безопасности. «В противном случае, это работа для прокуратуры», — сказала О.Марискевич.

Как объяснил адвокат Бюро экологических расследований Дмитрий Скрильников, существуют обходные пути: гудроны оформляют по документам не как опасные отходы, а как сырье, например горюче-смазочные материалы. На «манипуляции» с сырьем, в отличие от опасных отходов, не нужно специального проекта, разрешений. Известно, что некоторые страны применяют такие трюки. Фирма перевозит гудроны как сырье, работники, загружая и разгружая вагоны, не знают, что это опасно. «Подобное происходило с венгерскими гудронами, — вспоминает господин Скрильников, который тогда активно защищал интересы людей, которых отравляют. — Фирма «Осма-Ойл» перевозила их из Львовской в Сумскую область как строительные примеси». Это уголовное дело. Господин Скрильников также подчеркивает, что венгерская сторона так и не возместила Украине убытки, связанные с нарушением международных соглашений, в частности Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов.

Венгерские гудроны вредные,
а грибовицкие — «безвредные»?

«Тема гудронов периодически появляется в прессе. Приезжают разнообразные комиссии, говорят, что надо немедленно что-то делать. Но дальше деклараций дело не движется. Очевидно, грибовицкие гудроны являются не только опасными, но и прибыльными — хорошим бизнесом. Нам, представителям общественности, никто никаких документов не показывал, но по информации из собственных источников знаем, что грибовицкие гудроны имеют ценный для переработки химический состав. Современные НПЗ, перерабатывая сырье, оставляют лишь десять процентов отходов. А в советские времена, как нам объясняли, Львовский нефтемаслозавод не слишком экономил: взяли тонну нефти, а получили из нее только 200 кг какого-то нефтепродукта, остальное слили», — говорит представитель грибовицкой общины Юрий Дмитришин.

От первого заместителя начальника управления экологии и природных ресурсов во Львовской области Стефана Татуха услышала (информация на начало июля) следующее: «Государственную экологическую и санитарно-гигиеническую экспертизу процесс переработки грибовицких кислых гудронов на другой продукт не прошел. У нас нет документального подтверждения, каков химический состав этих гудронов и как они будут перерабатываться».

Председатель правления Львовского исследовательского нефтемаслозавода Сергей Шилюк сказал в интервью, что лаборатория завода сделала анализ гудронов. И даже показал документ, но, держа его на расстоянии. Очевидно, это коммерческая тайна. Но о «коммерческой тайне» и о моей встрече с господином Шилюком немного позже...

Технический директор фирмы «Алвема» Иван Клименко рассказал: «Мы делаем анализ этих гудронов в лаборатории в Макеевке. Брали анализ, чтобы узнать, что представляет собой продукт»... Следовательно, результатов анализа «Алвема» на момент моего разговора с ее техническим директором еще не имела, но уже успела «порасхлюпывать» гудроны, перевозя их по Львовской области? К слову, в прессе за минувший год я нашла комментарий тогдашнего начальника Госуправления экоресурсов Богдана Преснера, который, в частности, сказал: «Во Львовской области с грубым нарушением природоохранного законодательства находится на хранении свыше 900 тысяч тонн гудронов, принадлежащих к опасным отходам второго класса токсичности. 500 тысяч тонн... хранятся на опасном расстоянии от Львова (речь идет о Грибовицкой мусорной свалке. — Т.В.)». Обратите внимание на это — «второй класс токсичности».

Вспомнился факт о скандальной истории с венгерскими гудронами в Украине. Тогда одну из партий — около тысячи тонн повезли на ЗАО «Рыбоводческий цементный комбинат» и попытались там сжечь. Главный инженер, почувствовав что-то неладное, заказал экспертизу в Киевском институте экогигиены и токсикологии им. Л.Медведя. И получил выводы, подписанные директором института Н.Проданчуком: «Анализ представленных образцов модификаторов кислых гудронов показал, что они на 34—35 % состоят из смолистого вещества и на 65—66% из неорганического наполнителя. Учитывая наличие высокого компонента в предоставленных образцах модификаторов кислых гудронов, нецелесообразно их сжигать в цементной печи... из-за невозможности предотвратить загрязнение окружающей среды и негативное влияние на работающих и население. Концентрация токсичных выбросов в атмосферу будет оседать и приведет к их накоплению в почве и грунтовых водах, что может способствовать развитию онкологических, тяжелых кожных заболеваний и заболеваний органов дыхания».

Так откуда у львовских и донецких бизнесменов, у львовской и донецкой власти уверенность, что грибовицкие гудроны, в отличие от венгерских, «безвредные»?

Вот что рассказал Юрий Дмитришин: «Гудронные озера на грибовицкой мусорной свалке состоят из трех пластов. Нижний пласт — серная кислота. Средний — собственно гудрон. Верхний — жидкая фракция с примесями нефтепродуктов и частично серной кислоты. Глубина — семь-восемь метров мазутовидной смеси. Когда идут проливные дожди, ядовитая вода «выливается» через край. Серная кислота, находящаяся внизу, всасывается в песчаную почву и с грунтовыми водами растекается во все стороны. В радиусе 200 м она выжгла все живое. Деревья, которые росли там, власть дала команду срезать, — чтобы не было видно, что территория выжжена. Гудроны перетекают в села Малехов, Муроване, Сороки, потом попадают в реку Полтва, просачиваются в микрорайон улицы Щурата во Львове. В семи километрах от гудронных озер, в селе Борщовичах, начали бить кислотные источники...»

«Какие мы молодцы, что наконец вывозим гудроны»

Возможно, это самовнушение, но после поездки на Грибовицкую мусорную свалку к гудронным озерам два дня нездоровилось. Было жарко, вонючая пыль, гудронные испарения повлияли на самочувствие. И как здесь живут люди?

На берегу гудронного озера стояли два восьмитонных чана, наполненных гудронами. Тут же работала техника, расчищая площадку. Люди, находящиеся там, — кто работал, кто наблюдал (к слову, на них не было спецодежды), при виде посторонних начали обеспокоенно переговариваться между собой. Ко мне подошел молодой мужчина и назвался техническим директором фирмы «Алвема» Клименко Иваном Александровичем. Он объяснил, что происходит не загрузка и перевозка гудронов, а «осуществляются подготовительные работы. Мы заключили договор субаренды земли вокруг озера с владельцем гудронов Львовским нефтемаслозаводом. Будем у них забирать гудроны, — сказал он. — Есть готовое ТЭО (технико-экономическое обоснование), подписанное и утвержденное экологами. Институт «Львовгипронефтехим» делает нам проект. Этот проект «пошел» на подпись». А почему еще до подписания начались работы и вывоз гудронов? Объяснение: брали на пробу. Тоннами? А зачем возили в Жолкву? Куда девалась вода из озера (это 30—40 см), что на поверхности непосредственно находится пласт гудронов? Говорят: испарилась, потому что жара. Почему тогда на соседнем гудронном озере она не испарилась? Местные жители утверждают: воду откачали и слили в ров неподалеку, оголив пласт гудронов (что может быть подтверждением — гудроны все-таки вывозят).

...Пока я беседовала с господином Клименко, приехал председатель правления Львовского исследовательского нефтемаслозавода Сергей Шилюк с представителями из Австрии, которые также интересуются гудронами (так он объяснил позже). Сначала наша беседа шла не очень в доброжелательных тонах. Сергей Владимирович утверждал, что не должен «отчитываться» перед журналистами и общественностью, поскольку речь идет о коммерческой деятельности завода, о том, что он делает с гудронами, которые являются собственностью завода... Но ведь собственность эта специфическая: это не тапочки на продажу, а экологически опасный продукт, требующий соответствующего обращения с ним. Общественность имеет право знать, какой опасности ее подвергают (или ей необходимо доказать, что такой опасности нет — если это действительно так). Существуют законы Украины «Об отходах», «Об охране окружающей среды», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения». Наконец, есть Закон «Об информации», где прописано, что является конфиденциальной информацией, а что нет. Во всяком случае, люди имеют право знать все, что касается перспектив их самочувствия и здоровья. «Вы лучше попиарили бы нас, рассказали, что мы молодцы, что наконец взялись вывозить гудроны», — обижался Сергей Владимирович. Почему бы и нет? И почему бы, если руководство нефтемаслозавода действует прозрачно и у него есть все необходимые документы, не дать журналисту четкого ответа. Тогда не будет сомнений и подозрений. Ведь недоверие — от недостатка информации. Сергей Шилюк все же назначил мне встречу на заводе.

«До моего прихода
на завод гудрон разворовывали»

Сергей Шилюк, киевлянин, стал председателем правления Львовского исследовательского нефтемаслозавода в прошлом году. По его словам, придя на завод, он даже не знал, что будет иметь дело с гудронами. «Пришлось углубиться в гудронную проблему, — рассказал Сергей Владимирович. — Мы гудроны оприходовали, увеличили штат, чтобы выставить охрану. И сейчас, когда навели порядок, появилось много желающих на эти гудроны. Но как ставится вопрос: мы будем отбирать гудроны, а вы, завод, еще нам будете платить за это. А параллельно идут в экологические службы, в облгосадминистрацию, чтобы выбить под это бюджетные деньги. Это чистой воды аферисты. Собрав консилиум, мы ознакомились с выводами относительно химического состава гудрона и решили, что можем при наличии частного капитала начинать утилизацию. Решили попробовать сотрудничать с фирмой «Алвема» — на основании документов, которые они нам предоставили».

На расстоянии, не давая в руки, Сергей Шилюк показал лицензию фирмы «Алвема» и разрешения экологической и санитарно-гигиенической служб Донецкой области.

Сотрудничеству, по словам С.Шилюка, предшествовали встречи в облгосадминистрации. 30 сентября 2005 года был составлен протокол совещания по проблеме гудронов ОАО «Львовский исследовательский нефтемаслозавод». Его подписали, в частности, тогдашний первый зампред Львовской облгосадминистрации М.Сеник (сейчас он председатель Львовского облсовета), уже упоминавшийся Б.Матолич, С.Шилюк, директор «Алвемы» В.Бакулин. В соответствии с протоколом предусмотрена разработка проекта работ по грибовицким гудронам, фирма «Алвема» обязалась «представить разрешительные документы на перегрузку кислых гудронов на территории Рава-Русского хлебокомбината и разработанные ТУ на работу с кислыми гудронами». (А как именно собирались на территории предприятия пищевой промышленности перегружать гудроны?)

Протокол датирован сентябрем 2005 года. Что, до мая 2006 года не было времени предоставить проект на подписи и получить нужные разрешения? А если бы общественность не стала бить тревогу, а местные жители в буквальном смысле не стали паниковать? К слову, шум вокруг вывоза грибовицких гудронов Сергей Шилюк объясняет, в частности, так: «Весь сыр-бор от того, что с ростом цены на газ гудрон по воле обстоятельств стал бесплатным ресурсом, на котором можно заработать деньги. И многих это бесит. Ко мне уже многие бегали. Со мной в Киеве встречаются депутаты и представители этих депутатов... Меня все «душат»: «Отдай гудроны!». Заметьте: не утилизируй, а отдай! Ко мне уже обращались как минимум четыре-пять иностранных фирм...»

Конечно, и Сергей Шилюк прав. Но это вторая сторона вопроса. Сейчас общественность интересует не то, кто взялся вывозить кислые гудроны, а то, насколько безопасно для окружающей среды и здоровья людей это делается... Такой штрих. Макеевская фирма перевозила гудроны с Грибовицкой мусорной свалки на территорию промышленной площадки Жолковского «Райавтодора». В связи с этим в Жолковском районе сложилась чрезвычайная ситуация. Об этом 4 июля говорил на специальном совещании председатель Жолковской райгосадминистрации М.Заболоцкий. Было указано, что «Алвема» на базе Жолковского «Райавтодора» «арендует земельный участок на складе разгрузки щебня без согласования проектной документации, без разрешения на начало работ соответствующих служб, самовольно начала испытательные работы по подогреву кислых гудронов и погрузки их в цистерны для отправки в г.Макеевку на утилизацию».

А когда я несколько раз спрашивала у Сергея Шилюка, зачем «Алвема» возит гудроны в Жолкву и что она с ними там делает, он отвечал, что это его не касается, спросите у «Алвемы», нефтемаслозавода, речь идет о том, чтобы продать гудроны. «Возможно, «Алвема» что-то сделала по-ребячески в своих экспериментах», — сказал С. Шилюк. Ничего себе — «ребячество».

Ища в Интернете сведения о макеевской фирме, на сайте МЧС обнаружила сообщение Главного управления МЧС в Донецке о чрезвычайном событии, произошедшем в прошлом году в Макеевке по вине фирмы «Алвема». (Еще одно «ребячество»?) «Утром 28 декабря в Горняцком районе Макеевки на железнодорожной станции «Юбилейная» ГП «Макеевпогрузтранс» Минтопэнерго Украины произошло чрезвычайное происшествие. Из железнодорожной цистерны емкостью 60 тонн произошел разлив около 55 тонн каменноугольного масла. Груз ООО «Алвема» (г. Макеевка) направлялся от ст. Макеевка до ст. Новомосковск Днепропетровской области на шпалопропиточный комбинат г. Новомосковск. Площадь разлива жидкости составляет 1600 кв. м между двух железнодорожных полотен… Собрано около 20 тонн вещества… Причиной разлива послужило нарушение правил загрузки цистерны (неплотное закрытие сливной горловины)». Эту информацию могли свободно найти и руководство нефтемаслозавода, и львовская власть, прежде чем начать сотрудничество с «Алвемой».

Кто будет отвечать за нарушение?

За нарушение природоохранного законодательства к ответственности привлечен технический директор «Алвемы» Иван Клименко — на него наложен админштраф. И все.

В одной из львовских газет заместитель начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов Виктор Макарчук сообщил, что он посоветовал фирме извиниться перед жителями Грибовичей. «Ну, скажем, извиниться нужно было бы не только перед жителями Грибовичей, но и перед жителями Жолквы. Это во-первых, — комментирует Дмитрий Скрильников. — А во-вторых, меня поразила позиция государственного служащего, который выгораживает фирму и советует всего лишь извиниться перед людьми, в то время как нарушено немало норм законодательства, в том числе касающихся разрешительных документов по обращению с опасными отходами. Но это же дело прокуратуры! Кроме того, этот чиновник говорит, что, дескать, мы за деньги природоохранного фонда будем чистить территорию от загрязнения гудронами. Это поражает, ведь представитель государственного контролирующего органа должен был принять все меры, чтобы привлечь к ответственности виновных... Похожая ситуация, похожие комментарии этого чиновника были и в случае с венгерскими гудронами. Он всех убеждал, что те гудроны безопасны, что их едва ли не на хлеб можно намазывать. Все происходило по сценарию, который имеем сейчас...»

***

Утилизация кислых гудронов — проблема правительств многих государств. В Украине периодически появлялась информация о создании солидных государственных комиссий, которые наконец возьмутся за гудроны. Так, по инициативе Львовской облгосадминистрации в начале 2004 года при Минтопэнерго была создана межведомственная комиссия по решению вопроса технологии утилизации кислых гудронов. Комиссия еще тогда была намерена взяться за разработку условий тендера. Было, в частности, указано: чтобы получить преимущество в тендере, претендент должен продемонстрировать экологическую безопасность своего способа отгрузки и переработки. А что на практике? Ни прозрачного тендера, ни демонстрации экологической безопасности, ни контроля...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно